Новости

Известный актер и режиссер Борис Галкин: «В стране пущены на самотек образование, просвещение, воспитание»

 

Знаменитый десантник из «Зоны особого внимания» посещал Мордовию неоднократно. Был председателем жюри Фестиваля любительского фильма, который проходил в Саранске еще в советские годы. Приезжал с концертами. Последний раз это произошло лет семь назад… Очередной визит Бориса Галкина в столицу региона-13 состоялся в рамках празднования 65-летия Госфильмофонда. Он удивительно проникновенно исполнил со сцены Театра оперы и балета молитву собственного сочинения, когда-то записанную с церковным хором. Многие слушатели не могли сдержать слез! Вопросы актеру задавала ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВА.

 

— С каждым годом ваш город становится все краше, – говорит актер. – Главное — он чистый, и на улицах много улыбающихся лиц! На Троицу побывал с утра в величественном соборе св. Феодора Ушакова. У вас много прихожан, полнокровная служба, замечательный женский хор… Атмосфера по-настоящему вдохновляет, потому что здесь собрались истинно верующие люди, которые молятся с любовью, теплотой и истинным смирением.

«С»: Сегодня церковь все чаще критикуют, все меньше говорят об истинной вере…

— Все мы разные. От критиканства меньше веры не становится. Где-то она глубже, острее и ярче выражена. Понимаете, сегодня в мире много искушений. В первую очередь надо предъявлять претензии к себе… Не суди, да не судим будешь. Надо задаваться вопросом: до какой степени я сам чист и безгрешен? Душа любого человека и есть храм Божий. Мы созданы по образу и подобию Всевышнего. Другой вопрос: выбирает человек путь веры или нет. В русской церкви есть очаги истинной веры и служения. Я был на службе в мужском монастыре под Екатеринбургом, где находятся семь храмов во имя царских мучеников. Молодые монахи встали на молитву в шесть утра. На меня это произвело очень сильное впечатление, проняло до дрожи. В такой атмосфере чувствуется  особая собранность, ясность, чистота, сила духа. В ней ощущаешь себя бесстрашно и вдохновенно. Это настоящий духовный труд. Когда сталкиваешься с подобным, нападки на церковь выглядят нелепо.

«С»: Вы сняли фильм «22 июня ровно в 4 часа», который, к сожалению, не показали федеральные телеканалы. О чем эта работа?

— Очень люблю эту ленту. Она рассказывает о четырех днях перед войной. О том, что нельзя расставаться с родными, любимыми… Я почувствовал, что хотел сказать сценарист Владимир Трунин, Царство ему Небесное. Широкой публике он известен по картине «Белорусский вокзал». В центре повествования – история семьи. Как рассказывали мои родители, перед войной стояли необыкновенно хорошие дни. В Ленинграде были белые ночи: выпускные балы, все танцевали, пели… Происходил настоящий праздник жизни в предчувствии какой-то беды. Человек беспечен до тех пор, пока его не клюнет жареный петух. Нам свойственна безмятежность… Но даже если расстаемся на время, нельзя прерывать заботу друг о друге, внимание, любовь, бережность. Нельзя пребывать в беспечности, надо жить сердечной  заботой друг о друге. Вот что важно! С одной стороны фильм рассказывает историю одной семьи, с другой – касается всего Отечества в целом.

«С»: В последние годы кинематографисты наштамповали множество картин о Великой Отечественной по каким-то невнятным сценариям. Почему они игнорируют прекрасную военную литературу?

— Ой… (вздыхает — «С») Сегодня пишут, кто хочет и как хочет, и никто не несет за это ответственности. Я не могу комментировать, поскольку сам получаю много сценариев с приглашением сниматься… Если это большая роль, часто требую кардинальных переделок. Если авторы на это не идут, то не соглашаюсь сотрудничать. Сейчас пришли люди, которые даже не понимают природу драматургии. Особенно смешно вот что… Нередко сценаристу приходится предъявлять претензии, указывать на ошибки. Говорю, что так быть не может, это неправда, не точно… А он отвечает: «Я же пишу сказку!» Так что есть отговорка: если работа бездарна, беспомощна, не профессиональна, значит это – сказка! Понимаете? У нас много «волшебников», оторванных от жизни и не желающих ее знать. Они не читают, не работают над собой, не воспитывают в себе этот дар.

«С»: Зрителям запомнился прекрасный фильм с участием Владислава Галкина «В августе 44-го»…

— Да. Фильм получился востребованным и производит мощный эффект. Во-первых, Владимир Богомолов написал великолепно правдивую книгу. Владислав прочитал ее минимум пять раз, знал материал от корки до корки лучше режиссера. Во-вторых, Михаил Пташук и мой сын работали душа в душу, каждый дополнял друг друга с точки зрения понимания материала. Все делалось во имя темы – вот откуда взялась достоверная и притягательная история.

Галкин сокрушается, что молодежь видит мир в кривом зеркале Галкин сокрушается, что молодежь видит мир в кривом зеркале

«С»: Вы говорили, что ваш сын мог бы стать выдающимся спортсменом или дизайнером, но выбрал другой путь…

— Все, что Влад мог сделать в иных профессиях, он воплотил в актерской работе. Многие теперь говорят: пожил бы подольше – стал бы великим актером…. А он стал им! Ужасная трагедия в том, что рано ушел. У него были невероятное трудолюбие, знание человеческих характеров, стремление к постижению судеб и неутомимый душевный поиск. Посмотрите, как он держит автомат! Это золотые руки, которыми он умел делать все – из дерева, железа, ниток, веревок… У него была фантазия парящего в творчестве человека. Все воплощалось в его героях и никогда не повторялось. Это отличает Влада от других актеров. Таких трудяг немного…

«С»: В своих картинах вы тоже создавали образы настоящих мужчин. Почему таких личностей стало меньше?

— В целом поколение деградирует. Наступило время систем и корпораций, которые делают все за попадающего в них человека. Требуется одно: выполнять отведенные функции – от «а» до «я». В стране пущены на самотек образование, просвещение, воспитание. А ведь три этих кита составляют личностный стержень человека. Слово «просвещение» вообще ушло из употребления, хотя это основополагающее понятие жизни. Оно дает некое мировоззрение, чтобы человек видел мир и людей, давал точную оценку происходящему. Мог разобраться в окружающем и жить радостно, а не успешно. Это разные вещи. Откуда же явится воспитание? Его вообще нет. Есть настой на самость, личность. Во имя этого человек работает и не задает вопрос: «А какой я?» Однажды молодые журналисты на меня сильно обиделись за фразу «гниловатенький народишко», приняв ее на свой счет. Говорю им: «Вы докажите, почему я не прав». Где тот идеал, с которого молодые люди должны брать пример? Мне кажется, многие из них равняются на одного человека в зеркале. Они жертвы, а виноваты мы,  взрослые, и я в том числе… Сегодня мировоззрения людей невнятны, неточны, вне фокуса, нестойкие, сбитые. Но человек это не трава «перекати-поле». Нужно обладать сердечной ясностью, духовной стойкостью, просвещенностью и определенными знаниями. Именно в такой ауре и чувствах может уверенно жить его семья. Мужчина должен создавать эту атмосферу. А скажите, во многих семьях она есть? Говоря о молодежи, я сокрушаюсь именно об этом. Дай Бог им ясно увидеть правду и ложь, добро и зло. Разобраться, что важнее всего в жизни. Самое главное, в нашей стране продолжается завоевание пустых территорий и областей. Если мужская часть населения не будет стойкой в своем мировоззрении, на это место придут иноверцы. Россия, как явление, исторический феномен и государство останется на обочине истории.

«С»: А что вы можете сказать о нынешней власти в стране?

— Не очень понимаю, что такое власть, когда это касается служения в государстве. В царской России в большей степени было служение, чем властность. Я понимаю власть в спарринге… Или власть полицейского, когда перед ним преступники. А в государстве — что это? Конечно, и раньше были чудовищные помещики, которые издевались над крестьянами, но это скорее исключение из правил. В целом Россия являлась просвещенной и социально ориентированной страной. Были крепкое крестьянство, надежная рабочая сила, аристократы, дворяне, купцы… В этой сословной ясности общество процветало. К 1913 году мы были впереди планеты всей, нас невозможно было догнать! России не могли это простить, нас решили загубить, поэтому началась война… В старой империи было больше занятости и профессионализма. Крестьянин, рабочий, купец безупречно выполнял свои обязательства. Никакая власть не достойна поклонения – никакая! Потому что у каждого чиновника своя работа. Пока мы не станем относиться к должности премьер-министра как к обычной работе, ничего хорошего не будет. По Достоевскому «административный восторг» мешает жизни и процветанию страны. Мы до сих пор рассчитываем на милое мещанское благополучие и полагаем, что оно зависит от вышестоящего начальства. Опишу сцену из будущего фильма замечательного режиссера Виталия Бабенко. Мой герой ведет с сыном трудный разговор. «Матвеюшка, скажи, за что тебе дали командирские часы?» — «Была одна стройка…» — «А строили-то что? Небось, генеральскую дачу?» — «Отец, все-то ты знаешь..» — «Не все, но одно знаю точно – никогда не заискивай перед начальством. В конце жизни так погано будет…»

«С»: Вы говорили, что давно вкусили горечь звездного праздника и живете другим. А теперь что для вас самое важное в жизни?

— Не знаю… Я не строю больших планов. Сейчас по заказу Первого канала снимаю документальный фильм о сыне. Чем больше погружаюсь в эту историю, тем ближе он мне становится. Большое видится на расстоянии. К своему стыду в свое время я не успел посмотреть около 12 его работ. Теперь они произвели на меня сильнейше впечатление. Хочется обратить внимание на то, как работал Владислав, что он сделал, и что хотел сказать в киноискусстве. У него нет проходных тем. В каждой роли есть что-то важное. Работать буду не спеша. Денег на картину дали мало. Нужно успеет снять все времена года.

«С»: Вы по-прежнему не верите в официальную причину смерти Владислава?

— Не верю. Я обращал внимание экспертов на факты и детали, которые совсем не рассматривались. Как можно было не определить, чья кровь в квартире?! Я стучался в высокие кабинеты. В ответ – проволочка и отказ. В квартире сына нашли бокал со следами томатного сока. Значит, накануне кто-то там побывал. Сам Владислав пил исключительно свежевыжатые соки — яблочный или яблочно-морковный. Странным образом два его телефона забрали следователи. Их вернули через пять дней. На букве «В» были отмечены «враг 1», «враг 2», «враг 3»… Этих людей даже не допросили. Возможно, именно с ними связана смерть сына…

Личное дело

Борис Сергеевич Галкин родился 19 сентября 1947 года в Ленинграде. Прямой потомок фельдмаршала Михаила Кутузова. В 1969 году окончил театральное училище им. Щукина. Работал актером и режиссером в театрах Москвы и Новгорода. Снялся в 40 фильмах — «В зоне особого внимания», «Ответный ход», «Подросток», «Возмездие», «МУР»… С 1996 года – заместитель директора по производству киностудии им. Горького. С 2003-го — ведущий программы «Служу Отечеству!» на Первом канале. В 2008 году был президентом Гильдии актеров кино России. Первая жена – актриса Ирина Печерникова. Вторая – актриса, сценарист Елена Галкина (Демидова). Дочь Мария, по образованию журналист, сейчас работает поваром. Пасынок Владислав Галкин умер в 2010 году. Официальная причина – острая сердечная недостаточность. Третья жена – певица Ирина Разумихина.

340x240_mvno_stolica-s-noresize