Новости

Театральный режиссер из Саранска Дмитрий Белянушкин: «Дима Билан — приятный в общении человек»

 

Новый театральный сезон в Музыкальном театре им. Яушева откроется 25 сентября оперой Чайковского «Пиковая дама» в постановке уроженца Саранска, режиссера музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрия Белянушкина. Премьера спектакля состоялась два года назад. Недавно наш земляк поставил на сцене Большого театра оперу для детей «История Кая и Герды» по мотивам известной сказки Андерсена. О тайне Снежной королевы, любимой бабушке и творческих планах Дмитрий Белянушкин рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

 

«С»: В «Пиковой даме» вы совершили своего рода творческий эксперимент, перенеся действие пушкинского произведения в лихие 1990-е…

— Постановка получилось безвременная, вряд ли ее можно назвать новаторской или авангардной. Просто некоторые зрители оказались недостаточно подготовлены. На самом деле Мейерхольд и Немерович-Данченко все это создавали еще в начале прошлого века! Перенос действия в другое временное пространство нельзя считать авангардным. Ставя произведение, любой режиссер вне зависимости от времени его написания показывает историю о нас — сегодняшних людях. При этом вскрывает какой-то новый пласт… «Пиковую даму» я перенес в 1990-е не просто так. В те годы Россия испытала жестокий слом, смену ценностей. Появилась установка: живи красиво — умри молодым. Многие люди попали в кабалу игровых автоматов и казино. Страдали семьи… Мне показалось, эта тема тронет души зрителей. Многие их них узнают на сцене близких людей, которых уж нет в живых или, по счастью, повзрослевших и отошедших от этого безумия… Еще один важный момент — эта актуальность оперы, где человек стоит перед выбором. В спектакле есть несколько параллелей и цитат из других произведений и ничего экстравагантного! Ставил перед собой задачу не эпатировать зрителей, а максимально с ними сблизиться. Чтобы они забыли о театре и погрузились в мир Чайковского.

«С»: Есть желание поставить еще один спектакль на саранской сцене?

— Да. Мы хорошо сработались с труппой и главным дирижером театра Сергеем Киссом. Если коллектив осилил такое сложное произведение, как «Пиковая дама» Чайковского, ему по силам многое! К сожалению, отсутствие финансирования для любого театра — большая проблема. Конечно, можно поставить спектакль и на двух стульях, но ЗАЧЕМ?

«С»: Дмитрий, расскажите о ваших новых режиссерских проектах в Большом театре…

— В октябре в бетховенском зале состоится премьера триптиха музыкальных произведений для детей. Это «Гадкий утенок» Сергея Прокофьева, «Байки» Игоря Стравинского и «Сказка о попе и работнике его Балде» московского композитора Александра Праведникова. В декабре на новой сцене Большого запланирован вечер оперетт. А в апреле грядет важный для меня спектакль — «Каменный гость» Даргомыжского. О дальнейших планах пока говорить рано…

«С»: В прошлом году на сцене Большого театра с успехом прошла премьера оперы «История Кая и Герды»…

— Да. Это философская сказка для детей и взрослых. Мы долго искали подходящий материал…

«С»: А кто для вас Снежная королева?

— О, это долгий разговор! (Смеется — «С».) Перечитывая произведение, многие вещи открыл для себя по-новому. Там на самом деле все очень страшно. В сказке Андерсена и у композитора Сергея Баневича Кай — бездомный мальчик и не является братом Герды. Спектакль мне помогал ставить выдающийся художник Валерий Левенталь. В нашей трактовке Снежная королева — это образ отсутствия жизни. Статика, смерть. Она — некое инфернальное существо, забирающее детей в свое царство, откуда никто не возвращается. И Кай — не первый и, увы, не последний… Спектакль решен в традиционных формах. Но снежное царство представляет собой небольшие ледяные кафедры, за которыми сидят дети. Они — как за компьютером в офисе или за планшетом — перебирают льдинки. Кто-то уже пол­ностью замерз, кто-то еще шевелит руками… Мы сравнили это место с Бухенвальдом. Дети занимаются ненужной работой, пытаясь собрать слово «Вечность». Вот он, конец жизни. Это воплощение ухода ребенка от реальности. Первоначально Кай пытается вырваться из своего маленького домика, увидеть мир, но попадает в мертвое безжизненное пространство.

«С»: Очень узнаваемо…

— К сожалению, в нашей жизни все больше детей уходит в это пространство и живет в виртуальном мире. Подростки постоянно сидят в телефонах и планшетах. Порой кажется, что у них ледяные сердца! В «Снежной королеве» многие писатели находили фрейдистские мотивы, но я так не думаю.

«С»: Как спасти детей от такой «вечности» в реальной жизни?

— Все начинается с семьи. По мнению психологов, характер человека формируется до трех лет. К сожалению, часто наблюдаю, как молодые родители кричат на ребенка, бьют его. Не удивительно, что в подростковом возрасте утрачивается доверие к родителям и открываются другие, опасные миры.

«С»: Как повлияла на выбор профессии ваша семья? Возможно, свою роль сыграла бабушка — народная артистка Мордовии Любовь Денисова?

— Нет! Я всю жизнь бежал от театра. Профессионально занимался футболом. Покойный дедушка говорил: «Хорошо, что есть хоть один нормальный в семье!» Далекий от искусства! Позже я начал заниматься музыкой. Создал в Саранске группу. Вместе с Сергеем Воробьевым, Никитой Тепляковым мы играли фьюжн, джаз-рок, фанк… После 9-го класса решил поступить в колледж культуры. Поначалу хотел учиться на вокально-инструментальном отделении, но педагоги хитростью заманили меня на театральный! Первые два года бил баклуши, а потом возник вопрос: а что дальше? что я умею? Понял: только одно — ставить спектакли. Решил заняться этим серьезно и с первого захода поступил в ГИТИС. Кстати, бабушка была удивлена, для нее это стало полной неожиданностью! Там попал к хорошему мастеру Александру Борисовичу Тителю, который меня, учащегося четвертого курса, взял в московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Вначале я работал ассистентом, а потом мне доверили ставить первый спектакль.

«С»: А почему опера?

— По своей наивности думал, что драме уже научился, поэтому музыкальный театр интереснее (смеется — «С»). Оперный режиссер в профессиональном плане должен быть музыкально подкован. На мой взгляд, этот вид искусства глубже и интереснее, чем драма. Тем более когда речь идет о музыке великих композиторов, которая дает колоссальную энергию!

«С»: Чем увлекаетесь помимо работы?

— Ребята, с которыми я занимался музыкой в Саранске, перебрались в Москву. Когда есть время, мы собираемся, играем. Сергей Воробьев сейчас проходит кастинги на участие в проекте «Голос»… И все-таки практически все свободное время уходит на театр или что-то с ним связанное — смотрю постановки, читаю, слушаю музыку. А еще люблю гулять по Москве. Особенно в будни, когда на улицах мало людей.

«С»: Часто приходится общаться с медийными персонами?

— Я не любитель этим хвататься… В прошлом году, например, познакомился с Димой Биланом. Он привел на кастинг Катю — бывшую одногруппницу по Гнесинскому училищу. Я попросил Диму ей подыграть. Получилось неплохо. Так Катя попала в наш спектакль. Дима Билан — интеллигентный и приятный в общении человек.

«С»: Часто бываете в родном Саранске?

— Два раз в год. Когда-то мечтал отсюда уехать навсегда, а сейчас приезжаю с радостью. Тем более в Саранске остались преданные друзья, родные. В этом году у бабушки юбилей. Русский драматический театр запланировал ее бенефис. К сожалению, я не смогу его поставить — как уже рассказал, занят в других проектах… Но я обожаю бабушку. Она всегда меня поддерживала. Приезжает в Москву на все мои спектакли. Прямо высказывает мнение. Она — мой главный критик! Для меня бесконечно дороги ее поддержка, оптимизм. Занимаясь своей профессией, понял: Любовь Михайловна Денисова — действительно выдающаяся артистка с широким диапазоном. Способна сыграть комедию, гротеск и сразу перейди в трагедию, драму… Уверен, бабушка порадует своих многочисленных поклонников хорошим юбилейным спектаклем!

 

Личное дело

Дмитрий Белянушкин родился 6 марта 1988 года в Саранске. Учился в школе № 39. Сначала окончил МГУ им Огарева, затем получил профессиональное образование в ГИТИСе.

С 2011-го работал в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.  В течение 2012 года осуществил на сцене театра несколько самостоятельных постановок. В Воронежском театре оперы и балета поставил монооперу Ф. Пуленка «Человеческий голос». В этом же году стал победителем конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера», что давало право сделать самостоятельную работу в театре «Геликон-опера».

Заметным событием в 2013 году стала его постановка оперы Чайковского «Пиковая дама» в Музыкальном театре им. Яушева. Стал режиссером оперы С. Баневича «История Кая и Герды», премьера которой состоялась в 2014 году на сцене Большого театра. Сотрудничает с Екатеринбургским театром оперы и балета.

340x240_mvno_stolica-s-noresize