Новости

Актриса Ирина Муравьева: «Мат в кино категорически не приемлю!»

Ирине Муравьевой даже в голову не приходило ругаться в фильмах матом... Ирине Муравьевой даже в голову не приходило ругаться в фильмах матом…

Популярнейшая актриса Ирина Муравьева — умная, рассудительная, с тонким чувством юмора, открытая и доброжелательная… С «самой обаятельной и привлекательной» актрисой общался РОМАН ЮНЯЗОВ.

 

«С»: Ирина Вадимовна, что для вас важнее — театр или кино?

— Первое. Хотя именно роли в кино подарили мне известность. Когда я решила стать актрисой, у меня были возвышенные представления об этой профессии. Хотела сеять прекрасное, умное, полезное — то, что сама получала от искусства. Меня долго не принимали в театральные вузы. С большим трудом попала в студию при детском театре. После этого меня взяли туда на работу. Переиграв всех детей, животных и сказочных персонажей, решила поступить в ГИТИС. Я считала, что высшее образование должны иметь все люди, работающие в театре. Хотя, если бы сейчас его у меня не было, ничего бы не изменилось. В Театре Моссовета играла простых девушек, а уже в Малом театре переключилась на героинь классических произведений Островского, Чехова, Толстого, Достоевского. Вот так кратко можно описать творческий путь в театре. В кино попала случайно. Первым фильмом было «Чисто английское убийство» режиссера Самсона Самсонова. Мне повезло, что удалось поработать с таким мастером. Самсонов из тех режиссеров, который может раскрывать актера и подстраивать его под себя. Это было очень важно для молодого творческого организма, каким являлась я…

«С»: Потом была «Москва слезам не верит»?

— Да. Несмотря на ошеломляющий успех этой картины, наши коллеги и критики ее невзлюбили. В кинотеатрах был настоящий ажиотаж, я доставала своим родственникам билетики, потому что их было тяжело купить. А кинодеятели твердили, что этот фильм пошлый, больше напоминающий сказку. Тогда везде царили идеи авторского кино. А что «Москва слезам не верит»? Обычная история Золушки, превратившейся в принцессу. А когда картина получила главный приз американской киноакадемии «Оскар» за лучший иностранный фильм, то даже родился анекдот. Приходит телеграмма из Москвы в Америку, а там написано: «Москва в слезах! Не верит…»

«С»: Нравится смотреть свою игру на экране?

— Нет. Когда первый раз увидела «Чисто английское убийство», пришла в ужас! Мне казалось, что я лучше! И красивее, и профиль совсем другой… Я оценивала не свою игру, а внешний вид. Прошли годы, и я до сих пор не изменилась… Расскажу забавный случай. Мне не нравился сценарий фильма «Самая обаятельная и привлекательная», но после долгих уговоров режиссера я согласилась сниматься. Я не хотела смотреть это кино, так как считала глупым. Спустя несколько лет во время гастролей включила в гостиничном номере телевизор, а там «Обаятельную» показывают. Закрыла дверь, чтобы никто не увидел, как я смотрю фильм. Неожиданно он мне очень понравился. В Саранске зрителям фестиваля покажут «Китайскую бабушку»* с моим участием. Сама я еще не смотрела, но говорят, что картина хорошая. Так что вы увидите ее раньше меня.

«С»: А как вы относитесь к использованию в фильмах нецензурной лексики?

— Резко отрицательно! Когда «Москва слезам не верит» получила «Оскар», нас с Верой Алентовой возили по разным странам. В Италии тогда негативно относились к СССР. Нас спрашивали о том, где мы покупали обувь. Приходилось врать, что в Москве. В нас тогда играли патриотические чувства. Потом последовал вопрос: «Почему у вас в жизни ругаются матом, а в фильмах нет?» Мы были ошарашены,  так как не знали, что в заграничных фильмах нецензурно выражаются. В советском прокате этих слов никогда не переводили. Я даже не знала, что ответить. Ругаться непристойными словами в фильме для меня всегда было из разряда «нельзя без почему». Так же, как нельзя читать чужие письма. А сейчас в нашем кино это стало обычным делом. Все пришло именно с Запада, потому что у нас ничего не придумывают своего.

«С»: Бывали ли у вас творческие кризисы?

— Конечно, как и у всех актеров. Работая в театре Моссовета, стала получать меньше ролей, чем раньше. Тогда я была вне возраста — не молодая и не старая. Каждая женщина знает, как тяжело пережить этот период, а особенно актриса. Показалось, что во мне умер талант. Поверив в это, я уволилась из театра. Думала, буду жить по-другому. Но потом мой муж Леонид Эйдлин пожалел меня и взял на главную роль в картину «Эта женщина в окне». Я снова расцвела и опять почувствовала себя актрисой. После этого меня пригласили в Малый театр.

«С»: За что вам бывает стыдно?

— За свои поступки, за слова и даже за мысли. Да, да, нас осудят даже за мысли, не переживайте…

«С»: Существует ли дружба между актерами, которые снимаются в одном фильме?

— Существует. Совместная работа в фильме или спектакле — это больше, чем лежать месяц в одной больничной палате или несколько лет трудиться бок о бок в одном цехе.

«С»: Кто ваш самый любимый драматург?

— Островский. Обожаю играть в его пьесах. Мне нравится, что он уделяет большое внимание деталям в образе героя. Островский подсказывает, как нужно его сыграть. Поэтому к роли никогда не начинаешь готовиться с чистого листа.

 

Личное дело

Ирина Вадимовна МУРАВЬЕВА родилась 8 февраля 1949 года в Москве.

Народная артистка России. Лауреат Государственной премии СССР.

В 1977—1991 гг. работала в Театре имени Моссовета. В 1978—1982 гг. училась в Институте театрального искусства имени Луначарского.

С 1993 года — в Малом театре, где играла главные роли в «Вишневом саде» и «Чайке» Чехова, «Волках и овцах» Островского, других классических произведениях. Первой киноработой стала роль в фильме «Чисто английское убийство» (1974). Затем последовали картины «Иван и Коломбина» (1975), «Дуэнья» и «Небо войны» (1977), «Москва слезам не верит» (1978), «Охота на лис» (1979), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Карнавал» (1981), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Необыкновенное происшествие» (1986), «Руфь» (1989), «Мы странно встретились» (1990), «Милостивые государи», «Тартюф» (1991), «Бабник» (1992), «Эта женщина в окне», «Зефир в шоколаде», «Анекдотиада» и «Новый Одеон» (1993), «Первая любовь» (1994), «Любовь зла» (1998); сериал «Не родись красивой» (2005).

Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Знак Почета. Супруг — кинорежиссер-постановщик Леонид Даниилович Эйдлин. Два сына: Даниил (1975 года рождения) и Евгений (1983).

Ирина Муравьева — верующий человек. В детстве ее крестили в Новодевичьем монастыре.

340x240_mvno_stolica-s-noresize