Авто

«Газель» V8 300 л.с.

Выхлопная система от БМВ седьмой серии перед установкой на «Газель» © Из архива владельца

Как саранские мастера в нижегородский грузовичок японский мотор от «Лексуса» с АКПП установили

Есть в России шикарные специалисты, которые не только лимузин для Путина построить могут, но и заставить грузовую «газель» ездить быстрее многих легковушек. До первых денис тюркин пока не добрался (почивают на лаврах после президентской инаугурации), а вот плоды труда вторых — свопнутый* грузовичок и самодельный прицеп-кемпер — оценил.

* под термином «своп» подразумевают замену мотора и/или трансмиссии транспортного средства. Слово произошло от английского swap (в переводе просто «замена»), потому на Руси часто говорят «свап», но английское-то слово произносится через «о», значит правильно писать «своп».

Моторы

«Ну что, прокатимся для начала?» Житель Саранска Сергей не похож на представителя тюнинг-ателье вроде West Coast Customs из американской культовой передачи «Тачка на прокачку», как и его тентованная «Газель-Некст» ничем не выдает себя. Просто тентованная «газель». Но когда мы неспешно едем по территории одной из промышленных зон Саранска, я не узнаю повадок нижегородского грузовичка. Где тарахтение китайского «Камминза»? Или нудный зуд ульяновского бензинового мотора? Почему не слышно гула коробки?

Нет, ребята, это не доработанный заводом «Некст». Перед выездом на пустую улицу мы останавливаемся, а затем Сергей наступает на педаль газа. «Газель» берет с места с таким ускорением, что хочется ущипнуть себя: точно мы не в «Ленд-Крузере 200»? И не в БМВ? Улыбка становится все шире, потому что выхлопная система аккомпанирует мотору, как умеет только специалист с мировым именем. Господи, это праздник какой-то!

«Я уже не в том возрасте, чтобы хулиганить в городе, но иногда могу показать, на что способен этот автомобиль! — улыбается Сергей. — Конечно, соседи по потоку не ожидают такой динамики от обычной с виду грузовой «газели». Мощный мотор хорош за городом, на трассе, когда нужно обогнать. А так у меня крейсерская скорость 90–100 км/ч».

© Денис Тюркин

Этот грузовичок 2013 года выпуска был куплен подержанным в 2016-м. Под капот вместо заводского мотора саранскими мастерами втиснут восьмицилиндровый трехсотсильный 3UZ-FE с автоматической шестиступенчатой коробкой, которые в начале 2000-х устанавливались на автомобили корпорации «Тойота». Не абы какие — флагманские! Lexus LS, GS и SC (было такое люксовое купе) и их праворульные аналоги Toyota Celsior, Aristo и Soarer. Более того, этот двигатель, форсированный, активно использовался на «силуэтах» японской гоночной серии Super GT.

«Братишка мой, Николай, увлекается внедорожниками — ремонтирует, тюнингует, благодаря ему «газель» и оснастили другим мотором, — рассказывает Сергей. — А началось все лет пять назад с «Газели-Фермер» цвета «мурена», тоже с тентованной платформой. «Родной» мотор меня не устроил, потому сначала поменял его на ЗМЗ-409. Бестолковый в некоторых ситуациях. Потому закралась мысль: а не поставить ли мотор от чего-то более серьезного? Еще насмот­релся разных записей на «Драйве»… («Драйв2», автомобильный сайт — «С») Я пристал к брату, говорю: давай шестицилиндровый какой-нибудь поставим. Он: отстань! Но через некоторое время ситуация изменилась: уже он стал меня упрашивать, так как познакомился с ребятами из Ульяновска, активно практиковавшими установку тойотовских шестицилиндровых моторов — рядных JZ и V-образных 5VZ-FE. Стали думать. Решили, что для такой машины этих моторов маловато. Потому решили сразу ставить восьмицилиндровый 1UZ. Сделали. Ох, и звук у него был! «Банки» стояли от БМВ, потому под открытым дросселем мотор звучал как надо. Даже на холостых — породистый звук!»

Хирургическая операция по вживлению японского сердца нижегородскому пациенту проводилась в личной мастерской Николая. Но из-за скромных размеров помещения пациента… пришлось располовинить. Для этого сняли кузов и разобрали скрепленную болтами раму (ранее она была удлинена в нижегородской мастерской). Потому в гараж затолкали только переднюю часть «газели». Сам двигатель (подержанный, в сборе с АКПП) купили в Пензе за 50 тысяч рублей. В 5 тысяч обошелся радиатор. Выхлоп — полностью из нержавейки — в 15 тысяч. Плюс затраты на сварку и прочее. Сергей признается, что к концу работы затраты уже не считали. «Думали, лишь бы закончить!» — говорит он. В ходе обкатки первой «газели» V8 на скорости 90 км/ч в прямом смысле вылезла проблема: длинный карданный вал на подвесном фактически завернулся в узел, повредив часть выпускного тракта. Хорошо, не «потащил» за собой коробку… Так ребята опытным путем поняли, что длина одной трубы кардана не должна превышать 1 м. Этот грузовичок был продан после двух лет эксплуатации: заинтересовался случайный человек.

Тогда Сергей принялся искать «Газель-Некст» без мотора, чтоб не тратить время на лишнюю операцию. Он уже знал, что «вживит» в эту машину V8. Но подходящий вариант так и не был найден. Пришлось покупать «Некст» с мотором. Кузов и движитель сразу продали, а вырученные средства пригодились для приобретения контрактного 3UZ-FE с экологическим классом «Евро-4». Выбор на этот двигатель пал в том числе, и из-за класса. По российскому законодательству при замене силовой установки нельзя «понижать класс». В качестве глушителей были использованы «банки» с вакуумными заслонками от БМВ седьмой серии. Вот откуда породистый звук!

Особых сложностей с внедрением не было, так как брат Николай после первой «газели» уже провел едва ли не десяток подобных операций на микроавтобусах, в том числе иномарках («Фольксваген-Крафтер», «Форд-Транзит» и т. д.). В качестве «сердца» выступал только тойотовский восьмицилиндровый мотор с АКПП. К мастеру приезжали клиенты даже из других регионов.

Тот самый почти завязанный в узел кардан © Из архива владельца

«Опытным путем мы поняли, что чем меньше при пересадке остается «родных», газелевских деталей, тем лучше, — поясняет Сергей. — По механике-то для нас вопросов вообще не существует, это все просто. А вот по электрике… Тут есть нюансы. Брат нашел для этого специалиста. Сейчас делают «Фольксваген-Крафтер» из Саратова. Там CAN-шина, то есть проводов, по сути, немного, но чтобы «женить» японский мотор с «немцем», пришлось хорошо подумать».

У «Газели-Некст» изначально проблем с электроникой не было, но недавно «выскочила» ошибка на панели приборов. Сергей говорит, что знает, в чем причина, и в ближайшее время все решит. Также как и небольшое «пинание» коробки. Происходит это, когда, например, медленно подкатываешь к светофору и останавливаешься. «Не все контакты запитаны, — объясняет он. — Потому коробка в некоторых случаях плохо «понимает», что с ней происходит. Кстати, хорошо, что конкретно у этой машины нет АБС. В ином случае было бы сложнее все «поженить», потому что электроника силового агрегата «завязана» на АБС… Какой расход топлива выходит? Как топнешь. Самое меньшее, что получалось, — 20 литров на сотню. Но это на газу, здесь стоит газовое оборудование».

С момента «пересадки сердца» «Некст» проехал более 70 тысяч км. Как и с первым «пациентом» случилась проблема с карданом. Но в этот раз не из-за конструкторского просчета. Скорее, по глупой случайности. Ехали с грузом из Нижнего Новгорода. Остановились на АЗС. Заправились. И надо же этому случиться, при переключении из «паркинга» в «драйв» нога у водителя соскользнула с педали тормоза, ударив по акселератору. Колеса, естественно, не смогли провернуться, потому из-за ударной нагрузки разрушился карданный вал. Опять же: хорошо, не повредив важные детали. После замены крестовин на месте происшествия «газель» поехала дальше как ни в чем не бывало. Кстати, «родных» подвесных на кардане хватает на 20–30 тысяч км. Как победить эту болячку, пока не решили. Также в первую зиму потекли два уазовских радиатора, установленных для охлаждения АКПП. Причина — неверно подобранный хомут на месте крепления шланга к штуцеру. Решилось все копеечной заменой.

Что еще осталось сделать? Сергей хочет доделать кулису, чтобы перенести рычаг КПП на переднюю консоль, как у новых «некстов». Пока же коротенький рычаг ютится на полу между сидень­ями, и к нему надо неудобно тянуться. Да и декоративной крышки нет. Но самым главным владелец считает узаконивание всех изменений в ГИБДД. Процесс идет, но очень медленно… Он нов как для автовладельца, так и для сотрудников контролирующего ведомства.

Платформа и прицеп

Заменив мотор с коробкой, саранские мастера не успокоились и «сочинили» собственную платформу для грузовичка, а вместе с ней — и каркас для тента. Пол грузового отсека опустили, и теперь запаска, ранее закрепленная на раме, лежит в кузове, рядом с лебедкой. В задней части сделали скос, чтобы удобнее было загонять автомобиль внутрь («газель» часто выступает автовозом, а однажды внутри перевезла 12 легковых прицепов). Есть скос и спереди у тента, отчего сбоку машина смотрится необычно. Сергей говорит, что у такой схемы есть два преимущества. Во-первых, нет необходимости устанавливать обтекатель. Во-вторых, скос является продолжением крыши, а значит, есть возможность ее немного расшторить и в образовавшийся люк вытянуть длинномеры. «При желании можно перевозить восьмиметровые вещи, и все будет проходить по габаритам, — утверждает владелец. — В итоге у нас вышло что-то среднее между крытым эвакуатором и универсальной платформой. Кстати, переднюю подвеску не дорабатывали, а вот в заднюю к штатным рессорам дополнительно установили пневмобаллоны. После автоспорта мы хорошо думаем над конструкцией. Потому что, чем больше усиляешь что-то, тем большим становится вес, а значит, требуется дополнительное усиление, а это увеличение веса и замкнутый круг. Нужен баланс».

А еще Сергей сейчас доделывает прицеп-кемпер. Он полностью фанерный, но отделан алюкобондом. «Придумывать мне ничего не нужно было, по сути, — признается Сергей. — Все придумано уже было американцами. Сзади отсек для кухонных принадлежностей. Внутри прицепа — места для сна длиной 2 м. Поместятся двое взрослых и ребенок. Над ногами расположены отсеки для разных вещей. Все будет подсвечено. Советовался с ребятами, выпускающими в Саранске легковые прицепы. Конструкцию одобрили. Только сказали, что маловат запас прочности дышла. Мол, его нужно усилить. Подумаю как…»

Прицеп скоро появится на улицах Саранска © Денис Тюркин

В кухонном отсеке мойки не будет: автор считает, что вода повредит конструкции. Она же главный враг петель подъемной двери кухонного отсека. Потому Сергей установил специальные защищенные петли. «Еле нашел, большая редкость!» Скоро самодельный прицеп зарегистрируют в ГИБДД. Проблем пока нет, процесс регистрации, в отличие от моторных транспортных средств, несложный. Для этого требуется только документ о присвоении VIN, выдаваемый в НАМИ, и свидетельство о безопасности колесного транспортного средства. Испытания прицепов не проводятся.

Напоследок Сергей вспоминает, откуда у него с братом тяга к таким делам. «От деда Николая! В 80-х годах он из внедорожника ГАЗ-69 сделал УАЗ-469, и тем самым стал одним из первых частных владельцев такой машины. Заменил раму, двигатель, кузов и мосты… Я еще помню, как помогал крылья красить. Вот с тех времен и тяга у нас к пере­делкам!»

Новости партнеров