Транспорт

Фотопредставление: пожарные машины Мордовской АССР

Минувший апрель стал юбилейным для пожарной охраны России. 17 числа в 1918 году Владимир Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем». В 1968 году в том же месяце в Мордовии образовалась дежурная служба пожаротушения. Приказом министра охраны общественного порядка МАССР были введены три единицы должностей дежурных по городу, майоры внутренней службы. Дежурили сутки через двое и поначалу отвечали только за Саранск, но вскоре для руководства тушением пожаров и проведения проверок стали выезжать и в районы республики. По данным пресс-службы ГУ МЧС по РМ, первые пожарные авто появились в Саранске в 1936 году. На этих фото, предоставленных ведомством, вы видите не только саранские машины, но и районные. Экспертом, составившим подписи к ним, выступил саранский любитель олдтаймеров Дмитрий Муромцев. Помогал ему Денис Тюркин.


На снимке, возможно, какое-то пожарное подразделение Саранска 30-х годов. Точно определить марку автомобиля нам не удалось. Это может быть и что-то на шасси московского завода АМО (ЗИС), например, пожарный АМО-3. Может быть и ПМЗ-2 на шасси ЗИС-42, но сверху не видно лестницы, и у ПМЗ-2 кабина покороче будет. А может быть и иномарка, ведь в первые годы советской власти Правительство посчитало целесообразным направить около 50 тысяч рублей золотом на закупку за рубежом самого современного пожарного оборудования и прежде всего автонасосов.


Пожарный автонасос-линейка ПМЗ-1 на шасси ЗИС-11 (удлиненное шасси трехтонки ЗИС-5). Начало выпуска — 1934 год, конец — 1941-й. Любимица пожарных. Благодаря относительно мощному мотору к насосу можно было подключить четыре ствола. Экипаж внушительный: 16 человек, но на фото мы видим только шестерых. Не исключено, что снимок сделан в послевоенные годы. У двух пожарных — обычные фуфайки, у двух — что-то вроде войлочных боевок. Вместо шлемов — обычные шапки-ушанки.


На фото — пожарный из Атюрьева Серафим Ташкаев, родившийся в 1926 году. Прошел снайперскую школу на Дальнем Востоке. Участвовал в разгроме Квантунской армии на территории Манчьжурии. Награжден медалями «За боевые заслуги» и  «За победу над Японией». Демобилизовался в 1951 году, а в 1958-м пришел в противопожарную службу в часть, охраня­ющую Атюрьевский район. Проработал там почти 28 лет. На фото он рядом с пожарным автонасосом ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (выпускался в 1930-1940-е). Экипаж состоял из восьми человек. Помимо цистерны с водой, машина везла на себе пеногенератор.


Как утверждают в пресс-службе ГУ МЧС по РМ, на данном снимке запечатлен первый пожарный автомобиль Ардатова. Он поступил на вооружение в 1949 году. И это также ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. Обратите внимание на цепи на ведущих колесах: бездорожье-то было жутчайшее! Сейчас такой «улучшатель проходимости» можно увидеть в Мордовии лишь на тракторах в сельхозпредприятиях.


Пожарная автоцистерна АЦП-20 (63) модель ПМГ-19 на базе полноприводного ГАЗ-63 грузоподъемностью 2 000 кг. Сам ГАЗ-63 выпускался с 1947-го по 1968 годы, но фото, судя по всему, сделано в конце 50-х. Здесь не видно номера, но есть еще одно фото, возможно, этой машины, где заметна табличка образца 1946–1959 годов. У автоцистерны был насос и пенообразователь. Забор воды из водоема был возможен с помощью газоструйного вакуум-аппарата, работающего за счет использовании энергии выхлопных газов двигателя. Вес с полной нагрузкой и экипажем шесть человек составлял 5 400 кг. Машина производилась Варгашинским заводом противопожарного оборудования (Курганская область, работает до сих пор). Фара над лобовым стеклом — сигнальная, включалась, когда машина мчалась на пожар. Обратите внимание на отсутствие щеток стеклоочистителей. Дефицит в советские годы!


«Дежурный караул ППЧ-1 (профессиональная пожарная часть — «С») в 1963 году у автомобиля МАЗ-205». Вообще-то правильно модель называется АЦ-45 (М205) модели ЦА, которая выпускалась на шасси МАЗ-205 грузоподъемностью 6 000 кг. Возможно, это самая редкая модель из всех здесь представленных. По разным данным, количество выпущенных за все время АЦ-45(М205) не превышает 72 единиц. Интересно, что кабина у этой машины была деревянно-металлической, а объем цистерны для воды равнялся внушительным для того времени 5 «кубам».


«Команда ППЧ-9, занявшая первое место на республиканских соревнованиях в 1976 году». Победители стоят на фоне АЦ-30 (130) модели 63А — пожалуй, самого массового пожарного автомобиля СССР. Массовое производство этой автоцистерны на шасси ЗиЛ-130 начинается на Прилукском заводе (Украина) в 1964 году. Собственно, модернизированная модель 63А появилась два года спустя и выпускалась потом еще 19 лет. В год таких автомобилей производили больше тысячи экземпляров.


Это здание пожарной части на улице Коммунистической в Саранске, сохранившееся до сих пор. Слева — направо: — внедорожник ГАЗ-69 или обычный, гражданский, или ПМГ-20 с насосом, привод которого осуществлялся от раздатки через дополнительный карданный вал, который стоял за передними сидениями в кузове. Но не видно кожухов для пожарных рукавов на крыше. Потому все же, скорее всего, обычный ГАЗ 69. Может штабной; — ПМЗ-27 на полноприводном шасси ЗИЛ-157 по кличке «Захар», или «Колун». Машина легендарная без оговорок. Прародитель пожарной машины АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131. ПМЗ-27 был принят в серийное производство в 1958 году. До этого на заводе в Прилуках на шасси ЗИЛ-157 ставили морально и технически устаревшую пожарную надстройку ПМЗ-13. Была еще ПМЗ-27А — более поздняя модификация с лафетным стволом (но у «нашего» ПМЗ вроде как нет лафетного ствола); — автоцистерна АЦ-45 (М205), она же — на фото 7; — пожарная машина на шасси ЗИС-150 или ЗиЛ-164. Морда закрыта утеплителем, поэтому точно определить сложно; — АЛГ-30(157)-Л20 на шасси ЗИЛ-157К (1966-1980). Это первая в СССР 30-тиметровая автолестница с гидравлическим приводом на таком шасси. Наличие гидропривода обеспечивало возможность плавного реверсирования и регулирования скоростей движения лестницы от нуля до максимума и значительно упрощало управление. Производитель — Торжокский машиностроительный завод. Высота подъема 30,2 м (с допколеном — 32,2 м). Максимальный вылет с нагрузкой 100 кг — 13,5 м. Максимальный угол наклона — +78 градусов. Экипаж — 3 человека + 2 на платформе.


АЦ-30(53А)-106В 1980 года на шасси ГАЗ-53 грузоподъемностью 4 000 кг. Пожарная машина была рассчитана на шесть чел. Емкость баков для воды и пенообразователя составляла 2 090 и 95 л соответственно. АЦ-30 развивал максимальную скорость 80 км/ч. Машина работала в пожарной части №41 в Саранске, ныне несуществующей.