Происшествия

«В Саранске мы откармливались и поправляли здоровье…»

Звезда легендарной оперы «Юнона и авось» Елена Шанина — о своих родственных связях с Саранском, творчестве и современном обществе

Звездные работы Елены Шаниной — в спектакле «Юнона и Авось» и фильмах «Аты-баты, шли солдаты» и «12 стульев»... Звездные работы Елены Шаниной — в спектакле «Юнона и Авось» и фильмах «Аты-баты, шли солдаты» и «12 стульев»…

10304 15.04.1983 Заслуженная артистка РСФСР Е. Шанина в роли Кончиты и заслуженный артист РСФСР Н. Караченцов в роли графа Резанова в спектакле «Юнона и Авось». Юрий Королев/РИА Новости

«Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь…» — эту песню из легендарной рок-оперы «Юнона и Авось» знают, пожалуй, все. Одноименный спектакль был поставлен в «Ленкоме» больше 30 лет назад и до сих пор остается в его репертуаре. Изначально главные роли в спектакле режиссера Марка Захарова сыграли Николай Караченцов и Елена Шанина, она же — колоритная Эллочка-людоедка из многосерийного фильма «12 стульев». Оказывается, эта замечательная актриса имеет к Мордовии самое непосредственное отношение. Детство Елены Шаниной связано с Саранском, где жили ее бабушка и дедушка по отцовской линии. О своих корнях, дочери, актерской и педагогической стезе народная артистка России рассказала ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

 

«Дедушка и бабушка долго жили в Саранске. У Николая Ивановича и Надежды Ильиничны было трое детей, среди них — мой отец. Дедушка трудился главным бухгалтером на консервном заводе. Помню, как по утрам оттуда за ним приезжал автобус… Бабушка к тому времени не работала. К ней на лето закидывали внуков. В Саранске мы откармливались и поправляли здоровье! Поначалу у моих мордовских родственников было небольшое жилье с палисадником — это я помню смутно. А потом бабушка с дедушкой переехали в трехкомнатную квартиру. Она располагалась в большом сталинском доме недалеко от железнодорожного вокзала. Помню основательные железные кровати с «шишками», тумбочки, фикус… Бабушка занималась домашними заготовками. Дедушка любил покушать, и она всегда готовила вкусные обеды. В большом дружном дворе я проводила практически все каникулы вместе с двоюродными братьями и сестрами, которые приезжали из Москвы. В Саранске у меня было много друзей.  Сережка Тощаков работает сейчас в столице на скорой помощи… Помню, играли в казаки-разбойники, трех мушкетеров, катались на каруселях. И на всех ребят был один велосипед! После того как дедушка умер, бабушка переехала в однокомнатную квартиру на окраине Москвы. Мои родители вернулись из Казани на родину мамы — в Питер. А я перебралась в Москву. С тех пор в Саранске была давным-давно — с гастрольным спектаклем».

Шанина1«С»: Ваша творческая судьба сложилась удачно. В 21-летнем возрасте попали в театр «Ленком», сыграли 12 главных ролей… Востребованы ли вы сейчас в профессии?

— Да. Работаю. Слава Богу! В «Ленкоме» играю в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки». Занята в постановке Михаила Казакова «Любовь по системе Станиславского». Сейчас репетирую премьерный спектакль Валерия Гаркалина «Кто там». Кроме того, преподаю в ГИТИСе. Уже профессором стала! (Смеется — «С».)

«С»: Ваша дочь Татьяна училась у Валерия Гаркалина…

— Да. Год назад получила красный диплом. Потом ее взяли в «Ленком». Служит и в других театрах. Если честно, ничто не предвещало такого поворота событий. Таня получила хорошее музыкальное образование. Сначала поступила в театроведческий вуз, но в конечном счете решила стать актрисой. Я ничем не могла помочь: в этой профессии надо пробиваться самому. Первая попытка не удалась — она провалилась в нескольких вузах, но затем поступила на курс Валерия Гаркалина и была счастлива. Скажу с гордостью — дочь стала хорошим профессионалом.

«С»: Это радует, но поговорим о маме! К сожалению, у вас не так много значимых ролей в кинематографе, но все запомнили Эллочку-людоедку!

— Давно это было. Атмосфера на съемочной площадке была очень доброжелательной. Сейчас бы я сыграла Эллочку лучше! (Смеется — «С».) Как говорится, если б молодость знала, а старость — могла. Такой женский типаж в жизни встречается часто!

Шанина2«С»: Вы много лет играли Кончиту в спектакле «Юнона и Авось». Признайтесь, были влюблены в харизматичного актера Николая Караченцова?

— Категорически нет! Он замечательный товарищ и партнер. В то время у Николая уже был роман с Людой Поргиной. А у меня — с другим артистом… Поэтому и в голову не приходило что-то подобное. Я играла Кончиту до 38 лет, ушла с этой роли в декрет. Вначале и подумать не могла, что она станет легендарной страницей в моей жизни. Думала, меня в ней никто не заметит. Говорила Марку Захарову: «Что за роль? Все на испанском. Прибежала — убежала…» Режиссер успокаивал: «Зато материал хороший…» В конечном итоге получилась интересная женская история…

«С»: Правда ли, что вы не согласились обнажаться в этом спектакле, как этого просил режиссер?

— Да. Не считала целесообразным. Ничего, пережили… Это было красивое адажио, поставленное Васильевым. Чувства выражались условно, в танце. Было бы совершенно не уместным и глупым оказаться там голой. Хотя я совершенно не против красивого обнаженного тела в фильмах и спектаклях, но когда это художественно оправдано.

«С»: В реальной жизни вы встречали столь сильные чувства, как в «Юноне и Авось»?

— Да. Немало наших женщин ждали своих мужей из сталинских лагерей! Верили, надеялись, не могли встречаться с другими, потому что считали: лучше избранника никого нет! Я не призываю девочек к таким глупостям. Ведь есть природа, долг перед Богом — рано или поздно мы все должны стать мамами. Но подобная история всегда вызывает благоговение и трепет. Как вершина такой любви рождается поэзия.

Саранск. Проспект Ленина, 49. Здесь жила Елена Шанина Саранск. Проспект Ленина, 49. Здесь жила Елена Шанина

«С»: Однажды вы сказали в интервью: «Я воспитана на русской классике — всегда страдать…»

— Да (смеется — «С»). Вся русская литература состоит из страданий. Девочкам лучше читать английскую — там есть крохи здравого смысла! Если серьезно, молодое поколение сейчас активно читает, только по-другому — в Интернете. Сейчас больше изучают литературу в рамках узкой специализации — для получения конкретных знаний. А дальше хотят отдыхать. А чтение — это большой труд. Я знала одного профессора физики — друга моей бабушки. Он был сведущ во всех сферах — театре, литературе… Великий интеллигентный человек… Если мама и папа не приучили ребенка читать перед сном в три года, вряд ли это произойдет потом. Проблема в том, что многие родители ассоциируют у детей чтение с наказанием: «Если не прочтешь пару страниц, не пойдешь гулять! » Будет совершенно иной эффект, если вы скажете: «Давай устроимся на диване под торшером и вместе почитаем это прекрасное произведение, а потом его обсудим!»

Шанина-Караченцов2«С»: Что вас радует в современных студентах?

— Творческие вузы сильно отличаются от прочих. Туда приходят направленные на искусство люди. К сожалению, иногда — совершенно не образованные, дремучие. Порой на занятиях думаешь: «Господи помилуй, где вы учились? На что потратили 10 школьных лет!» Это катастрофа… Хотя, конечно, есть студенты и более образованные. Благо в театральных вузах изучают историю театра, литературы, так что мы выпускаем думающих людей, компенсируя пробелы школьного образования. В нашем советском детстве даже дворовые компашки хулиганов были другими. Ребята могли пропеть тебе вслед: «Куда, куда вы удалились…» Тогда все знали «Онегина», хотя бы персонажей «Войны и мира» и несколько стихов Пушкина, Некрасова, Лермонтова. Не понимаю, что происходит сейчас. Если вы хотите, чтобы дети что-то знали, пора переходить на домашнее образование.

«С»: Одна подготовка к ЕГЭ чего стоит…

— ЕГЭ — это кроссворды. Кстати, талантливые люди плохо его сдают — они не умеют мыслить тестами! Как можно сдавать историю, если есть гипотезы? Литературу, если есть трактовки? С эпохой ЕГЭ совершенно исчезла устная речь. Поэтому даже дипломированные адвокаты не могут написать и сказать свое слово. Что за нация без речи?! Увы, это больная тема.

«С»: Вы сильно удивитесь, если через год появится художественный фильм о Борисе Немцове?

— А почему бы нет? Возможно, его начнут снимать уже завтра, ведь там совершенно детективная история личности, о которой имеет смысл говорить… Но художественный и документальный фильмы — две разные истории. Думаю, лучше снимать картины на основе прототипов героев. Без портретного грима.

«С»: Вы боитесь войны?

— Она уже идет, хотя пока не на нашей территории. Из-за нее мы все чувствуем серьезные экономические проблемы, растущую агрессию в людях. Что помогает жить? Русская литература! Радуют мои студенты, дочь, творчество. Для общения мы создаем микромиры. Обмениваемся духовными ценностями. Мои друзья никогда не были потребителями. В современном обществе разучились любить и дружить. Тебя может кинуть родной брат или товарищ по бизнесу. Произошла сильная дегуманизация. Нация больна, и к этому приложили руку телевидение и журналистика. Идет какое-то нагнетание негатива, мракобесие… К сожалению, мы никак не можем начать спокойно трудиться и жить — постоянно чего-то взрываем… Пользуясь случаем, передаю привет Саранску! Я рада, что он стал красивым, цивилизованным. Надеюсь, у вас хороший мэр — для города это самое главное!

 

Личное дело

Елена Юрьевна Шанина родилась в Казани 24 декабря 1952 года. Окончила актерский факультет ЛГИТМиКа. С 1974-го и по сей день — актриса театра «Ленком». Сыграла Кончиту в спектакле «Юнона и Авось» (1983).

Портрет Шаниной изображен на монете достоинством в 1 новозеландский доллар, посвященной рок-опере «Юнона и Авось». Елена Шанина послужила прототипом для памятника Эллочке-людоедке в Харькове. Официальным мужем был актер Михаил Поляк. Также у актрисы был продолжительный роман с актером Александром Збруевым. В 1993-м она родила дочь Татьяну.

340x240_mvno_stolica-s-noresize