Происшествия

«Как можно поддерживать головорезов, которые кричат, что москалей нужно повесить?!»

Певец и композитор Юрий Лоза — о пенсионном возрасте, своем творчестве и украинских событиях

 

loza1 Несмотря на все изменения в российском шоу-бизнесе, Юрий Лоза продолжает уверенно держаться на «Плоту»…

«Плот» Юрия Лозы в конце 1980-х взорвал отечественную эстраду и до сих пор пользуется небывалой популярностью. Сам автор называет его «хитом поколений». «Но моя лучшая песня еще не спета!» — улыбается музыкант. Лозе исполнился 61 год, но он по-прежнему полон сил и энергии. Сочиняет новые песни, пишет книги и периодически выступает с концертами — «чтобы была хоть какая-то прибавка к небольшой пенсии». Его многое не устраивает в современной эстраде, которую заполонили «слишком посредственные исполнители», а по-настоящему талантливые люди остаются в тени… С легендарным автором-исполнителем беседовала ТАТЬЯНА НОВИКОВА.

«С»: Юрий Эдуардович, признайтесь, чувствуете себя пенсионером?

— Если вы о возрасте, то это всего лишь цифра, которая абсолютно ни о чем не говорит. Все зависит от состояния здоровья и от того, как человек себя ощущает в этом мире. Помню, как боялся 50-летия, но… ничего не изменилось. Сейчас перешагнул 60-летний порог, и опять в жизни все то же самое. Только стал получать стандартную московскую пенсию. Учитывая, что у меня нет званий и регалий, она у меня не такая уж большая. Один мой знакомый много лет проработал заведующим постановочной частью в большом коллективе. Должность, что называется, «поднеси-подай». И у него пенсия на 5 тысяч больше моей, потому что руководство сделало ему звание заслуженного артиста. А мне в этом плане повезло меньше. Вот так мы и живем.

«С»: В советское время было сложно получить официальное звание, а сейчас, говорят, с этим проще…

— Нынешние звания — это сплошной смех, да и только. Их дают кому попало и непонятно, за что. Помните, на российском канале была передача «Народный артист»? Не понимаю, как вообще можно было разрешить такое название! Все люди, которые в ней участвовали, до сих пор считают себя народными артистами. А для меня это бред сивой кобылы! Когда Утесов получил звание народного, вы могли выйти на улицу и спросить любого человека, надо ли дать ему это звание. И вам бы ответили: «Конечно! Ведь это же Утесов!» А если задать такой вопрос по поводу джазового музыканта Игоря Бутмана, 90 человек из 100 даже не поняли бы, о ком идет речь…

«С»: Вы наверняка гордитесь своим сыном Олегом, который поет в Цюрихе…

— Конечно. И считаю, что он гораздо больше певец, чем я. Олег многого достиг в жизни. Настоящий музыкант!

«С»: Но это оперная сцена… А на эстраде совсем необязательно блистать вокальными данными…

— Согласен. Утесов и Бернес стали легендами своего времени, не имея сильных голосов. Это были люди с потрясающей харизмой и большим набором новой интересной эстрадной информации… Отличаясь оригинальной манерой исполнения и хорошим репертуаром, они развивали жанр. Плюс все делали качественно. То есть были профессионалами. Или, например, лидер группы «Дайер Стрейтс» Марк Нопфлер с его «комнатным голоском» написал огромное количество замечательных песен. Он поет то, что не поют другие, поэтому его интересно слушать. Но совсем другое дело, когда выходит 258-й исполнитель песни «Темная ночь» и мне говорят, что я должен аплодировать, потому что он поет лучше, чем 257-й. Вот где настоящий абсурд! Ведь все они абсолютно одинаковы и ничего нового в этот мир не приносят. Поэтому не стоит возносить людей на эстрадный небосклон за то, что они берут чужой материал и плохо его исполняют.

«С»: Чем сейчас занимается автор знаменитого «Плота»?

— Пишу песни и иногда выезжаю с концертами, которые дают небольшую прибавку к пенсии. Не собираюсь покупать яхты и баскетбольные клубы, главное — чтобы хватало на жизнь. Я не ставлю перед собой грандиозных задач по осваиванию денег. Мне часто предлагали участвовать в шоу, но я не привык сидеть в жюри, поэтому отказываюсь. Как говорится, не судите да не судимы будете. Не имею права ломать чьи-то жизни и кому-то что-то указывать. Оценивать чужое творчество — очень неблагодарное занятие. Да и что это вообще дает? Дина Гарипова победила в «Голосе», и о ней быстро забыли. Никакой народной симпатии и любви! А если четыре авторитетных члена жюри признали ее лучшей певицей России, значит, они просто показали свою некомпетентность. Либо их купили, либо они непрофессионалы.

«С»: Несправедливости в этой жизни хватало всегда. Почему, например, в свое время авторами «Плота» были обозначены Пахмутова и Добронравов, хотя все знают, что это целиком и полностью ваша песня?

— Просто тогда филармоническая система, в которой я работал, подчинялась определенным законам. Были нормативы, запрещающие артисту вокально-инструментального жанра исполнять больше одной пятой части своих произведений. Мы обязаны были петь песни, якобы написанные членами Союза композиторов. Вот и приходилось хитрить, подписывая свои произведения фамилиями известных людей. И они, кстати, получали за это так называемые авторские отчисления.

«С»: Часто ли ваше творчество подвергалось цензуре?

— Да. В советское время это было сплошь и рядом. Просто запрещали петь — и все. Думаете, сейчас такого нет?! Сильно ошибаетесь! Меня, например, просто принято не замечать. Приношу хорошую песню, а ее задвигают на задний план или не берут совсем, чтобы вся посредственность, заполонившая нашу эстраду, чувствовала себя хорошо… Я даже свою формулу вывел: «Наплоди мир бездарностями, и твоя посредственность на их фоне покажется талантом».

«С»: Правда ли, что песню «Стерва» вы посвятили своей второй половине?

— Нет. Создавая песни, авторы не могут основываться только на своей жизни. Собственных переживаний для творчества просто не хватит, поэтому нужно подпитываться со стороны (смеется — «С»). А свою жену я очень люблю и искренне ей предан. На большое чувство нужно время. Сразу оно не приходит. Сначала появляется влюбленность, которая уже с годами перерастает во что-то более глубокое. Хотя некоторые рассказывали о любви с первого взгляда. Что ж, может быть. Думаю, на такое способны очень романтичные люди с тонкой душевной организацией. Я более рациональный и прагматичный человек. Не способен вот так сразу упасть в пропасть чувств. Считаю, что нужно время, чтобы узнать человека и понять, что он твой.

«С»: Как-то вы сказали, что ваша лучшая песня пока не спета…

— Это всего лишь общее выражение, которое придумано, чтобы определить жизненный путь и надвигающиеся вехи. Может, еще удастся написать, но уже трудно будет перебить популярность «Плота». Потому что он стал «хитом поколения». Но это было еще в Советском Союзе, когда люди смотрели один канал, слушали одно радио и читали одни и те же газеты. В то время появление чего-то нового сразу становилось массовым событием и об этом долго говорили. То ли дело сейчас, когда одна новость молниеносно сменяет другую. Благодаря Интернету людям есть что обсуждать буквально каждую секунду.

«С»: Как вы отреагировали на то, что Кобзона, Валерию и Газманова латвийские власти не пустили в Юрмалу на «Новую волну»?

— Этот конкурс всегда был нашим, родным. Там все русское — ведущие, жюри и олигархи. Проблема в том, что все происходит в другой стране. Это ведь раньше Юрмала была в составе СССР и всех все устраивало. Но вдруг ни с того ни с сего в прошлом году на конкурс не допустили трех приглашенных российских звезд. Они в свое время сильно поддержали Президента Путина, что очень не понравилось латвийскому правительству. Но в чем проблема? Власти этой страны просто могли попросить этих артистов не заниматься на их территории пропагандистской деятельностью и не размахивать российскими флагами. Уверен, что Кобзон, Валерия и Газманов с радостью бы ответили, что будут петь песни о любви. И все — никаких проблем!

«С»: Недавно вы открыто выступили в поддержку донбасских ополченцев, вызвав негативный отклик западных СМИ…

— Иначе просто быть не могло! Когда люди приходят к власти путем военного переворота, их называют хунтой. Это общепринятое мировое определение. Так и случилось на Украине. А жители Луганской и Донецкой областей открыто заявили, что ничего общего с такой властью иметь не хотят, и провели собственные референдумы. За что и поплатились. Потом на Украине были объявлены выборы, а вышеупомянутым регионам даже не дали выставить на них своих кандидатов. Как вы думаете, что должны чувствовать люди, мнение которых никто не спрашивает? Ополченцы пытались договориться мирным путем, но на их территорию тут же были введены карательные войска. А Россию обвинили в том, что она напала на Украину. Это настоящий бред! И как можно поддерживать головорезов, которые ходит по стране с бандеровскими лозунгами и кричат, что москалей нужно повесить! Почему я должен поддерживать власть, которая собирается меня повесить?

P.S. Спецвыпуск радиопередачи «Хорошая музыка», в котором Юрий Лоза рассказывает о себе, своем творчестве, размещен на сайте «Столицы С» — www.stolica-s.su. Вы сможете услышать любимые всеми хиты и новую песню легендарного автора-исполнителя!

 

Личное дело

Юрий Эдуардович Лоза  родился в 1954 году в Свердловске. После школы поступил на географический факультет Казахского государственного университета, который бросил ради учебы в музыкальном училище. В 1977-м стал работать в ансамбле «Интеграл» под руководством Бари Алибасова. В 1983 году записывает свой первый альбом «Путешествие в рок-н-ролл».

Позже становится участником группы «Зодчие», в которой также играли Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. В середине 1980-х песни Лозы составляли основу репертуара этого коллектива. Одну из своих самых популярных песен «Плот» записал в 1983-м, но массовому слушателю она стала известна лишь через 5 лет.

С 1987 года начал сольную карьеру. Манеру исполнения певца можно охарактеризовать как синтез авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки. В1990—91 годах работал администратором в рязанской филармонии.

В 1993 году создал собственную студию звукозаписи. В 2009 году опубликовал в Интернете пьесу «Культур-мультур».

Женат. Есть сын.

340x240_mvno_stolica-s-noresize