Происшествия

«В мае я завершу свой путь в кино»

Звезда «Интернов» Иван Охлобыстин планирует вернуться в священнослужители и заняться литературой

Знаменитый актер Иван Охлобыстин, встречаясь с поклонниками своего творчества в Москве, заявил, что собирается уйти из кинематографа и стать сельским священником. Это произойдет в мае, как только снимут последнюю серию «Интернов». Артист окончательно устал от шоу-бизнеса, который считает «машиной, перемалывающей человеческие судьбы». По его словам, многие люди, избравшие «этот нелегкий путь», поплатились личным счастьем и здоровьем. Со звездой «Интернов» беседовала Татьяна Новикова.

«С»: Расскажите, как вы пришли к истинной вере?

— Честно говоря, до сих пор не уверен, что к ней пришел. Однажды Христос сказал ученикам: «Будь у вас вера хотя бы с горчичное зерно, вы бы сказали горе: «Иди мне навстречу!» И она бы пошла…» А я ни разу не видел передвигающихся ландшафтов… Мне кажется, церковь (в частности, православная) является скорее сообществом людей, стремящихся к вере, нежели верующих. Люди приходят к этому, находясь в поисках себя, а кто-то обращается к Богу, когда случается беда. Помнится, еще в «звонкие» 1990-е в церковь ринулось много людей, совершенно ничего не знающих об истинной вере. Правда, большая их часть потом ушла и уже не вернулась…

«С»: Вы их осуждаете?

— Нет. Потому что мы все в чем-то несовершенны и не можем соответствовать высокому званию верующего человека. Многие не видели чудес и не встречались со святыми людьми. Что поделаешь, не довелось. Да и не стоит особо вдаваться в мистику, потому что она уже вокруг нас. Зеленый росток пробивает толщу бетона. Мать останавливает огромный автобус, чтобы он не задавил ребенка. Маленькая армия ополченцев гоняет хунту по полям так, что только брызги летят. И никто не знает, как это объяснить. Потому что непонятно. Ведь все построено по принципу парадокса. А Россия сама по себе — парадоксальная страна. Прилетая из жарких стран поздней осенью, сразу попадаешь в месиво из снега и льда. Поднимаешь глаза на свинцовое небо, а потом с облегчением и любовью выдыхаешь: «Родина!..» Вот она, загадочная русская душа! Считаю, что нас вообще надо изучать, как мишек коал, причем каждого в отдельности.

«С»: Россия всегда была в центре внимания всего мира…

— Конечно! Ведь все вокруг наше. Недавно даже Крым присоединили! А Москва — это третий Рим, и четвертому не бывать! И при появлении очередного фюрера, бонапарта или еще какого-нибудь «благородного человека», который хочет всех приучить жить одинаково, мы, неказистые и вышедшие из болот, вдруг превращаемся в широкоплечих русских богатырей. А наши дамы-матрешки рождают по десять штук детей, которые сразу берут в руки оружие. Врезали по мордасам фюреру, пнули бонапарта — и опять в болото. И продолжаем мучиться либо маниловщиной, либо печоринщиной. У нас есть свой набор классических русских недугов и самая лучшая азартная игра в мире — русская рулетка. Кто может придумать лучше? Не понимаю, как могут за рубежом критиковать нас за нашу чувственность!

«С»: Вы считаете самой правильной религией православие? Как вы относитесь к другим конфессиям?

— Отвечу словами святого Иоанна Крондштатского: «Не знаю, как католикам, но мне без православия не спастись». Я пришел к этому после долгих лет занятий йогой. И многое в моей жизни изменилось. Когда я понял, ЧТО такое православие, и был ошарашен его великолепием, напрочь забыл о йоге и других мистических практиках. Ведь познать все на свете нельзя. Люди, которые меня окружали, любили и оказывали влияние, были православными, и меня после долгих лет внутреннего анализа стало тянуть в церковь. Я просто отдался этому и стал двигаться в сторону Бога. Просто шел туда, откуда идет свет.

«С»: Как после вашего воцерковления складывались отношения с актерской профессией?

— Одно время я был абсолютно убежден, что человек в сане не может заниматься актерской деятельностью. Тогда мне и позвонил Павел Лунгин с предложением сняться в фильме «Остров». Я прекрасно знал: все, что делает этот режиссер, — настоящее искусство. Заметьте, речь идет прежде всего о творчестве, а не о зарабатывании денег. Я отказался, а потом много переживал по этому поводу. Дело в том, что осуждение некоторыми верующими людьми профессии актера основывается на знаменитой критической статье Иоанна Златоуста о театре. Но тогда ведь были другие времена! Театр сильно изменился. Современное театральное искусство произошло от европейских рождественских площадных действий, на которых шабашил Шекспир. Что это собой представляло? Муниципалитет находил в деревнях смекалистых крестьян, чтобы они участвовали в постановках. Они выступали на площади, разъезжали в кибитках и делали свою денежку. И в этом не было ничего постыдного. За что их осуждать? Кроме того, я отлично помню, как в советское время артисты осаждали парткомы просьбами не закрывать тот или иной храм. А потом этих деятелей искусств стали осуждать и упрекать за «отступление от веры».

«С»: Сразу вспоминается скандальная история с вашим фильмом «Царь»…

— Тогда действительно было много критики. Особенно в социальных сетях. Больше всего негатива шло от недавно воцерковленных дам с артистическим прошлым. Они негодовали по поводу того, что я «как шут гороховый, кривляюсь на экране и в то же время служу в церкви». Одной из них я объяснил, что у меня есть на это благословление Патриарха. У меня был документальный ряд, как в автосалоне «Хонда». Полный пакет, включая дополнительные бонусы. Я объяснил милой даме, что задача артиста-христианина вовсе не в том, чтобы изображать зло хорошим, а добро плохим. Нужно просто полностью отдавать себя своему делу и быть искренним. И уходить от промежуточного состояния. Тогда ты будешь соответствовать образу. То есть если ты играешь какую-то сволочь, то это должна быть сволочь в полном смысле слова. Чтобы люди удивились, оскорбились и возненавидели. А если изображаешь в кино хорошего человека, то от тебя должен исходить свет, ну прямо как от Баталова. Я ответил одной, потом другой, потом их стало много. И я понял, что в свою защиту мне нужно писать длинные объяснительные записки. Гораздо легче пойти к Патриарху и попросить его, чтобы не было искушения, на время отказаться от сана. Чтобы какой-нибудь мой косяк не лег тенью на авторитет святой церкви.

«С»: Как вы поощряете и наказываете своих шестерых детей?

— Так же как и все родители. Кнут и пряник — других методов не дано. Меня изображают изувером из-за того, что я поощряю избиение детей, но иной раз надо бы! Это заменяет три тома педагогической литературы. Нужно понимать, что дети — это недоразвитые взрослые, и их нужно уважать как личностей. Самих малышей шокирует, когда их понимают. Родители обязаны следить за тем, чтобы они учили уроки, меняли вовремя штаны, не ели землю. Придет время, когда эти обязанности уже будут возложены на них самих. Дети хорошо понимают, что их глубинная сущность не оскорблена, потому что есть некая мера в человеке — огонек божий, на который не может покуситься никто. Любящим родителям это объяснять не надо, они уже достигли в воспитании детей нужного уровня.

«С»: Чувствуется влияние «Домостроя»…

— Считаю, что его многие несправедливо очерняют. Внешне законы «Домостроя» кажутся ужасными потому, что никто толком их не знает. На самом деле это вполне логичный свод правил о взаимоотношении людей с внешним миром. Взять хотя бы главу о мужчине и женщине. Женщина — абсолютная хозяйка в доме, так как рожает детей. А когда она выходит на улицу, ее уже ведет мужчина, потому что он — охотник. Знает, где капканы и глубокие ямы. Знает, как дойти до красивого ручья, где ловил рыбу. И в таком духовном чувственном понимании и развивается семья. Но книга — это книга, а жизнь есть жизнь. Все мы — люди эмоциональные, и, когда влюбляемся и женимся, нам не нужны никакие установки. Делай со мной что хочешь, и я то же самое буду делать с тобой! Потом мы взрослеем и начинаем притираться друг к другу. Начинаются вопросы типа: «Почему ты такая? Почему ты такой?» Но это уже не важно, потому что появились дети. И уже друг от друга никуда не деться. Все мужчины и женщины одинаковы. Все, что могли придумать, придумали. Я уже не знаю, имеет ли смысл порнография. Мы прекрасно знаем, что может нас смутить!

«С»: Как вам удалось из священнослужителя «перевоплотиться» в актера «Интернов»?

— Особого труда это не составило. Я не выворачивался наизнанку, мне не выкручивали руки, меня не тошнило желчью… Дома я отключил канал ТНТ, потому что я боюсь, что дети нарвутся на «Дом-2». И вот мне звонит петербуржский режиссер Пеженский, у которого я снимался в фильме «Мама, не горюй», и предлагает принять участие в ситкоме «Интерны». Первым делом спросил, не спятил ли он. Потом все-таки почитал сценарий. Обычное дело: что-то взяли из «Доктора Хауса», что-то из «Клиники» и «Теории большого взрыва». Русским людям тоже захотелось свою медицинскую комедию. Когда показывали первые 8 серий, создатели фильма ходили с серыми лицами и повторяли одну фразу: «8 миллионов — как в трубу!» А потом вдруг пошли совершенно сумасшедшие рейтинги и узнаваемость. Сейчас вместе с коллегами по съемочной площадке борюсь с уставшими сценаристами, у которых юмор начинает зашкаливать в сторону мошонки. Я им говорю, что тоже несу ответственность за этот процесс и нужно перестраиваться. Чтобы мать могла спокойно оставить ребенка одного у экрана. Детям очень нравится наш сериал — значит, не все потеряно! Однажды на съемки привезли 8-летнюю девочку с редким заболеванием «буллезный эпидермолиз». Малышка каждый день испытывала адскую боль. Ей предложили полную пересадку кожи в немецкой клинике, но это был страшный риск. Она так исстрадалась, что сразу согласилась. А перед поездкой у девочки было три просьбы: чтобы ее сводили к Матроне Московской, чтобы она попала в дельфинарий и чтобы ей показали живого доктора Быкова. Все желания сбылись!

«С»: Как вы относитесь к тому, что ваш американский коллега по сериалу «Интерны» открыто заявил о своей нетрадиционной ориентации?

— Я был так потрясен, что даже запретил себе думать на этот счет. И не хочу ничего говорить. Пусть это остается в мире шоу-бизнеса, от которого я очень устал! Признаюсь, что в мае, когда мы снимем последние 20 серий, перекрестясь, окончу свой путь в кино. Кому-то нравится такая жизнь, но я их понимаю. Не собираюсь никого осуждать, потому что это грех. Тем более многие актеры поплатились здоровьем и личным счастьем. И всем, кто хочет посвятить себя шоу-бизнесу, нужно знать, что они попадут в индустриальное искусство, абсолютно лишенное представления обо всем человеческом. Это машина, с хрустом перемалывающая судьбы. Но меня, слава Богу, всегда окружали хорошие люди. После «Интернов» займусь священнослужением и литературой. Буду освещать куличики с бабулечками в деревне.

«С»: Правда ли, что ваша дочь Анфиса хочет стать актрисой?

— Да. Постоянно внушаю ей, что актер — это человек, получающий одинаковый уровень творческого удовлетворения от того, что он идет по красной дорожке, и в тысячный раз в течение 30 лет выступает на утреннике в детском областном театре. Если ты это осознаешь, значит, ты уже актриса. И должна будешь пройти всю школу подготовки, включая внутреннюю интригу или легенду. А если не готова к такому уровню самопожертвования, то и соваться не нужно. Что такое актерская профессия с изнанки? Это — некрепкие семьи и постоянная переутомляемость.

 

Личное дело

Иван Иванович Охлобыстин

Родился 22 июля 1966 года в Тульской области.

В 1992 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Началом карьеры стала картина «Нога» режиссера Никиты Тягунова — Охлобыстин получил приз за лучшую роль на фестивале «Молодость-91». Его первой полнометражной режиссерской работой стал «Арбитр» с саундтреком групп «Пикник» и «Оберманекен».

В конце 1990-х делал репортажи для журнала «Столица», работал в штате еженедельника «Вести».

В начале 2001 года, после выхода «Даун Хауса» с его участием, выяснилось, что Охлобыстин рукоположен в священники архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром (Икимом) в Ташкентской епархии.

До 2005-го служил в храме святителя Николая, расположенном на Раушской набережной Москвы-реки. Затем — в церкви Софии Премудрости Божией на Софийской набережной.

С 2010 года по настоящее время играет главную роль в комедийном сериале «Интерны».

Женат. Шестеро детей.

 

Интересные факты

5 сентября 2011 года на пресс-конференции в «Интерфаксе» Иван Охлобыстин заявил о готовности выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента России.

 В январе 2014 года написал открытое письмо Владимиру Путину с просьбой вернуть в Уголовный кодекс отмененную в 1993 году статью за мужеложство, мотивируя это тем, что принятые законы о запрете пропаганды гомосексуализма, по его мнению, «недостаточно эффективны».

340x240_mvno_stolica-s-noresize