Происшествия

«Такое ощущение, что ДТП сейчас — как публичные казни в Средневековье…»

Начальник Специализированного отдела по расследованию ДТП Сергей Седойкин – о резонансных происшествиях, интернет-крикунах, секретных свидетелях и людском равнодушии.

Резонанс, который создается вокруг того или иного дорожного происшествия, мешает работать следователям, пытающимся установить истину. Но иногда он идет на пользу, позволяя правоохранителям познакомиться с какими-то новыми фактами. Такой парадоксальный вывод делает начальник Специализированного отдела по расследованию ДТП при СУ МВД по РМ Сергей Седойкин (на фото). В подразделении, куда передаются резонансные аварии в регионе и смертельные происшествия, случившиеся в черте Саранска, трудится всего восемь человек. Его руководитель считает, что работать следователям оказалось бы проще, будь в наших согражданах поменьше равнодушия и побольше ответственности за свою и чужую жизни. О резонансных происшествиях, ремнях безопасности и образе мышления нарушителей с правоохранителем поговорил ДЕНИС ТЮРКИН.

«С»: Отдел вы возглавили недавно, ранее трудились в другом следственном подразделении. Что удивило на новом месте работы?
— Да, раньше расследованием аварий заниматься мне практически не приходилось. Здесь специфика иная, нежели у имущественных преступлений. Здесь человеческие трагедии, слезы — все на поверхности… Что удивляет? Такое ощущение, что ДТП сейчас — как публичные казни в Средневековье, так много скапливается вокруг зевак. Причем пользы от них очень мало. Пофотографируют на мобильники, поохают и расходятся. Разбегаются даже непосредственные очевидцы аварий, чьи показания могут установить правду и выявить виновника. Вот, например, ДТП с участием общественного транспорта. Казалось бы, как много потенциальных свидетелей находится в салоне автобуса или троллейбуса. Но никто не остается на месте, не предлагает свою помощь правоохранителям. Сразу разбегаются! Так было, например, в ситуации, когда 31 марта микроавтобус «Фиат» на Моховой в Саранске на пешеходном переходе насмерть сбил пенсионерку. Ни один человек не остался! Зато в Интернете многие писать горазды. Обвиняют полицию в продажности, кричат о том, что водитель был пьян, обкурен, выдвигают тысячу невероятных версий, которые потом обрастают еще более нелепыми предположениями, раздуваемыми СМИ. Сюда примешивают регалии участников ДТП, их статус, межличностные отношения… В обществе затем уже складываются какие-то мнения, делаются нелепые выводы. Должен заметить, что все эти заявления в Интернете проверяются сотрудниками МВД. И что вы думаете? Ни один из ораторов, когда их находят, не оказывается непосредственным очевидцем событий! Эти люди даже на месте аварии не были… Вот пример. Когда 23 февраля случилось ДТП в Чамзинке, где «Опель-Инсигния» сбил бабушку с детьми, в Интернете появилась информация, что водитель вел себя ужасающе — «пинал трупы». Ну не было такого! В ходе расследования эта информация проверялась. Кстати, еще о поведении людей на месте происшествия. Так получилось, что я стал свидетелем столкновения «Рено-Дастера» и ВАЗ-2114 на улице Коммунистической в Саранске 6 марта (один погиб, трое пострадали — «С»). Возвращался из МВД, а тут… Так вот, даже оцепить место было сложно. Одни лезли фотографировать, другие — проезжали прямо по деталям покореженных автомобилей, куда-то спешили… К слову, в этой ситуации к нам все же обратился один очевидец. Он видел момент столкновения, подошел к следователям и попросил записать его телефон. Предлагаю другим брать с него пример. Мы не разглашаем личные данные. А то, как ведут себя люди сейчас, я иначе чем «синдромом 37-го года» объяснить не могу. Типа я ничего не видел, ничего не слышал, никому не скажу и вы меня не спрашивайте.

«С»: Тяжело вообще находить очевидцев во время следствия?
— Несомненно. Сотрудник нашего отдела, расследуя ДТП с «Опелем-Инсигнией» в Чамзинке (где погибла бабушка с внуком — «С»), проявил просто чудеса в своей работе, сумев найти человека, который стоял на остановке и все видел своими глазами. Официальным постановлением мы засекретили этого свидетеля по его же просьбе. Он поначалу вообще не хотел общаться. Кое-как следователь уговорил! Свидетель хорошо видел, как бабушка, держа внука и внучку за руки, спокойно переходила дорогу по переходу. Водитель на что-то отвлекся, поэтому и не среагировал. Видимость для него была прекрасной — ни стоящих машин, ни других помех. Сначала он говорил, что бабушка шла отдельно, а дети бежали, но доказательства говорят об ином развитии событий. Да и сам водитель понял, что юлить неправильно. Признал свою вину, поэтому суд пройдет в особом порядке. Водитель до сих пор находится под стражей.

«С»: Насколько известно, водителя «Опеля» Вагина более десятка раз привлекали к административной ответственности за нарушения ПДД. Много дел с такими лихачами приходится расследовать?
— Сначала скажу, что ДТП я разделил бы на две категории. Причиной одних становится трагическое стечение многих и многих обстоятельств (их можно назвать несчастными случаями). Причина вторых — наглые действия водителей или пешеходов, грубо и сознательно нарушающих Правила дорожного движения. К сожалению, доля вторых превалирует… Образ мышления у лихачей такой: остановят сотрудники ГАИ за нарушение — заплачу штраф, но дальше буду вести себя точно так же. Такой социальный слой в нашем обществе распространен довольно широко, и от него мы не избавимся, пожалуй, никогда. Но значительно уменьшить его — задач выполнимая.

«С»: В сводках ГИБДД часто фигурируют пешеходы…
— Аварии с этими участниками дорожного движения — большая проблема. Если в столкновении двух автомобилей еще есть какие-то свидетели, то в таких происшествиях… И расследовать их поэтому сложнее. Оставим чамзинское происшествие. Я согласен с тем, что во многом виноваты водители: нарушают скоростной режим, отвлекаются на разговоры по мобильному, еще на что-то. Но как ведут себя пешеходы! Начну с курьезного случая. 27 января на проспекте Ленина у остановки «Улица Васенко» под колеса ВАЗ-2110 попал 66-летний житель Москвы. Он вышел из автобуса и решил перейти улицу наискосок, вне зоны пешеходного перехода. Сильно ударился головой, но остался жив благодаря… военной железной каске! Почему он в ней ходил — нам неизвестно… Другие примеры безответственного поведения пешеходов. Часто наблюдаю, как люди переходят через шестиполосную дорогу в запрещенном месте. Знаете, сколько таких, кому сложно пройти 30 метров до перехода? Да огромное количество! Невероятно сложно изменить менталитет людей. Грани заботы о безопасности своей жизни стерты напрочь! Отдельный разговор — о представителях старшего поколения. Отправляйтесь в любой районный центр Мордовии и вы увидите, как бабушки хаотично бредут по дорогам. Они привыкли ходить так, как ходили 20 лет назад по протоптанной тропинке. Но посмотрите на дороги! Автопарк растет огромными темпами, скоро машин будет больше, чем людей. Но им все равно. Воспитать в наших согражданах культуру поведения на дорогах очень сложно. Например, в Европе есть дороги с несколькими полосами для движения. По одной едут велосипедисты, по другой — легковушки, по третьей — фуры. Если на одной из полос возникнет пробка, никто не ринется занимать «чужие» полосы! У нас готовы по людям ездить, лишь бы вперед пролезть. Как повлиять на пешеходов и водителей? Может, стоит развешивать траурные венки на столбах, как в эксперименте одной из ТВ-передач? Вдруг это повлияет… Для меня, например, остался памятным визит в центр судебной экспертизы как-то давно во время учебы. При нас, студентах, вскрывали жертву ДТП — пешехода раздавил КАМАЗ. После увиденного задумаешься, нарушать ли ПДД…

«С»: Большая проблема еще кроется в том, что водители и пассажиры не пристегиваются. Не от этого ли настолько высокая тяжесть последствий в ДТП?
— Да, противники ремня, как правило, говорят про то, что можно избежать участи сгореть в машине, будучи непристегнутым, или даже удачно вылететь из салона. Но они забывают, что такие случаи — единичны. Один-два на тысячу. В остальных ремень может спасти жизнь. Самый распространенный вид столкновений — лобовое. Посмотрите краш-тесты: на разрешенных скоростях пристегнутые люди выживают. Это ли не повод для того, чтобы воспользоваться ремнем?

Кстати 

ДТП на Коммунистической: виновник очевиден!

Следователи специализированного отдела продолжают работать над делом о ДТП с участием трех автомобилей на улице Коммунистической в Саранске 6 марта. Тогда в столкновении ВАЗ-2114, «Рено-Дастера» и «Фольксвагена-Поло» погиб один человек и трое пострадали. Следователи пока от комментариев воздерживаеются, ссылаясь на то, что не готова автотехническая экспертиза. По предварительной версии, отечественный хетчбэк под управлением 23-летнего Александра Ганичева, штрафовавшегося за нарушения ПДД 43 раза, выехал на встречную в лоб «Дастеру». За рулем «Рено» сидел мировой судья. Многие сторонники Ганичева именно служителя Фемиды называют виновником происшествия, упирая на его статус. Корр.«С» посмотрел ролик с видеорегистратора, на котором хорошо видно, как «Дастер» спокойно едет по своей полосе и неожиданно ему на встречу — через разделительную, боком — выезжает ВАЗ-2114. Никто отечественную машину не подрезал. Очевидно, Ганичев просто резко перестраивался из ряда в ряд и потерял управление, испугавшись впереди идущего авто…

ДТП с гаишником: Салихов мог просто уснуть…

Проверку по факту аварии с участием патрульного ВАЗ-2115 и автобусов МАЗ и ПАЗ проводят уже не сотрудники МВД, а следователи СК по РМ. Напомним, это происшествие случилось 24 апреля на улице Осипенко напротив АЗС «Лукойл». В нем погиб 29-летний инспектор ДПС Альберт Салихов. В автомобиле был установлен видеорегистратор, но файл момента столкновения не сохранился. В распоряжении «С» оказались предыдущие файлы, на которых видно, как пристегнутый ремнем безопасности Салихов едет из Ялги через Николаевку. По пути инспектор сначала начинает зевать, трет глаза, а потом и вовсе на секунду-две прикрывает глаза! До места аварии он не доезжает несколько сотен метров, как файл обрывается…

340x240_mvno_stolica-s-noresize