Экономика

Директор саранского филиала фирмы «Ремондис» Светлана Бигессе: «Саранск теперь можно сравнить со средним европейским городом. Разницы никакой нет»

 

1 сентября 2011 года. Вместе с немцем, главным логистом «Ремондис» в России Штефаном Михне стоим по щиколотку в пыли на территории предприятия «Спецавтохозяйство», на базе которого буквально при нас создается новая компания по сбору мусора в Саранске. Штефан рассказывает, что в Саксонии — в одной деревне, откуда он родом, — сортируют «полезные» отходы от «бесполезных». И за ними по расписанию приезжает белоснежный мусоровоз. В это же время в Саранске в некоторых местах еще стоят старые железные контейнеры. А в мордовских деревнях… О них и говорить нечего. Но вот прошло четыре года. И в столице Мордовии появился раздельный сбор мусора с белоснежными мусоровозами, ездящими по графику. А в Правительстве обсуждают планы о распространении ремондисовской схемы на территории всей республики. О том, как удалось достичь успехов за столь короткий срок, ДЕНИС ТЮРКИН поговорил с директором «Ремондис Саранск» Светланой Бигессе.

 

Раздельный сбор

Она с таким интересом говорит о своей работе, будто только начала этим заниматься. И словно ведет речь вовсе не о мусоре, а о полетах на воздушном шаре. К визиту журналистов Светлана Бигессе, фамилию которой в прошлом материале четырехлетней давности я по глупости исковеркал (стыдно до сих пор, простите!), подготовила массу презентационных материалов. После ее рассказов и вопросов-то не остается! Все бы так с журналистами общались…

— О, Денис, есть в Мордовии хорошие чиновники. Министр ЖКХ очень компетентный мужчина. Знает нашу тему, заинтересован во внедрении новых стандартов. А вот вам в подарок карандаш. Он не простой — сделан из макулатуры, переработанных газет…

«С»: То есть наша газета тоже может пригодиться в будущем?

— Ну… Это просто символично.

«С»: Четыре года назад, когда «Ремондис» только пришел в Саранск, я готовил первый материал про вас, день проработав грузчиком мусоровоза. Помню невероятный интерес, который проявляли к мусорщикам и новым грузовикам горожане. Жители близлежащих домов выходили смотреть на выгрузку контейнеров, словно на театральное представление. Взрывной интерес прошел, время подводить итоги. Какие главные моменты в отрасли удалось изменить за четыре года работы здесь, в Саранске?

— Сейчас, наверное, многие уже забыли старые металлические баки, стоявшие почти в каждом саранском дворе. Большая часть нуждалась в замене. В 2011 году за две-три недели мы полностью заменили их на пластиковые евроконтейнеры. Но особенно мы гордимся раздельным сбором мусора. В столицу Мордовии приезжали делегации из Московской, Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областей, Удмуртии… В апреле были журналисты из Москвы, Питера и Нижегородской области, пишущие на экологическую тематику. С этой группой приезжали два директора «Гринпис Россия». Все хотели удостовериться, что раздельный сбор в регионе России — это не фикция, а реальность. На данный момент в России нет ни одного города, где так же, как и в Саранске, на большинстве контейнерных площадок были бы установлены баки для раздельного сбора мусора. Из 11 городов России, которые в 2018 году примут матчи ЧМ по футболу, требованиям ФИФА, оговаривающим тематику сбора мусора, соответствует только столица Мордовии. На данный момент в Саранске на вывозе подобных отходов у нас задействовано два МАНа. Каждый день на переработку отправляются огромные кучи бумаги и пластика, которые всего три года назад закапывались на свалку.

«С»: Разве население не бросает в эти желтые контейнеры разный непотребный мусор?

— Первые полгода-год действительно так и было. Процент «лишнего» в баках доходил до 40. Сейчас, по истечении трех лет, «брак» просто минимален. И за это нужно похвалить жителей Саранска. По официальной статистике «Горполигона» (предприятие, обслуживающее главную саранскую свалку, находящуюся в Лямбирском районе — «С»), объем привезенного в 2014 году мусора снизился на 10 % по сравнению с 2013 годом. Куда привозят содержимое желтых контейнеров? На сортировочную линию, которая расположилась в цехе мусоросортировочного завода в Саранске. Он был построен в 2008 году, не работал. В один из цехов мы привезли собственное оборудование — автоматический пресс с конвейером. Задача специалистов, там работающих, — разделить картон с газетами, пластиковую упаковку и ПЭТ-бутылки на три основные фракции. Затем это все отправляется на разные перерабатывающие предприятия. Перед «Ремондис» не стоит задачей сделать это самостоятельно, ведь в стране есть огромное количество фабрик, которые потребляют десятки тысяч тонн макулатуры. В частности, в Саранске есть подобное очень интересное предприятие — МБК, открывшееся не больше года назад. Кстати, сама все собираюсь сходить к ним в гости… Так вот, МБК из макулатуры производит упаковку. Спрос на эту продукцию в России очень и очень большой. Еще больше спрос на саму макулатуру и ПЭТ-бутылки. Он в десятки раз превышает предложение со стороны компаний, подобных нашей.

«С»: А как же алюминиевые банки? Почему их активно не собираете?

— К сожалению, в наши контейнеры их попадает очень мало. Теоретически мы можем сортировать и спрессовывать такие отходы, если их будет достаточное количество.

«С»: Может, у вас просто есть серьезные конкуренты в виде предприимчивых граждан, которые шевыряются в ремондисовских контейнерах, сами сортируя мусор?

— Да, мы часто видим, как опустошают наши контейнеры. Но относимся к этому… Спокойно. Для чего «Ремондис» начал организовывать раздельный сбор мусора? Чтобы у горожан созрело экологическое сознание! Так что не вижу смысла закрывать контейнеры на замки.

«С»: Ну, вас должен же радовать тот факт, что «ваш» картон в итоге попадет на переработку благодаря бомжам?

— Несомненно. Но больше меня радует, когда я вижу какую-нибудь старенькую бабушку, которая подходит к площадке не с мусорным мешком, а для того, чтобы выбросить в желтый контейнер пару пластиковых бутылок. Интересное зрелище! Вообще замечаю, что жители Саранска очень внимательно относятся к раздельному сбору отходов. Недавно мне сообщили о звонке на местное телевидение. Встревоженная женщина возмутилась тем, что картон и бутылки якобы забирают обычными мусоровозами с бытовым мусором. «Как же так: люди сортируют, а «Ремондис» все валит в одну кучу!» — заявила она. Женщина не знала, что наши МАНы, перевозящие содержимое желтых контейнеров, никак по внешнему виду не отличаются от других мусоровозов. Скоро исправим этот недостаток, нанесем надписи на борта грузовиков. Так вот, заканчивая разговор о раздельном сборе… Мы объясняли пользу такого подхода не только взрослым горожанам. В 2012 году напечатали для школьников около 30 тысяч брошюр, в которых рассказывается о нашей работе и правильном сборе отходов. Затем сделали раскраску для детсадовцев. Иллюстрации создавали местные художники. В школах постоянно проводим презентации, открытые уроки. Три дня в неделю на мордовском телевидении транслируется социальный ролик, популяризирующий раздельный сбор мусора. И это, как видите, дает свои результаты. Поговорим об эффективности работы. Если вы не забыли, то всего четыре года назад в городе существовали проблемы с ежедневным вывозом мусора. С нашим приходом благодаря городской администрации были модернизированы контейнерные площадки: заасфальтированы, где-то огорожены. И сейчас «Ремондис» опустошает контейнеры везде ежедневно. Убирается в том числе крупногабаритный мусор. Контейнерную площадку наши сотрудники чистят, по сути, трижды в день. Сначала приезжает MAN за обычным и крупногабаритным мусором, затем — «Газель» зачистки (это также наше ноу-хау: ребята подметают площадку, чистят снег зимой). Наконец, третьим становится MAN, что забирает содержимое желтых контейнеров.

«С»: Этот опыт в новинку для Саранска?

— Конечно. Это полностью европейский подход. Саранск, в плане того, как в нем выстроена система обращения с отходами, теперь можно сравнить со средним европейским городом. Разницы никакой нет. Мы постоянно внедряем что-то новое. Недавно закупили огромные — 20-кубовые контейнеры — для крупногабаритного и строительного мусора, а также один грузовик с надстройкой типа мультилифт для их перевозки. Отныне такие емкости будут ставиться на крупных стройплощадках и на саранских заводах. Ранее крупные промышленные предприятия столицы вывозили свой мусор собственными силами на не очень красивых самосвалах. Теперь многие из них заключают договоры с нами. Первой ласточкой стала «Резинотехника». В конце июля мы пришли в Атяшево, где установили более 160 новых евроконтейнеров на площадках у многоквартирных домов, на улицах частного сектора (где раньше вообще не было контейнеров) и у всех юридических лиц.

 

Районы

«С»: Как успехи у вашего предприятия в Рузаевке?

— Там уже не работаем. Это отдельная история. В течение двух лет мы выполняли муниципальный контракт по обслуживанию контейнерных площадок на территории частного сектора. Последний конкурс не выиграли, потому что не хотели этого: слишком серьезно была понижена цена. Наше присутствие в таком случае мы посчитали нецелесообразным. Если в Саранске жители 95 процентов частных домов платят за вывоз мусора, то в Рузаевке эти тарифы за горожан покрывал местный бюджет.

«С»: Что с охватом другой части республики?

— «Ремондис» обслуживает около 15 сел Лямбирского района, ряд населенных пунктов Кочкуровского. Ведем переговоры с ромодановскими властями. К слову, администрация Атяшевского района обратилась к нам сама. И правильно сделала: в Атяшеве все чистенько и благоустроено, а вот вывоз мусора был недостойным. И свалка была очень некрасивая. Поэтому мы пошли навстречу, быстро приняв решение. Только для Атяшева было закуплено контейнеров на 2 миллиона рублей! Планируем поэтапно заходить и в другие села Атяшевского района.

«С»: То есть история про немецкие деревни, которую мне рассказывал Штефан в 2011 году, повторяется, наконец, и в Мордовии?

— Выходит, так. Мы постепенно приходим в дальние села и реализуем там точно такие же стандарты, как и в Саранске. А значит, как в Европе.

«С»: Сбор отходов, можно сказать, отлажен. Что станет со свалками? Вы же знаете, какие проблемы испытывают люди, живущие неподалеку от главного саранского полигона, а также, например, темниковского…

— 1 января 2015 года вступил в силу новый федеральный закон «Об обращении с отходами». Этот важнейший документ в корне меняет политику государства в данной отрасли. Обойдемся без деталей, я расскажу лишь о важнейших аспектах. Главное — что Мордовия идет в ногу с законодательством, а где-то даже впереди. Ведь еще осенью минувшего года по поручению Правительства РМ крупная нижегородская компания начала разработку специального плана под названием «Генеральная схема очистки территорий муниципальных образований Мордовии». Работа над ним уже почти завершена, и в скором времени он будет ратифицирован. Итак, что планируется сделать. Специально для Саранска (наверное, недалеко от существующего полигона) будет построен современный мусороперерабатывающий комплекс. Он включит в себя новейший полигон с защитой грунта, обработкой фильтрата и исключением возможности его попадания в грунт, с отбором образующегося биогаза… Там же будет возведена мусоросортировочная линия. Теперь важный момент. И совершенно новый для региона. На этот же полигон будут свозить отходы со всей Мордовии. Как это будет происходить? В районах планируется постройка примерно 8 крупных мусороперегрузочных станций с радиусом действия до 40 км. Скорее всего, один объект на два-три района. Компания «Ремондис» постарается организовать в каждом муниципальном образовании современный сбор мусора, как и в Саранске. Свозить мы его будем как раз на эти мусороперегрузочные станции. А оттуда уже на грузовиках большой вместимости — на полигон под Саранском. В связи с этим запланировано ПОСТЕПЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ всех других существующих свалок в районах Мордовии. Подсчитано, что для такого небольшого региона работы одного объекта будет достаточно. В наших условиях главное — грамотно наладить логистику. Так вот, все задуманное должно быть реализовано в течение двух лет.

«С»: Было бы прекрасно, если все удастся сделать. Ведь многие жители региона не верили даже в начальный этап вашей работы. Сами грузчики и водители мусоровозов говорили мне: «Вот, придет зима, и эти евроконтейнеры на колесиках увязнут в снегу! Их бросят, все вернется на свои места… И немцы уедут». А как горожане жгли эти пластиковые баки? Как воровали колесики? Насколько помню, особенно этим отличались жители ТЭЦ-2…

— Мы рассчитывали на такое противодействие и даже закалькулировали эти процессы в расходы. Реально за первые полгода было сожжено больше сотни контейнеров. Это серьезные деньги, ведь каждый стоит 10—12 тысяч рублей. Сейчас горожане привыкли. Случаев вандализма уже нет. Идет естественный износ контейнеров, в месяц меняем по 20—30 штук. Нам приятно слышать от горожан, что стало чище. Да и сами жители бережнее относятся к контейнерным площадкам и бакам, понимают, что это сделано для них самих. Хотя над культурой еще нужно работать и работать… Хочется большего уважения к труду, например, уборщиков площадок.

 

Компания

«С»: Приходу «Ремондис» в Саранске не все были довольны. Раздавались мнения вроде тех, что «Вот, пришли чужаки, немцы…».

— Какие глупые цитаты! Что значит «немцы»? В филиале трудится 210 граждан Мордовии. Германская компания «Ремондис» работает в 33 странах, что для современного глобального мира совершенно нормально. Как можно возмущаться тем, что в экономику вашей собственной страны вкладывают инвестиции?

«С»: Сейчас в моде такие настроения. Кстати, отношения России с Евросоюзом могут сказаться на вашей деятельности?

— Ни в коем случае. У нас хорошие результаты работы. Находясь в России, мы чувствуем востребованность со стороны населения и уважение.

Само собой, положительно по отношению к России относится руководство головного офиса «Ремондис». Оно, естественно, против санкций, как и многие немецкие компании. Члены Германского комитета немецкой экономики (ими в том числе являются предприятия, работающие со странами Восточной Европы) время от времени пишут европейским чиновникам письма о вреде санкций, которые наносят урон самой Германии.

«С»: Вы довольны квалификацией работников компании?

— Вполне. Поначалу было сложно. Не каждый, например, водитель мусоровоза хотел — и главное, мог! — работать по нашим высоким требованиям. Поэтому мы проводили отбор. Сейчас текучки кадров как таковой нет. Зато я знаю о наличии резерва: многие хотят устроиться к нам на работу. Какие требования предъявляются? Банальные. Главное — качественная работа на контейнерных площадках. За нами следят заказчики — ГУКи, администрация… Мы понимаем, что площадка — это лицо нашей компании. И пока бывают случаи, что водитель или грузчик не заберут какой-то крупногабаритный мусор, а уборщики не идеально сделают свою работу. Тогда мы получаем мгновенный сигнал от наших заказчиков. Предъявляем высокие требования к дисциплине. Сотрудники обязаны носить спецодежду с фирменной символикой (до прихода «Ремондис» водители и грузчики на работе носили повседневную одежду — «С»). В год только на одеяние и обувку компания тратит около 1 миллиона рублей, ведь на каждого сотрудника предусмотрено по два хороших комплекта летней и по два — зимней одежды. Согласно таким тратам, предъявляются логичные требования. Кстати, только сегодня, когда объезжала площадки, к своему ужасу, увидела нашего грузчика в какой-то непонятной футболке и непонятных ботинках. Я возмущена, буду разбираться. С грузчиком, у которого теперь будет сокращение премии, серьезно поговорит начальник производства.

«С»: Вот такой вопрос. Этот бизнес прибылен?

— Несомненно.

«С»: До вас доходила волна возмущения со стороны горожан, поднявшаяся после резкого повышения тарифов на вывоз мусора?

— Тут нужно окончательно прояснить ситуацию. Тарифы не были подняты специально для «Ремондис». Рост ставки в два раза произошел после решения Саранского совета депутатов в декабре 2010 года, еще задолго до обсуждения образования совместного предприятия. Ситуация с вывозом мусора тогда была критичная. Чтобы ее исправить, и было принято логичное решение о повышении тарифа. Администрация города планировала из этих средств купить новую технику, а также поэтапно, в течение трех лет, обновить контейнерный парк. С началом переговоров с нашей компанией, в марте 2011 года, мы предложили администрации, что не стоит тратить 100—150 миллионов рублей на покупку мусоровозов и контейнеров. «Ремондис» сделала это на собственные средства.

«С»: Поговорим о технике. Как немецкие МАНы, стоившие в 2011 году под 8 миллионов рублей каждый, выдержали испытание российскими дорогами, нависшими деревьями и русскими водителями?

— Все целы и невредимы. По надежности это очень хорошенькие машинки. Пробег каждой приближается к 400 тысячам километров. Ни двигатели, ни коробки не ремонтировались. Чего не скажешь о «Газелях», которые возят ребят зачистки контейнерных площадок. У этого транспорта были уже и капремонты двигателей при гораздо меньших пробегах. Мы уже даже красили кабины… Надстройки мусоровозов «Цоллер» и «Фаун» показали себя неплохо. За все время были заменены два гидронасоса. Бывает, выходят из строя гидроцилиндры, но это претензии к тяжелым условиям работы и специфическому мусору, в котором попадаются частицы металла, ускоряющие износ резиновых манжетов-уплотнителей. Есть у нас и два КАМАЗа с иностранными надстройками. Грузовики пробежали немного, так как были куплены для определенных целей — вывоза отходов из мусопроводов многоэтажек. КАМАЗы меньшего размера по сравнению с МАНами, поэтому им проще маневрировать в узких дворах. Так вот, татарские машины дешевле при покупке, чем немецкие, но… Мы совсем недавно посмотрели собственную статистику, чтобы понять, меньше ли средств уходит на техническое обслуживание КАМАЗа по сравнению с МАНом. Выяснилось, что расходы сопоставимы. Разницы нет, зато по надежности немецкие грузовики в разы лучше КАМАЗов. Поэтому и дальше будем работать с МАНами. К слову, до нашего прихода в столицу Мордовии за вывоз отходов в городе отвечали две организации: «Спецавтохозяйство» и «Спецтранс». Парк их мусоровозов приближался к 80 единицам. Сейчас «Ремондис Саранск», которое является совместным предприятием немецкой фирмы «Ремондис» и местного «Спецавтохозяйства», управляется с 17 грузовиками.

«С»: О чем это говорит?

— Закупленные МАНы более вместительные, более производительные и более надежные. Хотя и очень много стоят. Но высокая цена нивелируется экономической выгодой при содержании. Отмечу еще, что обслуживание столь сложной техники в Саранске проходит на высоком уровне. Ведь мы хорошо понимаем, что выход из строя даже одного-двух мусоровозов может привести к сбою маршрутного графика. Для обслуживания грузовиков мы купили очень дорогостоящее и специфичное оборудование (в частности, для диагностики) и инструмент, которые обычно приобретают крупные автопарки и ремонтные мастерские. Зато обходимся своими силами и ремонтируемся в большей степени сами. Наших механиков и слесарей я вообще считаю просто ювелирами своего дела. Мы отправляли их в длительные командировки в Германию, чтобы ребята своими глазами увидели, как происходит техобслуживание мусоровозов по немецким стандартам. Трижды они проходили обучение в сервисных центрах компании MAN. Были на немецких заводах «Фаун» и «Цоллер». Проще говоря, когда «Ремондис» только пришел в Саранск, у ремонтников «Спецавтохозяйства» были только отвертки и ключи. Сейчас — современнейшее оборудование.

 

«Ремондис» в Саранске в цифрах

Мусоровозы

16 мусоровозов на шасси MAN:

— 3 мусоровоза с фронтальной загрузкой (оборудование Faun)

— 12 мусоровозов с задней загрузкой (оборудование Zoeller), три из них оснащены порталом для загрузки бункеров 7,5 м5

— 1 машина с крюковым захватом типа «мультилифт» для транспортировки крупногабаритных контейнеров

20 м2

2 мусоровоза на шасси Камаз с оборудованием Kobit (с задней загрузкой для евроконтейнеров)

1 бункеровоз на шасси Камаз

1 бункеровоз Зил (арендуется у «Спецавтохозяйства»)

Контейнерный парк

3500 евроконтейнеров объемом

1,1 м3:

— 500 из них — с желтыми крышками для сбора вторсырья

900 евроконтейнеров объЕмом 0,66 м3 (стоят в мусоропроводах)

279 контейнеров объЕмом 5 м3

200 бункеров 7,5 м3

12 контейнеров 20 м3

Люди

210 водителей мусоровозов, грузчиков и уборщиков контейнерных площадок работают в компании

 

Личное дело

Светлана Владимировна Бигессе родилась в Ульяновске.

В 1989 году уехала на постоянное место жительства в ГДР, выйдя замуж за гражданина этой страны. Будущие супруги познакомились в Ульяновске в центральной библиотеке на мероприятии, посвященном дню рождения Владимира Ленина. Она училась в Ульяновском педагогическом институте на факультете иностранных языков (специальность «Учитель немецкого языка»), а он — в местном военном училище связи. Более 15 лет проработала в Торгово-промышленной палате Лейпцига, отвечая за проекты, связанные со странами Восточной Европы: Россией, Украиной, Белоруссией. Вскоре благодаря немецкому проекту «Зеленая точка» (в частности, с 1990 года обязует производителей товаров в Германии платить за утилизацию упаковки) заинтересовалась тематикой переработки мусора.

В 2008 году пришла в компанию «Ремондис». Чуть больше половины своего времени проводит в командировках в России. Дочь и супруг (оба владеют русским языком) живут в Германии.

340x240_mvno_stolica-s-noresize