Театр

«Мы не промахнулись, пригласив на фестиваль чеченский драматический театр!»

Светлана Гарон назвала Степана Эрьзю самым великим скульптором мира после эпохи Возрождения. Она считает, что пришло время сделать Саранск международным культурным центром © Столица С | Жанна Ларцева

Театральный критик Светлана Гарон — ​о Саранске и «Соотечественниках»

5 апреля в Саранске завершится 13-й международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». Финальным аккордом станет спектакль московского театра «Бенефис» — «Жизнь прекрасна или Лето любви»… За все время существования фестиваля на местной сцене выступили артисты из 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Публика познакомилась с творчеством 88 коллективов. В этом году полностью изменился экспертный совет «Соотечественников». Председателем жюри стала известный театральный критик и эссеист Светлана Гарон. О саранских впечатлениях, фестивале, основах русского театра и своих увлечениях она рассказала Татьяне Михайловой.


— Саранск необыкновенно похорошел. Стал красивее, многоцветнее, — ​рассказывает Светлана Гарон перед просмотром спектакля Московского армянского театра. – Здесь не покидает ощущение маленького Петербурга, но современного, полного света. Потрясает ощущение гармонии, стройности и самодостаточности города, который стремительно развивается. Получила просто сумасшедшее впечатление от музея им. Эрьзи! В нем создано удивительно гармонизированное пространство. Все подчинено мощному грандиозному таланту великого скульптора, которого я позволю себе назвать самым великим после эпохи Возрождения. Из вашего музея можно сделать международный культурный Центр, который будет собирать искусствоведов-специалистов всего мира, где они будут делиться открытиями, обмениваться опытом, заниматься издательским делом… Он должен стать брендом Саранска!

«С»: Вы признались, что, составляя афишу фестиваля, старались выбрать то, что понравится публике. Не ошиблись?

— Нет. Фестиваль открыли артисты из города Грозный. Изначально хотелось, чтобы представители Чечни наконец-то появились на театральной карте России. Это – их первое после войны участие во Всероссийском фестивале. Спектакль Чеченского театра прошёл очень хорошо. Это огромное движение вперед для театра и запоминающиеся впечатления для публики. Сегодня людям нужны отдых, радость, позитив. Мы устали от войн, постоянных выяснений, кто виноват… И вдруг такая безоблачная комедия «Ночной переполох»! Играли артисты трех поколений, заражали друг друга, обменивались положительной энергией, которая перекидывалась через рампу в зрительный зал.. Мы не промахнулись, пригласив на фестиваль чеченский драматический театр имени Нурадилова! Всего в афише 8 названий, 8 театров: Московский Армянский театр, Steps Theatre из Нью-Йорка, Акмолинский театр, Израильский «Zero», Липецкий имени Толстого, ваш русский театр Республики Мордовия.. И хочется надеяться, что каждый вечер будет сюрпризом, спектаклем неожиданным, не похожим на другие. Закрывает фестиваль Московский драматический театр Анны Неровной «Бенефис». В этом театре я работаю заведующей литературной частью. Публика увидит замечательный спектакль «Жизнь прекрасна или Лето любви», который на фестивале «Золотой Витязь» был удостоен высшей награды, а исполнительница центральной роли победила в номинации «Лучшая женская роль». В основе постановки пьеса Тургенева «Месяц в деревне», которая, честно говоря, сегодня кажется многословной. Но спектакль поучился воздушный, легкий, прозрачный.. От летнего зноя, «ничегонеделанья», томления в головах героев случилось своего рода как затмение. Все влюблены! Все объясняются, ревнуют, досадуют, пугаются своих чувств. К концу страсти уходят, все успокаиваются, жизнь возвращается в свою колею, и она оказывается прекрасной. Театры, составившие афишу фестиваля, работают серьёзно, творчески наполнено. Само название фестиваля прекрасно — «Соотечественники». Нас всех объединяет русский язык, наше прошлое, земля, которую мы считаем родной и, наконец, театр. Мы – родные «по крови»! Фестиваль отличает прекрасная организация, абсолютное отсутствие бюрократизма, формальностей. Здесь, в первую очередь, ощутимы внимание и любовь к театру и к людям театра. Министр культуры каждый вечер смотрит спектакли! Где ещё можно встретить такое?!

«С»: Как вы начали заниматься живописью и графикой?

— Никогда не знала, что умею рисовать! (Смеется — ​«С») В 2002 году купила акварельные краски и… изобразила «Смерть петуха» по роману Маркеса «Полковнику никто не пишет». Почему петуха? Не знаю! Творчество приходит ОТКУДА-ТО! Еще у меня есть чудесная (Смеется – «С») на мой взгляд, «Шарлотта» из «Вишневого сада», «Раневская как НЛО», другие чеховские и театральные персонажи.

© Столица С | Жанна Ларцева

«С»: Вы заканчиваете книгу «О театре, который люблю. Мой P.S». А что вам не импонирует в современном театральном искусстве?

Не принимаю в театре пошлость, претенциозность, самодовольство, низкую вседозволенность, которые развращают публику. Не очень люблю бытовой театр.Главное – духовная жизнь человека. Волнения и тревоги души. По слову Станиславского, жизнь человеческого духа. Это – русский театр. Он разнообразен, богат смыслами, формами, направлениями.

«С»: Расскажите, о чем ваша книга?

— О театре второй половины XX-го — начале XXI века. Да, о Товстоногове, Эфросе, Любимове многое уже написано. Но у меня есть заметки по их спектаклям, которые я видела лично. Мне посчастливилось. Я дружила с Володиным и Товстоноговым. Хорошо знала Олега Ефремова, с которым мы пили чай в его кабинете и разговаривали о театре. В книгу вошли мои диалоги с Окуджавой, с Олегом Табаковым, режиссером Андреем Борисовым. В части «Пересечения» вспоминаю о своих встречах с Евтушенко… Это то, чем мы жили и дышали, что было самым важным в жизни. Театральная культура со времен моей молодости до сегодняшнего дня.

Новости партнеров