Культура

Остроумная «Жизнь впереди» и романтичные «Между нами горы»

kandyshev@stolica-s.su

© kinopoisk.ru

Кинокритик Николай Кандышев о примечательных фильмах недели

«Жизнь впереди» горькая встреча выпускников

Больница. Прием у гинеколога. В кресле симпатичная женщина. Ее осматривает красавец-врач. Вдруг он узнает в ней свою одноклассницу, как потом выясняется – первую любовь. Как обычно в таких случаях завязывается цивилизованный диалог. Ничего необычного. Но только она в гинекологическом кресле, а он ее по-прежнему «осматривает». Тут же диалог мало-мальски разгоняется и обостряется. На его вопрос сугубо в медицинских целях: У тебя постоянный половой партнер? Секс регулярный?» Она отвечает: Да, постоянный партнер – муж… Секса нет». Итак весь фильм штампы разбиваются в пух и прах отборным стебом.

Первое, что приходит на ум при просмотре нового фильма Карена Оганесяна «Жизнь впереди» перед нами отретушированный ремейк «Горько» Жоры Крыжовникова. Только в этом случае речь не о свадьбе, а вынужденной встречи выпускников в связи с смертью одноклассника. Даже некоторые актеры из шедевра Крыжовникова перекочевали сюда — Александр Паль, Юлия Александровна, Егор Корешков. Они, конечно, выжигают поляну дотла. Остальные стараются подбрасывать в разгорающееся пламя хворост, но из-за сырости некоторых сучков поддерживать жар удается не всегда. Но в отличие от одной из самых остроумных российских комедий, новая работа автора «Мам» и «Пяти невест» похожа на ненадежный висячий мост. Здесь ступенька твердая. В другом месте она либо надломлена, либо ее совсем нет. Выходит, что весь пройденный тобою путь проходит неровно с риском сорваться в пресную реку. Отсюда и различный интерес, с которым ты наблюдаешь сразу несколько примечательных разворачивающихся мини-историй. Увиденное можно было бы обозначить альманахом. Только в отличие от условных «Диких историй» Дамиана Сифрона и «Про любовь» Анны Меликян, которыми явно вдохновлялся Оганесян, «Жизнь впереди» представляет собой попытку сделать единый фильм, а не набор рассказов в стиле О’Генри.

Тут самая успешная из класса – Люда, героиня Светланы Ходченковой, уехавшая сразу после окончания альма-матер заграницу. Влюбленный в нее еще со школьной скамьи экс-староста, а теперь элитный таксист – Гена в исполнении прекрасного Александра Паля. Она слишком заносчива и дерзка с бедным парнем, живущим в свои 30 с лишним лет с мамой. В свою очередь ему хочется объясниться в любви, поэтому приходится похитить даму сердца. Как потом изменяются их роли, пожалуй, самое замечательное в этом рассказе. Также как и заклеенный рот Светланы Ходченковой. Все-таки «Парень с нашего кладбища способен разговаривать в кадре за двоих. А вот роман гинеколога (Егор Корешков) и пациентки (Ольга Медынич) из самого начала фильма менее удачен. Их прерывает несносный грубиян и хам Павел Прилучный, смотрящийся самым слабым стволом в актерском арсенале режиссера. Впрочем, на режиссерскую немилость по отношению к своему герою может посетовать не только неудовлетворенный женский врач, но и «Москва» Юлия Александровна. Ей уже 30 лет… почти 34, а мужа ни в первопрестольной, ни в провинции она найти не может. Пожалуй, катарсис в ленте происходит, когда видишь кармическую борьбу бывшего хулигана (Артура Смольянинова) и заморыша (Дениса Шведова), поменявшихся после стольких лет ролями. Вот только герой Смольянинова действительно шагнул дальше. А Денис Шведов остается голодным, словно Тантал. Хотя все у него вроде и есть. Отсюда и его желание отомстить старому обидчику, перешедшему из бандитизма в религию. Поквитаться в итоге не удается. Все останутся с ссадинами. Однако, режиссер по-своему награждает «мстителя», давая тому самую мощную реплику в картине. Только ее эффект, произведенный на зрителей и сутенера, к котором была обращена, сиюминутен.

Возможно, поэтому к общему знаменателю лента не приходит. Каждая линия примечательна и местами остроумна по-своему. Поэтому, когда на экране они наконец таки заплетаются в один узел, тебе хочется его тут же разрубить. Кризис среднего возраста, охватывающий поголовно весь бывший 11 Б, тяжел. Кому-то хочется детей, другим важно поквитаться по счетам, отдельные персоналии не прочь отвести душу и пуститься во все тяжкие, но только предварительно, предупредив жену. В итоге каждый остается при своем. Где-то режиссер вообще забывает о своих героях, отпуская их восвояси. Будто, он как, психотерапевт или учитель себя исчерпал, больше ничем помочь не может. Возможно, это сюжетный прогиб. Замечаний к ленте, впрочем, как и восторгов по ходу пьесы много. Не смотря на вторичность увиденного и его горьковатый (в хорошем смысле) привкус , ты согласен с основным посылом авторов картин – никогда не поздно изменить свою жизнь как герой Виктора Гюго «Отверженные» Жан Вальжан. Другое дело — в лучшую или худшую сторону будет это изменение — никто не знает.

«Между нами горы» сеанс психотерапии

Перед нами очередная история выживания. Авиакатастрофа поставила на край гибели нейрохирурга Бена (Идрис Альба «Безродные звери», Прослушка») и фотокорреспондента Алекс (Кейт Уинслет «Чтец», «Волшебная страна», «Милдред Пирс»). Не самый очевидный на первый взгляд дуэт, в итоге помогает картине донести свое послание до зрителей. Пусть и химия, образующаяся между главными героями скорее неорганическая.

Работа израильского постановщика Хани Абу-Ассада была показана в конкурсной программе кинофестиваля в Торонто. Средняя режиссерская работа производит впечатление обычной мелодрамы, но ставящей амбициозные цели. Проникнуть в глубину подсознания зрителя и ставит перед ним вопрос: Что если твое течение жизни, которые ты считаешь абсолютно правильным и верным, под внешними обстоятельствами резко станет под угрозу. Тебе придется идти на уступки с самим собой и с другими людьми, оказавшимися поблизости. Откроется новая дверь. Рискнешь туда зайти? Мы же все так самоуверенны. Добиваемся успеха, создаем уют и комфорт вокруг себя, думая, что самое безопасное место на Земле — замок, а не горы, море, океан, деревянный домик на опушке леса.

Герои великой Кейт Уинслет и прекрасного Идриса Эльбы сталкиваются с этим выбором. Пожалуй, этическая дилемма, поднимаемая в ленте, гораздо лучше ее навязанной и корявой эстетики, то и дело сбивающейся на шаблонные аллюзии «Изгоя», «Унесенных» и «За бортом» и прочее прорвы фильмов о выживании Адама и Евы. Но все это играет по-разному в зависимости от рук постановщика и лиц актеров. Через историю выживания героев «Между нами горы» становится понятен посыл авторов картины — никогда не говори никогда. Следует доверять не только разуму, заранее отвергая рискованные меры. Также уповать постоянно на интуицию, теша себя иллюзией наличия экстрасенсорных способностей и отличной интуиции, тоже порой не следует. Надо воздержаться от воздвижения горных массивов вокруг себя, рискуя остаться в изоляции. Баланс соблюдается во всем, инь и янь, мужское и женское, белое и черное.

Новости партнеров