Культура

«Когда захожу в саранские сувенирные лавки, просто ужасаюсь. На прилавках много китайской продукции!»

Светлана Борисова наедеется, что когда-нибудь в Саранске откроется центр ремесел© Столица С | Жанна Ларцева

Художник-керамист Светлана Борисова — об индустрии прикладного творчества

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года власти региона‑13 объявили о желании сотрудничать с мастерами народно-художественных промыслов, поскольку туристы все больше интересуются сувенирной продукцией. Преподаватель кафедры мордовской культуры и современного искусства ИНК МГУ имени Огарева Светлана Борисова всю жизнь занимается керамикой и глиняным литьем. Она собирается порадовать болельщиков уникальными изделиями, но беспокоится о том, что в Саранске не достаточно хорошо развита индустрия прикладного искусства. Мастерица считает, что местное правительство должно уделять больше внимания творческим людям и всячески их поддерживать. Размышлениями о вдохновении, популярности и непростой судьбе художников Светлана Борисова поделилась с Анной Оправхат.

В ее мастерской прохладно даже в самый знойный день. Многочисленные полочки уставлены глиняной и керамической посудой с замысловатыми рисунками. В углу красуется мечта любого романтика — гончарный круг. Окна всегда открыты, мимо них то и дело с грохотом и свистом проносятся автомобили. Над входной дверью висит икона. «Этот образ мне подарил один из учеников, — улыбается хозяйка. — Василий Великий — покровитель всех мастеровых. Он меня здесь охраняет. Я человек верующий и считаю, что все творчество исключительно от Бога. Каждому Он дает определенные способности, которые нужно беречь и развивать. Путь художника всегда тернист… Каждый из нас имеет какую-то странность. Я, например, не помню свой возраст. Серьезно. Каждый год отмечаю день рождения, а точную цифру не помню. С другой стороны, зачем все эти точные даты? Ерунда какая-то, живем — и хорошо. Но не каждый человек решится испытывать муки внезапно нахлынувшего или ушедшего вдохновения. Да и не нужно это всем. Кому-то больше подходит стабильная работа с определенным графиком, где не нужно ничего выдумывать, где все ваши действия уже давно запрограммированы». Во время беседы Борисова лепит что-то из серой глины. Напротив тем же занимается студентка Ксения, которая внимательно наблюдает за действиями мастера. «Мне легче общаться во время привычной работы, — тихо говорит Светлана. — Когда держу в руках глину, волнение уходит. Такой труд дает положительные эмоции. А за гончарным кругом можно очень душевно порелаксировать». За соседним столом сидит муж преподавательницы — заслуженный художник Мордовии Михаил Салдаев. Он ничего не говорит, пьет чай и иногда бросает добрый взгляд на любимую супругу. «Мне кажется, что творческим людям легче жить с такими же, как они, — считает собеседница. — Мы с Михаилом Васильевичем друг друга понимаем, у нас много общих интересов. Я ценю в нем большого художника и разностороннего человека, он тоже поддерживает мои порывы и начинания. Наверное, это и называется любовью. На рабочем месте привыкли обращаться друг к другу по имени и отчеству. Дома, конечно, общаемся не так официально».

© Столица С | Жанна Ларцева

Светлана Борисова родилась и выросла в Казани. Окончила художественную школу и художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института имени Яковлева. «В моей семье не было творческих людей, — продолжает она. — Но родители рассказывали об одном далеком родственнике, который писал прекрасные картины. Возможно, именно эти рассказы на меня повлияли. В молодости увлекалась разными видами искусства. Мне очень нравилась акварельная живопись. До сих пор продолжаю рисовать, но теперь только в качестве хобби. Хотя, супруг хвалит мои работы и уверен, что я могла бы много добиться в этом направлении. Честно говоря, никогда не думала, что буду заниматься керамикой и глиняной лепкой. Это случилось неожиданно. Еще в Казани случайно устроилась на комбинат народно-художественных промыслов. Чего только я там ни делала! Деревянные скульптуры, ювелирную продукцию… Расписывала текстильные изделия. А когда открылся керамический цех, поняла, что это мое. Глина — удивительный материал. Она пластична и дает большие возможности. Рисование — совсем другое дело, там нельзя работать в трехмерном пространстве, все на одной плоскости. Обладая мастерством, можно достаточно быстро пройти путь от идеи к результату. Но начинающему керамисту, конечно, нелегко. Чтобы добиться отточенных движений, необходимо долго учиться. Сначала нужно создать мысленный образ, потом перенести его на бумагу. Какое-то время эскиз будет постоянно дополняться новыми деталями. Потом начинается работа с материалом. После этого готовое произведение сушится и обжигается. Лучше всего это делать в сухом месте, — например, на батарее. В летнее время можно вынести изделие под солнечные лучи».

Борисова переехала в Саранск после того, как встретила будущего мужа. Здесь она стала преподавать художественную керамику, народную игрушку, глиняное и гипсо-модельное литье в институте национальной культуры МГУ имени Огарева. Участвовала в региональных, всероссийских и международных выставках. В 2009 году стала членом Союза художников РФ…

Мордовии есть, чем удивить футбольных болельщиков© Столица С | Жанна Ларцева

По словам собеседницы, одни творческие идеи рождаются мгновенно, над другими приходится долго думать. «Схему вдохновения вычислить невозможно, — рассказывает Светлана. — Иногда, для того чтобы начать, нужен своеобразный толчок. Если, например, меня приглашают поучаствовать в каком-то тематическом фестивале, мозг сам начинает размышлять в определенном направлении. Прежде чем приступить к работе, тщательно собираю информацию. Считаю, что в любом деле важно не спешить и досконально изучать вопрос. Это не так просто, как может показаться. Помимо таланта и мастерства, человек должен обладать трудолюбием и упорством. Сначала нужно осознать, для чего ты это делаешь, четко увидеть цель. Совсем недавно мы со студентами подготовили проект, посвященный предстоящему чемпионату мира по футболу. Получили одобрение членов жюри нижегородского конкурса «Туристический сувенир». Надеюсь, что удастся порадовать болельщиков оригинальными сувенирами…» По словам Борисовой, подобная продукция делится на несколько разновидностей: городскую, региональную и этнографическую. Самыми дешевыми считаются сувениры, для изготовления которых использовались гипсовые формы и минимум ручного труда. Дорогая продукция сделана руками и часто обладает высокой художественной ценностью. «Независимо от стоимости, каждая работа должна быть качественной, – уверена Борисова. – В Саранске с этим беда. Когда захожу в сувенирные лавки, просто ужасаюсь. На прилавках много китайского ширпотреба. Некоторые предприниматели додумались до того, что магниты с нашим городским логотипом закупают в Китае. Недавно была в Удмуртии. Вот там процесс налажен гораздо лучше. Люди трудятся по определенным схемам, есть центр ремесел, поддерживающий и регулирующий работу мастеров по всей республике. А еще они шьют современную одежду с элементами национального узора. Смотрится очень красиво и оригинально. Надеюсь, мы тоже когда-нибудь к этому придем. Не хватает поддержки правительства… На базе нашей студии мы создали творческое объединение «Вальма» (с эрзянского — «Окно»). Собираемся, обсуждаем совместные проекты. Но нам не хватает просторного помещения, где можно было бы устраивать выставки, проводить мастер-классы, скажем, для воспитанников детских домов. Малышам ведь все это очень интересно. В Нижнем Новгороде, например, власти помогают творческим людям. Там на культуру выделяется гораздо больше средств, чем в Мордовии…»

К концу беседы кусок глины в руках Светланы превращается в милого котика. Завершая работу, она рассказывает о том, что мечтает на своей даче выкопать огромную яму и построить горн, чтобы во время отпуска заниматься любимым делом. «Известность? — улыбается педагог. — Нет, об этом я даже не думала никогда. Главное — чувствовать себя нужной людям».

Новости партнеров