Культура

«Входя в образ другого человека, я вдруг становился самим собой! Сцена — это путь в другое измерение!»

© Столица С | Артем Артамонов

Секреты жизни и творчества актера Игоря Дьячкова

Секрет его молодости — позитивный взгляд на мир и отсутствие зависти! 16 июля исполнилось 60 лет заслуженному артисту Мордовии Игорю Дьячкову. 12 октября он приглашает своих поклонников на творческий вечер в Русский драматический театр, где проработал 38 лет. Актер является самым востребованным ведущим правительственных торжеств и ставит детские спектакли. Преподает актерское мастерство и сценическую речь студентам института национальной культуры Мордовского университета. Но самым важным в жизни считает семью. Игорь Дьячков остается неисправимым романтиком и никогда не унывает!

Недавно Дьячков исполнил роль Аристарха Вышневского в бенефисном спектакле «Доходное место» по пьесе Николая Островского. Образ богатого, любящего, но отвергнутого мужа сыграл настолько убедительно, что после представления женская половина зала выражала артисту искреннее сочувствие. В его личной жизни все иначе, но об этом речь пойдет ниже…

В Русском драматическом театре Дьячков работает 38 лет. Восемь лет назад начал передавать свой опыт студентам. Так и не заметил, как пришло время отмечать солидную дату. «Биологический возраст меня не смущает! — улыбается артист. — Работа со студентами подпитывает, дает силы и вдохновение. За годы общения с ними полностью переосмыслил профессию и свое место в ней, все азы мастерства, которые некогда перенял от выдающегося мастера Зиновия Корогодского. Так что преемственность поколений сохраняется! Главное для молодого артиста — стать личностью: нравственной, благородной, интеллектуальной. Овладеть теоретической и практической основой внутренней психотехники и внешней техникой актерского мастерства. На этих «трех китах» держится наша профессия. Хочу предостеречь молодое поколение от пустого хвастовства и зазнайства. Главное — оставить яркий позитивный след в душах людей. Знать, для чего родился и пришел в профессию. Простите за грубую цитату, «по сути, актерская профессия проституирована», ибо каждый актер желает понравиться публике, стать «пупом земли». Но далеко не просто совместить это с чувством собственного достоинства, не опускаясь до «выклянчивания» симпатий у зрителя… Основа личностного начала — позитивное движение вперед в ногу со временем. Остановка в нашей профессии, как и в любой другой, смерти подобна… Для поддержания творческой формы постоянно перечитываю классическую литературу, открываю для себя новых авторов — Харуки Мураками, Нила Геймана, Курта Воннегута, Дугласа Адамса, да и многих других, вошедших в серию «эксклюзивная классика». Много лет назад Игорь Дьячков, начитавшись романов Жюль Верна, мечтал стать моряком. Но, будучи старшеклассником, случайно пришел в актерскую студию Игоря Переслени в клубе «Строитель». В одночасье сцена перевернула жизнь стеснительного и чрезвычайно закомплексованного подростка. В спектакле «Женитьба» ему досталось сразу две роли — Анучкина и Степана. «Выйдя на сцену, я почувствовал себя свободным, получив необыкновенное удовольствие от актерской игры, — вспоминает именинник. — Входя в образ другого человека, вдруг… избавившись от подростковых комплексов, открыл неизвестного мне ранее самого себя! Сцена — это путь в другое измерение. Выражение «волшебная сила искусства» верно, по сути!» С тех пор Игорь не сомневался: сцена его призвание. В Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии отравлялись поступать все воспитанники Переслени, но удача улыбнулась единицам, в их числе — Игорь Дьячков. Он ни разу не пожалел о выбранном пути. Позитивное и неравнодушное отношение к жизни актер перенял от отца. В свое время Леонид Дьячков был известным в республике доктором, избавившим не одну сотню пациентов от алкогольной зависимости. Недавно ему исполнилось 86 лет. «Надо жить сегодняшним днем, не зацикливаясь на прошлом и будущем, а получать удовольствие от сиюминутности происходящего «здесь и сейчас», которое уже через минуту превращается в прошлое, — считает Дьячков. — Конечно, у всех бывает плохое настроение, депрессии… Лучшее лекарство от любого негатива — переключить внимание на другой вид деятельности. Часто причина «неразрешимой проблемы» не стоит выведенного яйца!» В людях Игорь не выносит ханжества, хамства, панибратства и зависти… Помимо творчества, у него немало увлечений. Любит готовить, сам построил баню, отремонтировал квартиру, поставил новый забор на даче и вообще, не гнушается никакой работой. «Мужчина должен уметь все!» — уверен актер. Никакие трудности его не пугают, все эти проблемы решаемы. Было время, когда артист выпал из репертуара на несколько лет, но как говорится, нет худа без добра. За годы «вынужденного» простоя он овладел профессией ведущего и на протяжении многих лет объявлял имена первых лиц республики и страны во всех мероприятиях государственного значения. Трижды представлял публике Владимира Путина!

Но главным в своей жизни Игорь Дьячков считает семью. «Великая награда — с утра лететь, как на крыльях, на работу, а вечером — домой! — говорит он. — Личная жизнь складывалась непросто… Счастье нужно выстрадать, заслужить. Часто, ошибившись в избраннике, люди «дуют на молоко», замыкаются в себе, превращаются в «премудрого пескаря». А я не боялся рисковать. Верил, что невезение не может длиться вечно!» Настоящее счастье, основанное на духовной близости, Игорь обрел с третьей женой Анной, с которой познакомился 17 лет назад. Как выяснилось, она тоже училась в Питере, в медицинском институте. Их объединил особый дух Северной столицы и романтика минувшего времени. Сейчас супруги понимают друг друга с полуслова… Воспитывают 15‑летних дочек-двойняшек Марию и Елизавету. Их проблемы и нужды для заботливого отца стоят на первом месте! Да и по части творчества есть еще порох в пороховницах…

«Современный театр, на мой взгляд, должен быть грамотным, интересным, захватывающим, не оставляющим никого равнодушным — поделился Дьячков. — Нам не уйти от новых веяний времени, клипового сознания. Любая информация должна быть насыщенной, профессионально поданной, должна заставлять думать. Если актер — личность, владеющая профессией и ему есть чем поделиться, он способен заставить зрителя включиться в творческий процесс. Ведь ничто не заменит сиюминутного духовного общения артиста с публикой. Как учил мой Мастер, актер должен уметь, постелив коврик, не прячась за партнеров, музыку и декорацию, перенести публику в другое измерение именуемое Театр! Вот к этому надо стремиться!»

Новости партнеров