Культура

Суворов в Саранске показал «Лично-е» 

© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов

Персональная выставка саранского художника Сергея Суворова «Лично-е» стала одним из самых эпатажных мероприятий, когда-либо проходивших в Республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи

Открытие состоялось 3 августа и собрало около 100 человек. Особым гостем стал дедушка виновника торжества Владимир Голубь. Пенсионер является старейшим авиамоделистом республики, и именно ему молодой живописец посвятил большое количество работ. Талантливого автора поздравили заслуженный художник Мордовии Никита Пичугин, главный редактор еженедельника «Столица С» Станислав Холопов, профессор МГУ имени Огарева Виктор Махаев, издатель Константин Шапкарин и многие другие. Работами Сергея Суворова любовались Анна Оправхат и Артем Артамонов (фото).

…В этот вечер атмосфера в музее была не совсем обычной. По коридорам вместо людей в строгих костюмах прогуливались молодые девушки и парни, внешний вид которых просто кричал о любви ко всему неформальному. Сам Суворов, разумеется, выделялся больше всех. Нет, он не надел костюм лейки, как это было на выставке «Периферия», недавно прошедшей в саранском «Арт-гараже». И не разделся догола, как это было во время перфоманса перед зданием психиатрической больницы. На этот раз он предстал в скромном образе… индейца. Пестрая повязка на голове. Разукрашенное лицо… Да, как верно заметила директор музея Людмила Колчанова-Нарбекова, здешние стены обязывают держать себя в руках… «Знаю, что некоторые критически относятся к внешнему виду Сережи, но иногда частичка безумия необходима каждому из нас, – взял слово Станислав Холопов. – Мне приятно присутствовать на открытии выставки этого автора. Я многое для себя открыл. Особенно понравились работы «Натюрморт с лейкой и самолетами» и «Цирк». Чувствуется, что автор развивается и меняется в лучшую сторону. Поздравляю всех!» Завершая речь, главный редактор «Столицы С» вручил Суворову оригинальный букет цветов. Дедушка живописца Владимир Николаевич Голубь был совсем немногословен: «Я рад за внука, который делает успехи!» «Знаю, что Сережа посвятил эту выставку мне, – признался уже позже он корр. «С». – Это очень приятно. Знаете, я не был в музее имени Эрьзи уже 30 лет. А вот из-за внука все-таки пришел. К его творчеству отношусь положительно. Вот только не нравится, что он носит рваные джинсы. Уверен, это рано или поздно пройдет…» «Сыном, конечно, горжусь, – скромно улыбнулась мама художника Татьяна Владимировна. – Всем рабочим коллективом читали статью о нем в вашей газете».

Сам Суворов прибывал в эйфории, благодарил сотрудников музея, «Столицу С», родных и друзей за помощь в организации выставки. «Как хорошо, что здесь собрались не только зрелые люди, но и молодежь, – сказал художник. – Значит, наше поколение не потеряно. Значит, все еще впереди!» После торжественной части Сергей и его дедушка устроили своеобразное авиа-шоу. Над головами гостей летала модель самолета, сделанная учеником Владимира Николаевича. Затем состоялся премьерный показ короткометражного фильма Суворова и его подруги Евгении Черновой «Красная дверь. Зеленая лестница». В картине рассказывается о буднях автора, переживаниях, связанных со сносом старого дома, в котором прошло его детство, поиске своего личного места в этом мире. «В чем смысл жизни? – говорит в одном из эпизодов дедушка художника. – Зачем такие вопросы? Я же не профессор. Некогда мне. Вон кот опять на стол залез…» Присутствующие замерли и опомнились лишь когда всех пригласили прогуляться по залу и полюбоваться экспозицией. «Мне нравится творчество Суворова, – заметил Никита Пичугин. – Жанр, в котором он работает, я бы назвал мироощущением. Сергей так видит мир, и это весьма свежо, талантливо и профессионально. Особенно впечатлили картины «Письма на улицу моего детства», «Если что, прилетай» и «Воспоминания». Суворов, безусловно, явление для Саранска».

Зрители внимательно вглядывались в каждую работу и пытались понять их смысл. Заведующий кафедрой архитектурного проектирования и дизайна МГУ имени Огарева Виктор Махаев отнесся к выставке скептически. «Не зря Россию называют страной дилетантов, – вздохнул он. – У нас многое делается непрофессионально: дизайн, книгоиздание, озеленение, реклама… Особенно обидно за искусство. На мой взгляд, эта сфера просто обязана быть профессиональной. Суворову не хватает академического образования. Художник обязан иметь основные практические навыки, знать, что такое композиция, перспектива, учитывать принципы анатомии, соблюдать законы светотени, штриха, пятна, колористики… Но, в целом, искусство не может нравиться или нет. Это же не девушка. Это гораздо больше, чем девушка…» «У меня очень приятное впечатление от увиденного, – сказал журналист Николай Кандышев. – Небесталанный автор. В его работах чувствуются внутренние переживания… Картины Суворова напомнили мне творчество Марка Шагала». Выставка продлится до 20 августа.