Культура

«Балабанова уговаривали снять третью часть «Брата»

Кинооператор Сергей Астахов – о государственных деньгах, плохом «Сталинграде» и нежелании снимать фильмы о «Единой России»

Сергей Астахов долгие годы работал со знаменитым режиссером Алексеем Балабановым. Оператор снимал кинохиты «Брат» и «Брат—2». Уроженец краснослободского села Селищи получил десятки наград российских и международных фестивалей. Он уже 12 лет не приезжал в Мордовию, но обещает в следующем году обязательно это сделать. Взгляды мастера на прошлое и будущее российского кинематографа и его ответ на извечный вопрос: «В чем сила, брат?» — узнал РОМАН ЮНЯЗОВ.

Режиссер

Алексей Балабанов внес огромнейший вклад в российский кинематограф…

— Об этом еще много будут рассуждать кинокритики. Балабанов сделал несколько фильмов, которые стали классикой отечественного кинематографа. Обе части «Брата», «Жмурки», «Груз 200», «Про уродов и людей» — и это только небольшая часть! Самое главное — мастер не побоялся показать зрителям свое видение нашей жизни. Леша останется в моей памяти одним из самых неконъюнктурных режиссеров. Он ничего не делал по шаблону!

Каким он был на съемочной площадке?

— Требовательным, требовательным и еще раз требовательным! Хотя каждый режиссер обязан быть таким, поскольку несет полную ответственность за результат. Если фильм не получится, никто не скажет, что оператор плохо сработал или был проведен неудачный кастинг… Все спишут на режиссера! Те, кто не справлялся с требованиями Балабанова, уходили. Такое случалось… Я с ним сотрудничал долгие годы, значит, моя работа его устраивала. Леша не ставил невыполнимых задач и был вполне адекватным руководителем.

Зрители могли бы увидеть третью часть «Брата»? Или этому помешала трагическая гибель исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего?

— Сослагательное наклонение навсегда оставит вопрос безответным. Ожидать можно было всего! После выхода на экраны двух очень успешных фильмов Балабанова уговаривали снять продолжение. Режиссера завалили горами писем. Некоторые я читал. Леше предлагали новые сюжетные линии, варианты сценария… Но он реагировал отрицательно. Наверное, считал историю исчерпанной и законченной.

Тогда ответьте на все еще актуальный вопрос: «В чем сила, брат?»

— В духе! Никогда не надо унывать и распускать сопли. Сильный тот, кто, несмотря на неудачи, всегда поднимается и продолжает идти дальше. А постоянное ожидание помощи от других людей делает нас слабыми.

Кино

Велика ли роль оператора в создании современных фильмов?

— По-разному бывает. Все зависит от жанра и режиссера. Например, в блокбастере «Метро» мое участие огромное. Кино почти полностью построено на операторском видении. Для фильма-катастрофы были нужны душераздирающие планы. Видеоряд показывал всю сущность трагедии. Если же снимается драма об отношениях людей, то операторская работа отходит на второй план. Там герои только беседуют, поэтому человек с камерой отвечает лишь за атмосферу. Вообще вполне нормально, когда люди моей профессии пляшут под дудку режиссера. Ничего унизительного в этом нет. На съемочной площадке существует жесткая пирамида власти. На самой вершине режиссер, который должен донести идею. Сегодня просто смотреть красивые картинки никому неинтересно, люди хотят смотреть документальное кино.

Многие отечественные режиссеры пытаются делать фильмы с прицелом на иностранную аудиторию…

— Не понимаю такого подхода. На мой взгляд, российские режиссеры должны в первую очередь снимать фильмы для российских людей и тем самым формировать здесь культурные поколения. Меня мало интересует, как будут реагировать на наше кино жители Китая или Бразилии. Конечно, хочется, чтобы за рубежом уважали, понимали и ценили наш кинематограф. Но их не заинтересуют наши злободневные темы и тонкости российского менталитета…

Что же мешает отечественному кино выйти на мировой уровень?

— Множество причин! Прежде всего пиратство. Большинство фильмов не окупаются. Сейчас деньги найти не проблема, а вот отбить их крайне сложно! Все должно быть поставлено на внятные экономические рельсы… Государство не регулирует соотношение отечественных и зарубежных фильмов в прокате. На мой взгляд, у российских кинематографистов должны быть гарантированные преимущества. В XXI веке отвергнута идея продвижения идеологии через кино. Это правильно! Искусство и пропаганда должны идти разными дорогами. Но государству, даже не рассчитывая на прибыль, все равно надо вкладывать деньги в киноиндустрию, которая воспитывает людей и влияет на их мировоззрение. Необходима отдельная статья расходов в бюджете.

Не боитесь, что тогда власть будет требовать пропагандистских фильмов, воспевающих нынешний политический строй?

— Нет. Вряд ли до такого дойдет… В советское время было много картин, которые просто вызывали добрые чувства. Это тоже своеобразная пропаганда, но только душевная. Вспомните гениальную комедию «Мимино», которую режиссер Данелия снял в годы жесткой цензуры. Каждый раз при ее просмотре становишься чище. Государство должно быть заинтересовано в появлении подобных картин… Мы же не будем снимать фильмы, воспевающие «Единую Россию»?! Это очень глупо!

Вам понравился фильм Федора Бондарчука «Сталинград», который представит Россию на премии «Оскар»?

— Скажем прямо, кино получилось плохим! Проблема в том, что через 20 лет наши дети и внуки подобные художественные фильмы станут воспринимать как документальные. Люди часто верят в происходящее на экране и сопоставляют его со своим знанием истории, с реальностью, это особенность кино. В фильме «Сталинград» много лжи. Мне даже страшно, что в кинотеатрах его посмотрела половина населения страны. Получается, ерунда засела в головах у миллионов жителей России.

Вы сейчас не работаете?

— У меня перерыв… Недавно перенес инсульт, поэтому сейчас лечусь… Хотя предложений поступает много. Но спешить некуда. На кусок хлеба смогу заработать и без кино. Дело в том, что одним громким именем режиссера меня не купишь. Главное — сам проект! Поэтому внимательно изучаю сценарии. Съемка ради съемки или ради денег не интересует. Возможно, скоро начну работать над фильмом о Куликовской битве.

Давно посещали малую родину?

— 12 лет уже не приезжал. В родном Краснослободском районе у меня осталось три сестры, с которыми постоянно переписываюсь. Стараюсь следить за Мордовией. У вас там сейчас много разных событий происходит… Француз Жерар Депардье не сильно волнует, зато чемпионат мира по футболу — это круто! Собираюсь приехать в Мордовию весной следующего года. Любопытно будет посмотреть, каким стал родной край спустя много лет.

340x240_mvno_stolica-s-noresize