Культура

«Человек-паук: Возвращение домой»: Welcome

kandyshev@stolica-s.su

Несмотря на чудесного Бэтмена Тима Бертона, которого многие к сегодняшнему дню подзабыли, мы должны понимать, что расцвет жанра кинокомикса начался с «Человека-паука» Сэма Рэйми. Автор легендарных «Зловещих мертвецов» продемонстрировал насколько бережно и искусно можно работать с «нарисованными картинками». Именно он доказал, что универсальный язык кинематографа идеально вписывается в пеструю и бескрайную концепцию комиксов. Бесспорный талант Кристофера Нолана вступил уже на взращенную и благодатную почву предшественников, дав всему миру лучший киномикс, а может быть и фильм всех времен.

Авторы нового «Человека-паука: Возвращение домой» (уже 16-го фильма киновселенной Marvel) не стали изобретать велосипед или пытаться выйти за рамки жанра. Они сконцентрировались на фабуле центрального героя. Питер Паркер в исполнении Тома Холланда помещен в тело подростка, чьи битвы с преподами, назойливыми и высокомерными одноклассниками, тетей, не уступают по накалу его сражениям с ряжеными и опасными злодеями. Он желает стать одним из Мстителей и защищать Землю от разного рода угроз, но Тони Старк не подпускает неокрепшего юнца к столь ответственным миссиям. Как следствие он вынужден снимать кошек с деревьев и возвращать владельцам украденные велосипеды. Новая лента смотрится конечно беззубо и всевозможные потуги создателей ее обострить своей цели не достигают. Даже нынешний актер-феникс Майкл Китон («В центре внимания», «Бердмен») в роли злодея Стервятника лишь обозначает антагониста, но таковым по сути не является. Пожалуй, в этой роли на контрасте заметно ярче смотрится один из мажоров в школе главного героя, который то и дело достает Питера.

Глядя на работу Джона Уоттса, понимаешь, что у Сэма Рэйми было гораздо больше простора для творчества, но ему в итоге не удалось полностью раскрыть уникальность Спайдермена. В виду тогдашнего дефицита стоящих внимания кинокомиксов, он мог себе позволить описать супергероя, а не конкретно Человека-паука. Режиссер нового фильма, насмотревшись предыдущих картин о Питере Паркере и его коллегах, смог воплотить на экране по-настоящему амбициозную идею – взять персонажа, практически в зародыше, и под лампой, словно школьный эксперимент, постепенно его взращивать. Поэтому вся затея, вольно или невольно, смахивает на почившую франшизу о близоруком волшебнике со шрамом на лбу в виде молнии. Станет ли герой британского и талантливого актера Тома Холланда новоявленным Гарри Поттером однозначно предугадать трудно, но потенциал на такой заход у Marvel бесспорно есть.

Надо отдать должное, создатели нового Человека-паука целенаправленно отказались почти от всех приемов, использованных в предыдущих лентах о дружелюбном соседе, дабы получился не очередной ремейк-ляп имени Эндрю Гарфилда («По соображениям совести», «Молчание»). Хотя, как минимум два момента в «Возвращении домой», отсылающие нас ко второй части трилогии Сэма Рэйми есть. Правда на деле они оказались слабее чем в картине 2004 года. Правда общий тон повествования и не страдает, и не выигрывает от этого. Однако, невольно приходит на ум насколько версия Тоби Магуайра была изобретательнее и мощнее своего визави в плане драматургии. Не хватает работе Джона Уоттса и пресловутой точки отсчета. Для Темного рыцаря – это убийство родителей малолетнего Брюса Уэйна. В истории о Спайдермене таковой является – укус радиоактивного паука. У американского режиссера этого нет и отсюда ощущение, что ты смотришь не начало фильма, а продолжение сериала. Поэтому люди, пропустившие предыдущие серии» могут выйти из зала с относительным недоумением.

Таким образом, с одной стороны очередной киноаттракцион огорчает своей фанерностью, а с другой подкупает своим профессионализмом. Качество продукта в плане представленной на суд формы уже давно не вызывает нареканий. Требуются содержательные пассажи – зовите авторов, а не ремесленников. Марвел, как не раз уже говорилось, пошли легкой и далекоидущей дорожкой. Набив шишек на первых Халках, они выработали рецепт супергеройского фастфуда, которым до сих с успехом кормят ненасытившихся зевак. Насколько это растянется сказать сложно. Так как с легкой руки Джеймса Гана марвеловское меню заметно расширилось и в количестве и качестве порций. Теперь мы видим попытки художественного и местами чрезвычайно изобретательного подхода к условному комиксу. Как итог на прошедшем Берлинале режиссер Джеймс Мэнголд и актеры Хью Джекман и Патрик Стюарт презентовали реквием Росомахи – главного персонажа Людей Икс. Совершенный нонсенс для кинокомиксов. Марвеловский супергеройский состав уже давно напоминает несущийся без остановок поезд из ленты «Сквозь снег». Когда сие антиутопический локомотив «остановится», мы вероятно сядем на другой. Поэтому вряд ли нас постигнет судьба буриданова осла.

Новости партнеров