Культура

«Вот программа «Спокойной ночи, малыши!» — это кошмар»

Создатель «Ералаша» Борис Грачевский — «Столице С»

В Саранске в очередной раз побывал создатель детского юмористического журнала «Ералаш» Борис Грачевский. Московский гость провел творческую встречу со школьниками в кинотеатре «Россия» и мастер-класс в саранской «Студии Ералаш». Также состоялся показ художественного фильма Грачевского «Крыша» о подростковых суицидах с последующим обсуждением проблемы. Как уберечь подростков от трагических поступков, а детей — от порнографии в Интернете? Кто заманивает неокрепшие души в сети «синих китов»? Будут ли сниматься в «Ералаше» школьники из Мордовии? Об этом и другом с 68-летним мужчиной беседовала Татьяна Михайлова.

— Я много раз приезжал в Саранск. Поверьте, это один из лучших городов России, — улыбается столичный гость. — Объездил всю страну — во многих местах тихий ужас. Клянусь, столица Мордовии преобразилась невероятно — чистота, ровные дороги, прекрасные храмы. Это такая радость! Надо гордиться тем, что у вас пройдет чемпионат мира по футболу. Пусть иностранцы посмотрят, как живет среднестатистический российский город. Дай Бог Саранску дальнейшего процветания!

«С»: Борис Юрьевич, в Саранске работает «Студия Ералаш»?
— Да. Любой нормальный ребенок хотел бы заниматься в «Ералаше» и понять, что это такое. Потому в России открыты 27 студий и еще одна в Латвии. Время обучения — восемь месяцев. Ребята снимают на своем уровне сюжеты, близкие «Шести кадрам». Сегодня проведу с подопечными мастер-класс. Пока не знаю, каких результатов они достигли. Генеральный директор данного проекта находится в Екатеринбурге. Мы ежедневно общаемся по «Скайпу».

«С»: Будут ли школьники из Мордовии участвовать в главном «Ералаше»?
— Зачем обманывать детей? И все-таки ежегодно в марте мы проводим фестиваль учащихся всех 27 студий в лагере «Орленок» под Туапсе. В будущем году он состоится, скорее всего, в Подмосковье… Проводим смотры лучших сюжетов и параллельно проводим кастинг. Четыре победителя приезжают за наш счет в Москву вместе с родителями и снимаются в «Ералаше».

«С»: Восемь лет назад вы сняли художественный фильм «Крыша» о подростковых суицидах. Почему взялись за такую тему?
— Это трагедия, и болезнь прогрессирует. Ради обсуждения данной темы с родителями и педагогами я готов выехать на другой конец страны. Страшная, жуткая проблема… Хрупкие души детей уязвимы, особенно 12-летних девочек. Моя картина снята по мотивам реальной истории. Три девочки, взявшись за руки, спрыгнули с крыши многоэтажки. Я долго думал, каким сделать финал. В какой-то момент, вопреки правде жизни, решил оставить их живыми. Не мог иначе. Я всю жизнь посвятил детям, «Ералаш» всегда в позитиве и честен со зрителями… Мы часто недооцениваем коллективный мозг, например, школьный класс. Героиня фильма говорит важную вещь: «А знаете ли вы, с кем ваш ребенок сидит за одной партой?» Это и есть сближение с родителями, искренний интерес к своему ребенку. Чем дольше он будет оставаться в дружеских отношениях с мамой и папой, тем безболезненнее пройдет переходный возраст… Напротив, в моем фильме никому ни до кого нет дела. Все погружены в свои проблемы. Кстати, в трех киношных семьях нет алкоголиков и ассоциальных личностей, это обычные люди. Мать девочки прячется от своего женского одиночества. Делает все, чтобы не видеть свою пустую кровать. Одиночество — страшная вещь! Но вместо того чтобы сблизиться с дочерью, она где-то носится с утра до вечера, оправдывая себя тем, что должна зарабатывать для нее. А ведь нет ничего важнее внимания и гармоничных отношений в семье, и ребенок прекрасно все понимает.

«С»: Кто эти люди, организующие «группы смерти» в Интернете?
— Видел одного злодея и мне, добрейшему человеку, хотелось его растерзать. Грязнее и страшнее их нет. У этого типа на лице написано, что он неблагополучен в жизни, возможно, и в отношениях с женщинами. Отсюда желание создавать эти смертельные схемы.

«С»: В чем главная причина роста подростковых суицидов в России?
— Она актуальна во всем мире. Идет лавинообразный информационный поток. Интернет обеспечивает любые потребности — от самых прекрасных до самых мерзких. К сожалению, прогресс работает и на негатив. В Сети можно найти массу чудовищных вещей, вплоть до инструкций изготовления наркотиков и бомб. Порнография — еще не самое страшное. Как бороться? Просто сядьте рядом с ребенком, включите самое грязное порно. Спросите: «Разве это красиво?!» Никто не станет это смотреть! В День защиты детей надо показывать по телевизору не звезд с танцующими детьми… Кстати, у нас большие проблемы с Первым каналом. Руководство решило, что «Ералаш» устарел, а мы снимаем сюжеты каждую неделю. Поэтому выходим в эфир на каналах СТС, «Карусель»… У «Ералаша» 270 миллионов просмотров на видеохостинге YouTube. И за границей ежедневно всемирный Первый канал показывает «Ералаш»….

«С»: За более чем 30 лет «Ералаш» воспитал несколько поколений детей. Насколько изменился их менталитет сейчас?
— Само общество сильно рвануло вперед. Сначала мы снимали «Ералаш», ориентируясь на 10-летних зрителей. Сегодня наш киножурнал спокойно смотрят 5-летние малыши. Самое трагическое заключается в изменении мышления подрастающего поколения. Интерес к происходящему на экране иссякает на третьей минуте. Понимая это, деятели мирового кинематографа перестали браться за сюжетные истории, повествование выстраивается в клиповой форме. Двух-, трехминутные сюжеты связаны между собой постольку-поскольку. В результате на зрителя два с половиной часа идет мощный информационный поток, человек не отрывается от экрана. Но выйдя из зала, не может рассказать, о чем кино! Представляете, до чего мы дожили? Потому малыши так нежно относятся к «Ералашу», в котором сюжет обрывается на третьей минуте. Те же самые процессы происходят в литературе. Раньше сюжет активно развивался примерно на 12-й странице, сейчас — на пятой. Так что в недалеком будущем лучшая книга на земле «Анна Каренина» останется лежать на полках.

«С»: Сам киножурнал изменился за последние годы?
— Конечно! Дело не только в темах, но и в форме подачи материала, в динамике… Налицо атмосфера современных взаимоотношений с родителями. Вот программа «Спокойной ночи, малыши!» — это кошмар. Там снимаются куклы еще с моего детства! Кто сегодня будет это смотреть? Я писал сценарии для этой передачи еще 35–45 лет тому назад. Сегодня нужно искать какие-то другие формы. Например, я своей дочке постоянно перед сном рассказываю сказки, сочиняю на ходу! Иногда в панике думаю, какой же придумать финал! (Смеется — «С»)

Новости партнеров