Культура

«Нелюбовь» панацея от реальности

kandyshev@stolica-s.su

Кадр: фильм «Нелюбовь»

Чувствуем ли мы себя защищенными сегодня? Отнюдь… Опасность поджидает нас не только от капризной и опасной погоды, но и от людей вокруг. Даже если речь не идет о военных действиях или очередном фанатике, чувствовать себя в безопасности в наши дни – большая роскошь. С недавних пор чтение стихов Шекспира на улицах Москвы может оказаться причиной твоего задержания органами правобеспорядка. Когда государство в лице беспристрастной и отталкивающе индифферентной полиции  оставляет все существенное без своего внимания, карая невинных граждан, то человек вынужден браться самостоятельно за исправление ситуации.

С этим сталкиваются и герои новой драмы Андрея Звягинцева «Нелюбовь», получившей приз жюри прошедшего Каннского кинофестиваля. Супруги Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Рогозин) уже давно не испытывают друг к другу ничего кроме ненависти и неприязни. Они ждут момента, когда удастся продать квартиру и окончательно порвать свои сгнившие отношения. Однако, этому вполне резонно мешает их общий ребенок Алеша (Матвей Новиков), к которому они оба ничего не чувствуют. Первые тридцать минут экранного времени тоже особо не вызывают у тебя эмоций, плавно подводя тебя к началу реакции, катализатором коей служит отчаянный побег мальчика из дома. Как пример выше означенной гражданской инициативы, не завязанной на государственном произволе, добровольческий спасательный отряд (прообраз реально существующей организации «Лиза Алерт»), который берет дело по поискам пропавшего мальчика в свои руки. Давая тем самым надежду не только родителям Алеши, но и может быть всей нации.

Также как и название Войны и мир», являющееся антитезой, в этой же связи «Нелюбовь» противопоставляется измызганному и невероятно дискредитированному сегодня понятию. Которое, так тщетно ищет главная героиня, и по ее словам находит его. Приоритеты же Бориса сводятся по большому счету к сохранению престижной и доходной работы, на которой мы видим отчетливую кривозеркальность очередного тега наших дней в виде установленного там его боссом «православного шариата». Пожалуй, верх условного цинизма Звягинцева, так характерно задевший дурапатриотов его предыдущей лентой, в этот раз еще более хладнокровен и прямолинеен по отношению к зрителю. Если в «Левиафане» автор поставил даже не точку, а целый храм в конце, то здесь подобного «подарка» зрители не получат. Нас откровенно провоцируют на недоумения и вопросы, практически гарантируя неравнодушное сознание по окончанию просмотра. Правда как в том, так и другом случае мы это несомненно заслужили.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме…

Фильмы Звягинцева инерциальны словно камера его постоянного оператора Михаила Кричмана. Когда она замирает и ты следуешь за картинкой уже в свободном движении, хотя экран остается статичным. Это многоточие главный стержень всего фильма. Ибо «Нелюбовь» начинается без раскачки, не заостряя внимание на объяснениях, давая все информативно и дозировано. Нам четко обозначены не только место, коим стала, также как и в фильме «Елена» город Москва, но и время действия. Конечно, автор не ограничивает нас этими рамками, а просто дает координаты, чтобы мы смогли проложить маршрут в его фильме и найти по возможности из него дорогу, когда закончатся титры. Предыдущие работы Звягинцева кроме «Левиафана» имели риск наскучить и были предсказуемыми. Вследствие чего терялся азарт просмотра, и ты волей неволей отвлекался на строительство собственных замков из песка, упиваясь мелькающими перед тобой отдельными находками и, как правило, отличной картинкой. Отчасти достичь желаемого эффекта лауреату «Золотого глобуса» мешали отсутствие глубины и недостаточное раскрытие его героев. «Возвращении», «Изгнание», и особенно «Елена», становились примечательными лишь благодаря деталям второго плана, но не как основной фабуле. «Нелюбовь» по счастью, имея отточенные знакомые приемы, по счастью лишена указанных выше недугов. Актеры Марьяна Спивак, дебютировавшая этой работой в большом кино, и Алексей Рогозин, для которого это уже третий фильм у Звягинцева, исполнили блестящие параболические роли.  Злоба сменяется болью и отчаянием, а потом приходит пора равнодушия и безверия. Многочисленные вторые скрипки в фильме вовремя и к месту включаются в их органичный актерский дуэт. Чего только стоит роль Натальи Потаповой, сыгравшей маму главной героини и заслуживающей за свое двухминутное и безумное появление отдельной награды. В ней словно собралась вся сингулярность нелюбви и бессилия нынешней России (неслучайно ее персонаж безымянен), которые словно уроборос цикличны и бесконечны.

Остросюжетная канва, использованная постановщиком и ранее, в «Нелюбви» заиграла намного сильнее. Благодаря чему выстраивается абсолютная гармония между пришедшейся как нельзя сильно к месту музыкой Евгения Гальперина и естественного саундтрека, выхваченного создателями картины из окружающей среды. Тишина местами, возможно, звучит еще громче и оглушающе чем условная мелодия. Напоминая картину братьев Коэнов «Старикам тут не место», где так нехарактерно для известных меломанов Голливуда напрочь отсутствовало музыкальное сопровождение для придания необходимой для сюжета обреченности. Отсюда, возникающее и нарастающее в геометрической прогрессии напряжение, словно у человека ожидающего момента, когда на него опуститься острый и беспощадный нож гильотины, что, по словам  знаменитого литературного героя Федора Достоевского из романа «Идиот», является самым страшным и невыносимым отрезком времени перед казнью. Так и здесь, в кульминационный поворот картины тебя подводят на эшафот и хирургически безукоризненно лишь с намеком на анестезию подвергают твои чувства тотальной операции. Оставляя обессиленное и безжизненное тело, сидеть в кресле. Разумеется, ты останешься жив, но остаться прежним получится едва ли.

Кадр: фильм «Нелюбовь»

Даже заглушенный мат, который мы вынуждены угадывать по движению губ, парадоксально, но с успехом вписывается в структуру фильма, не забывая нам напоминать о жесткой реальности сегодняшнего государства с его подчас идиотскими и антиискусственными законами.

Создатели «Нелюбви» провоцируют зрителя заглянуть за экран телевизора или за оградительную ленту с места преступления невероятно умело вплетенную в канву повествования, либо стереть эту абсурдную надпись Russia на олимпийке главной героини, детали казалось бы обыденной, но ставящей в тупик при ее детальном рассмотрении. Найти противоречие в заявлениях, которые до тебя доносятся либо из уст Станислава Кучера или же Дмитрия Киселева, противопоставляя им свой взгляд и возражая собственным голосом. Считать нас особенными раз авторы рассказывает о России наивно и глупо, ведь они просто показывают происходящее вокруг.

Уже упоминавшаяся «Война и мир» плотно засела в обиходе, как энциклопедия российской жизни. Однако актуальность классического произведение русского писателя нивелируется в наши динамичные дни своей масштабностью и невыносимой фактурой. В тот же момент «Нелюбовь» намного органичнее и прицельнее бьет по сегодняшним язвам российского общества. Перед нами проносится за чуть более чем два часа альманах нашего жестокого и беспощадного быта. Мы видим выборочную глухоту в семье, конфликт между детьми и родителями, зациклившееся на нарциссизме и  ханжестве общество. Здесь же вылезают крепкие корни невежества и клишированности окружающих из-за отсутствия у последних элементарной культуры. Вследствие чего они предпочитают уход от реального мира в альтернативное ксерокопирование своей жизни на гаджет, как приятной симуляции богатого внутреннего мира, когда на самом деле это наглядный маркер твоей пустоты и обреченности.

Новости партнеров