Культура

«Чужой. Завет»: Евангелие от Скотта

kandyshev@stolica-s.su

Кадр: фильм «Чужой. Завет»

Способно ли кино ответить на вопросы, мучащие людей наверняка сказать сложно. Как и любое из искусств оно может лишь что-то разворошить, но не залатать. Пожалуй, о качестве просмотренного фильма скажет момент, когда после просмотра ты уверен в ответе, а формулируешь вопросы…

Должны ли мы подчиняться и жить по тем законам, к принятию которых у нас опосредованное отношение? Если у нас нет желания это делать, но избежать этого нельзя то, что же нам остается? Разумеется, им повиноваться. Либо… ставить под сомнение.  К сожалению, не всегда иллюзорные представления ведут в Парадиз. По независимым от нас причинам отдельные индивиды начинают стремиться к возведению собственного Лимба, где они были бы беспрекословными хозяевами.

А какой же ад без дьявола и его чертей? В чем же его задача и так ли уж он страшен?  Это ведь всего лишь противоположность раю. Значит, его характеристика заведомо относительна. Подобно тому, что время может замедляться или ускоряться рядом с массивными объектами. Мы сравниваем их составляющие. Рай для праведников думаем мы, но существуют ли они в принципе. Не случайно в великом американском телесериале «Футурама» есть персонаж отчетливо напоминающего нам сказочного Санта-Клауса, только роботизированного вида. Но в отличие от своего прототипа из Финляндии, анимационный герой не ставит своей задачей вознаграждение хороших деток подарками, а плохих куском угля. Он яростно убежден в том, что нет хороших детей и людей, так как каждый из них  в принципе совершал хоть раз проступок. Поэтому единственное, что они получают от него это порцию свинца. Конечно, данный герой, а также канонический Мистер Хэнки из «Южного парка» напоминают рядовому американцу о царящем повсеместном лицемерии, особенно обостряющемся в такие праздничные дни.

На самом деле дьявол всего лишь одна из гиперболизированных сторон человека. Зачастую в наших действиях мы руководствуемся не только нормами морали, но и обстоятельствами, окружающими нас. Как следствие, человек, чувствуя внутри вечный конфликт, стоит всегда перед выбором, будучи зажатым между тисками дуализма. В этом плане «Чужой. Завет» Ридли Скотта, безусловно, фильм не только о вере (как понятно уже по названию), но и о самоуверенности, присущей большинству религиозных доктрин.   Это становится понятно уже после просмотра первой сцены, даже если вы не знакомились с другими лентами из этого мира.

Герой Майкла Фассбендера представленный в ленте сразу в двух ипостасях андроида Дэвида, перекочевавшего из фильма «Прометей»,  и его усовершенствованной модели Уолтера. В них мы и видим главную составляющую нашей жизни. Как дихотомия добра и зла они противопоставлены друг другу на протяжении всего фильма. На них он во многом он и завязывается, давая научно-фантастическому хоррору необходимую для него глубину и сакральность. Майкл Фассбендер один из немногих актеров, наряду с Джеймсом Макэвоем («Грязь», «Сплит»), Бенедиктом Камбербэтчем («Игра в имитацию», «Шерлок»), сочетающие роли в блокбастерах и работы в фестивальном кино.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме…

Конечно, для тех, кому важны фантасмагоричные сцены насилия и характерные зубодробительные жернова тоже будет на что посмотреть. Хотя данная динамика там до конца и не выдержана, сознательно сбиваемая авторами с пика, она, то и дело переходит в усыпляющий, но созерцательный ритм, уповая все же не на форму и знакомые по другим частям приемы, а акцентируя внимание зрителя именно на философско-религиозном тоне повествования. Тому доказательство, разумеется, служит диалог в начале ленты между Дэвидом и его создателем Питером Вейландом (Гай Пирс). Отчетливо видится неслучайный выбор имени одного из библейских персонажей, которое он сделал, глядя на знаменитую статую Микеланджело. Здесь  он ярко себя позиционирует как существо желающее и склонное к борьбе и непокорности, а не конформизма и беспрекословной службы, так как небезызвестный победитель Голиафа сбросил ярмо с себя и со своего народа, сразив символ их покорности. Так и скульптура Микеланджело, отсылает нас к Эпохе Возрождения. Историческому периоду, когда общество пересмотрело положение человека в мире и перешло от теоцентризма к антропоцентризму.

Кадр: фильм «Чужой. Завет»

Если отбросить идею загробного мира, то остается, что только внутри нас и происходит этот диссонанс. С одной стороны Дэвид, видящий себя выше людей, а  с другой Уолтер, не представляющий себе иной роли, чем быть «как все». Скотт создает в рамках своего космического хоррора не просто культ, но алтарь  с идолами, мифологией,  праведниками (Сигурни Уивер и Кэтрин Уотерстон), пророками (Майкл Фассбендер) и мучениками (Джон Херт, Билли Крудап). Однако ты не должен им следовать, а твоя задача их опровергнуть, если такое вообще возможно. Здесь уже проскальзывает идея ницшеанского сверхчеловека, лишенного тормоза в виде подчинения общепринятым нормам морали и уповающего лишь на свой интеллект и бескомпромиссное восприятие мира. Поэтому Дэвид выбирает Вагнера (либо он, либо Рихард Штраус) для исполнения, подсказывая нам его грядущие метания и наклонности. Кроме него претендентами на звание «сверхчеловека» были Джокер (Хит Леджер) из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана и Хан (Бенедикт Камбербэтч) из «Стартрек: Возмездие»  Джей Джей Абрамса.

Ридли Скотт, конечно, большой режиссер склонный к нестабильности и сомнительным проектам вроде «Гладиатора», «Советника» или последнего «Марсианина», где его уносит в бескрайную степь софизма и синтетики. На нем откровенным отпечатком лежит наследие Стэнли Кубрика. Что хорошо видно в одной из ключевых сцен «Завета», когда герой Майкла Фассбендера рассматривает эмбрионов, что напрямую отсылает нас к концовке «Космической одиссеи 2001». Однако, его неоконченная история противостояния человека со своими «Чужими» ставит перед нами примечательные и самые неожиданные вопросы, ответ на которые не столь очевиден, как того хотелось бы. Как и ключевой вопрос, отчетливо звучащий в фильме: «Что лучше: быть рабом в раю или царем в аду?»

Мокшалей

Историческая фотография

Первая школа

Историческая фотография

Волчатники

Историческая фотография

Новая Рузаевка

Историческая фотография

Буденовец

Историческая фотография

Новости партнеров