Культура

В Саранск приехал «Ревизор»

У Саранска появился шанс посмеяться над собой…© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов
© Столица С | Артем Артамонов

18-19 марта Русский драматический театр давал премьеру комедии Николая Гоголя «Ревизор» в постановке режиссера Владимира Шарапова.

«Пренеприятное известие» о приезде в уездный город чиновника из Санкт-Петербурга, публике сообщил заслуженный артист РМ Алексей Тимин, сыгравший главную роль Городничего. Он же спустился с фонарем в зрительный зал, словно завлекая честной народ в происходящее на сцене. И не случайно на протяжении всего спектакля в зале шептались: «Это про нас!» И тех, кто находится у власти. И тех, кто раболепно ей подчиняется… Не случайно сам Николай Гоголь писал, что в пьесе «Ревизор» «собрал в одну кучу все дурное в России, все несправедливости » и смеется над ними. О взятках «борзыми щенками» поведал Николай Большаков в образе судьи Ляпкина-Тяпкина. Кстати, с модной прической, которая так импонирует современным чиновникам! Попечитель богоугодных заведений Земляника – актер Сергей Адушкин – как и 100 лет назад решает проблемы медицинского ведомства показухой, надев на персонал «чистые колпаки»… И не важно, что больные мрут как мухи. Атмосферой трусости, лицемерия и угодничества пронизан сам воздух созданного на сцене мирка. Но спасительный юмор гениального автора, игра актеров очищают его смехом сквозь слезы…

В первом отделении спектакля главным элементом декорации является дверь, к которой словно «прилипло» огромное ухо. Здесь подслушивают и наушничают, пытаясь оболгать друг друга перед фальшивым ревизором, которого играет замечательный актер Сергей Самарин. Апогеем фантасмагории становится похожий на матрац, многометровый бутафорский язык, который вносят на сцену, дабы угодить прибывшему чиновнику. А потом и вовсе заворачивают в него объевшегося, пьяного и наконец-то уснувшего Хлестакова. Особый шарм спектаклю придает игра актрисы Ольги Вдовиной, которая предстала в роли провинциальной кокетки и тщеславной особы Анны Андреевны – жены Городничего. Знаменитая финальная речь градоначальника, обращенная в зал: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» как бы примиряет всех со всеми. Церквушка где-то высоко под «куполом» сцены, то ли не достроенная, то ли сожженная по тексту писателя — как напоминание о том, что еще не все потеряно…