Культура

«Великая стена» от великой угрозы

kandyshev@stolica-s.su

Трудно не поддаться чувству дежавю, увидев новоявленную работу китайского режиссера Чжана Имоу, известного по своим лентам «Герой» и «Дом летающих кинжалов». В его новой картине «Великая стена» перед нами предстает отретушированный, но хорошо знакомый из школьных учебников,  тысячелетний памятник архитектуры. На экране мы видим хорошо укрепленный защитный бастион, который охраняется отборными элитными войсками китайской армии, на который по случайности набредают два вооруженных странника. Повидавшее многое на своем пути непрошенные гости, как позже выясняется ищущие в этих землях одно загадочное смертоносное оружие, все же не могут не поразиться масштабу и мощи увиденного ими сооружения, предназначение которого им скоро откроется. «Кого они могут бояться?» —  удивляется один из героев, увидев волнение в рядах солдат, готовящихся к отражению атаки. Однако вскоре все встает на свои места, при виде полчищ чудовищ, в один миг устремляющихся на штурм стены, неся смерть и разрушение каждому человеку.

Пожалуй многие узнают в этом описании одно из ключевых мест действий, показанных нам в  самом популярном сериале современности, который наглядно доказал, что фэнтези может быть голым и кровавым.  Речь, разумеется, идет о детище Джорджа Мартина где  описывается, так называемая, Стена, на которой несет службу древний орден воинов «Ночной дозор», который охраняет земли от посягательств непрошенных гостей. Более того Чжан Имоу по-хорошему наглеет, как-будто заранее тролля предсказуемых скептиков, пригласив исполнителем одного из двух странников чилийского актера Педро Паскаля, многим полюбившегося по 4 сезону «Игры престолов» Оберина Мертелла, а композитором ирано-немецкого автора основной музыкальной темы сериала Рамина Джавади. Правда, китайский постановщик, внося свои коррективы, показывает воинов на Великой Китайской стене элитными солдатами, выполняющих опасную, но все же почетную миссию по охране границ. В то время как у Джорджа Мартина, не смотря на весь нанесенный флер, мы видим братьев «Ночного дозора» этакими отщепенцами из штрафбата, получивших единственную альтернативу заключению или смертной казни за свои проступки в виде пожизненной службы на Стене.

Кадр из фильма «Великая стена»
Кадр из фильма «Великая стена»
Кадр из фильма «Великая стена»
Кадр из фильма «Великая стена»

Однако, оценив этот элегантный штришок, все же трудно не назвать увиденное плагиатом еще и потому, что сама идея самоотверженной охраны земель от посягательств иноземных захватчиков не оригинальна и переносилась на экраны сотни раз. Не стоит говорить, что для отечественного кинематографа в последние лет десять это тема стала изборожденной вдоль и поперек почвой, из которой появляются пучки псевдопатриотического сена вроде «9 роты» и «28 панфиловцев». К тому же тривиальность задумки Чжана Имоу прослеживается и в использовании им такого бездонного для инсинуаций субжанра, как альтернативной истории, рассказывая об одном якобы из неизвестных предназначений Великой Китайской стены. Ведь, нечто подобное не так давно практиковал Зак Снайдер, пытаясь столкнуть на экране вполне исторические «300 спартанцев» со скопищами вурдалаков и демонов. Более того лента китайского режиссера, как и вышеупомянутая картина, звучащими немногословными репликами героев и яркой визуальным видеорядом по своей структуре скорее похожа на экранизацию комикса, чем оригинальную постановку.

Но при всей вторичности замысла и используемых уже не один раз приемов, произведение получилось  легким и динамичным. К чему располагает не типичный для подобных лент щадящий зрителя хронометраж, а также обаяние хэдлайнера этой постановки в лице Мэтта Деймона, вероятно призванного под китайские знамена, чтобы увеличить кассовые сборы фильма по миру. Однако, достойно просмотра картину Чжана Имоу делает не только эти вещи. В значительной степени, под стандартной историей о плохих парнях под нажимом обстоятельств выбирающих правильную стезю, режиссер выпилил перед нами целый геополитический манифест, предназначенный сплотить страны Запада и Востока, которые зачастую оказываются разделенными мировоззрением и целями, перед лицом серьезной опасности, способной разрушить наш хрупкий мир. Что конкретно здесь подразумевается под этой абстрактной угрозой остается только гадать, ведь человечество накопило немало глобальных проблем, ставящих каждодневно наше существование под вопросом, а вот возможностей защититься, к сожалению, у нас все меньше и меньше.


P.S. Газета Столица «С» благодарит за организованный просмотр администрацию кинотеатра «Мадагаскар».

Воды не оберешься

Общество

Новости партнеров