Культура

«Первое лицо государства собирает деятелей культуры, которые непонятно какой ориентации. Причем не только физически, но и нравственно…»

Актер Владимир Конкин — о «тошниловке» на экранах и идеологии разрушения.

Известный актер Владимир Конкин провел несколько дней в Саранске. Он приезжал поправить здоровье и не планировал встреч с поклонниками, но потом все-таки поддался на уговоры местных работников культуры, с которыми познакомился в один из прошлых визитов. «Подобные встречи витаминизируют не только слушателей, но и выходящего на сцену, — говорит артист. — Присутствие людей в зале говорит о том, что я не забыт». Владимир Конкин с удовольствием посетил отремонтированный Русский драматический театр, а в Культурный центр имени Жерара Депардье идти отказался. По его мнению, знаменитый француз должен открывать такие заведения у себя на родине… О том, какой он видит современную культурную действительность, легендарный актер рассказал Татьяне Новиковой.

«С»: Владимир Алексеевич, почему в последнее время вы не снимаетесь в кино?

Потому что сейчас СНИМАЮТ штаны. А я в этом безобразии принимать участие не хочу. Я не включаю телевизор, потому что в организме сразу начинает сгущаться кислотность. Вижу плохих исполнителей, бездарную режиссуру и тупое сценарное поле, где всегда одно и то же: кто-то кому-то дает в рожу и кто-то в кого-то стреляет. И у этих телевизионных историй по нескольку сезонов. Блинов напекли много, но их нельзя кушать! Словосочетанию «духовная пища» в нашей бывшей стране уделялось огромное внимание. Потому что имелось в виду самое лучшее. А сейчас нам предлагают суррогат. Жизнь на экране совершенно не правдива, она угнетает и лишает человека крыльев. Это невозможно смотреть! Тошниловка! И нам еще говорят, что это мы такие. Я никогда не участвую в ток-шоу, потому что там не на что смотреть. Одно время все обсуждали какого-то Шаляпина. Что это за фитюлька? Федор Шаляпин — гений, а это кто? Почему перечисляют его романы то со старой, то с молодой? И это герой экрана! Бездарная, тупая мерзотина! А как противно, когда старухи начинают бросаться во все тяжкие, начиная трясти отвисшими частями тела! Ни таланта, ни достоинства, все на потребу. И этой бездарщиной занимают телеканал. Что тут говорить, когда люди везде и всюду друг другу тыкают. Это пресловутое универсальное английское «you». И никакого уважения. А кто вы такие, чтобы мне «тыкать»? Мы живем не в Англии! А тут такое обращение со всех сторон. Что это за гадость такая? Скажите, как это можно назвать?

Неужели нельзя просто сказать человеку: «Здравствуй, дорогой! Почему ты такой грустный?» А потом ты понимаешь, что у него на спине не горб, а сложенные крылья.

«С»: Отсутствием культуры!

А что вы хотите, если идеология разрушения включена на полную катушку. Ведь управлять нашей огромной страной надо мудро и воспитательно. Надо заниматься людьми, надо их любить. Ты постоянно слышишь: «Горбатый! Горбатый!» Неужели нельзя просто сказать человеку: «Здравствуй, дорогой! Почему ты такой грустный?» А потом ты понимаешь, что у него на спине не горб, а сложенные крылья. И ему нужно их расправить! Вот чем надо заниматься искусству, если оно претендует на это название! Первое лицо государства собирает деятелей культуры, которые непонятно какой ориентации. Причем не только физически, но и нравственно. И эта «пена» начинает говорить о цензуре. Да какая цензура, когда разнузданные идиоты в Москве получают сотни миллионов дотаций от государства и еще голую задницу показывают! Я не знаю, на какой спектакль мне идти. В пьесах Островского нет того, что мне показывают перерожденцы и извращенцы. Со сцены звучит мат-перемат. Причем это началось уже давно. И какая может быть цензура? Процветает идеология разрушения. И если эту разнузданность позволять, мы просто потеряем страну. В советское время во всех фильмах и спектаклях показывали, что добро побеждает. Помните, даже название фильма говорило само за себя: «Верьте мне, люди!»

Кадр из фильма «Как закалялась сталь» (1973)

«С»: Ностальгия по советскому прошлому?

Дело в том, что фильмы, которые были сняты до 1991 года, приобрели вкус хорошего многолетнего коньяка. Еще не проглатывая этот напиток, уже насыщаешься ароматом. Он распространяется в тебе, повышает тонус и настроение… И речь сейчас идет не только о старшем поколении. Мы привыкли думать, что современные молодые люди — уже совершенно «электронные», но это совсем не так. Недавно получил письмо от 16‑летней девочки из Санкт-Петербурга, которой папа давно рекомендовал свой любимый фильм «Место встречи изменить нельзя». Она посмотрела, а потом написала о своих впечатлениях, как когда-то это делали миллионы мальчиков и девочек. У меня на даче весь второй этаж занят мешками с такими же посланиями, накопившимися за 48 лет. Это были откровенные признания в любви к моему герою! Значит, что-то я умею делать! И я дорожу этим кладом. И замечательно, что петербургская 16‑летняя девочка не смотрит порнуху и не собирается лишаться своей невинности абы с кем, потому что это модно. И хорошо, что есть такой папа. И мое сердце рыдало, когда она написала, что обязательно посмотрит «Как закалялась сталь», где я играю Павла Корчагина.

«С»: Как вы думаете, у современной молодежи есть шанс?

Все дело в воспитании. У меня такое чувство, что многие люди испытывают сердечную ностальгию недолюбленности. Если нас недолюбили в детстве, это рано или поздно скажется на характере. И, может быть, наши дети недополучают теплого чувства, потому что нам его не дали… Люди загнаны обстоятельствами в угол, им не хватает на это времени. Я благодарен маме, которая проявила силу воли в моем воспитании и научила ответственности. Моя покойная супруга не работала ни одного дня, так как ей это было не нужно. Но зато наши дети были в порядке. И моя мама, кстати, тоже не работала, полностью посвящая себя семье… Я сейчас вспоминаю один эпизод, который произошел несколько лет назад. Знакомый режиссер пригласил сняться в эпизоде своей картины. Когда я зашел в павильон киностудии, то увидел, что на стуле с надписью «Народный артист России Владимир Конкин» сидит молодая особа и томно, как ворона из басни Крылова, чистит коготки, испачканные в навозе. Когда ассистентка попросила встать, она, не меняя позы, с брезгливостью стала меня разглядывать: мол, кто это вообще такой? Как только увидел эту рожу, понял, что что-то происходит. Потому что я на ее месте сразу бы вскочил со стула. Потому что вошел артист, который имеет право сидеть. Она с огромным недовольством поднялась и, скривив рожу, отошла в сторону. Наверное, это была молодая актриса. Дело в том, что сейчас многие пришли из КВН. Их не воспитывают в школе, не знаю, из какой их берут помойки. Но прерванная корневая система передачи эстафетной палочки в нашем деле чрезвычайно дурна!

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979)

«С»: Вы хотите сказать, что в современном кинематографе нет хороших молодых артистов?

Да. Но ведь мы, представители старшего поколения, еще живы. Мы не страдаем маразмом и можем работать. Хорошо, что я живу небедно и имею возможность, если мне не нравится сценарий, отказаться от съемок. Но есть актеры, которые сидят на хлебе и воде! Это страшно и печально. Ведь их до сих пор узнают зрители… Сейчас нет такого, чтобы актер пропускал образ своего героя через себя. Когда бессонные ночи и ты месяц готовишься к какому-то эпизоду. Сейчас пекут блины — в день по одной серии! И они несъедобны. Пусть даже ты замазюкаешь их черной и красной икрой. Герои бьют друг другу морды и стреляют из пистолета. Все! И эти блинопеки сейчас на всех каналах. Их главная задача — лишить нас человеческого достоинства и объяснить, что все просто. Но это не так. Ведь жизнь никогда не была простой штукой. И театр с кинематографом должны нас в этом отношении поддерживать.

«С»: Владимир Алексеевич, вы провели несколько дней в Саранске. Успели побывать в культурном центре имени Жерара Депардье?

Нет. И никогда туда не пойду. Зачем мне французский беженец? Пусть у себя в стране платит налоги и открывает культурные центры. А здесь должен быть центр Конкина или Эрьзи. Депардье совершенно ни при чем. Кто он такой? А вот в ваш театр пойду с удовольствием на спектакль по пьесе Островского.

«С»: А на премьере «Викинга» были?

Нет. И нет ни малейшего желания. Была крикливая и назойливая реклама на телеканалах, чтобы повысить рейтинг и привлечь зрителя. Cоздатели фильма хвалят свой высокобюджетный проект, но зачем говорить про то, сколько на него ушло миллионов? Это уже десятая строка. Да мне плевать на это дело! Вы лучше скажите, какие там играют потрясающие артисты! Известный французский деятель Аполлинер хорошо сказал о смысле искусства: «Мы приходим в богатый театр, видим прекрасно одетых артистов. Это замечательно, но искусства нет. И вдруг во дворе мы слышим: «Кто-нибудь, посмотрите!» И мы видим, что три актера расстелили во дворе коврик и начался настоящий театр». Я считаю, что настоящее искусство, которое занимается поддержкой человеческого духа, никакого отношения к миру чистогана не имеет. Я не ханжа и теперь живу в капиталистическом обществе, чего раньше не предполагал. Деньги нужны и при капитализме, и при социализме. Но ставить их в первую строку нельзя!

Летать не вредно 

Общество

Synergy Global Forum

Экономика

Новости партнеров