Культура

Когда только «Голос монстра» способен помочь

kandyshev@stolica-s.su

Трудно быть взрослым, но еще труднее повзрослеть. Это сложный этап для многих людей, сопровождающийся не только раздирающим внутренним конфликтом в попытках осознания себя самого, но и изменением характера отношений с окружающими нас людьми. Тебя постепенно охватывает страх и боль, крепко сковывающие твои движения и не дающие сделать следующий шаг. Многие художники старались через призму своего творчества рассмотреть спектр этой проблемы. Так мы знаем истории взросления в виде развивающегося внутреннего декаданса в «Над пропастью во ржи», либо не менее захватывающей внутрисемейная борьбы добра со злом в «Сиянии». За последние годы пожалуй глубже всех из авторов смог проникнуть в этот мир и показать нам его атомистическую модель американский режиссер Ричард Линклейтер в своем шедевральном «Отрочестве». Но как нам дает понять своей новой работой «Голос монстра» испанский постановщик Хуан Антонио Байона («Приют», «Невозможное») данная тема неисчерпаема.

Перед нами 12-летний Конор (дебютант Льюиса МакДугалл), родная мать которого в исполнении Фелисити Джонс («Вселенная Стивена Хокинга», «Изгой-один») умирает от тяжелой болезни, название которой от нас авторы неслучайно скрывают. Его отец живет далеко за океаном с другой семьей и не желает менять роль сувенирного отца на ответственного наставника и друга. А единственный контакт мальчика со сверстниками заключается в получении им от одноклассников каждодневных побоев во дворе школы. К сожалению, это лишь половина списка его «беззаботного детства». Подобно многим сверстникам он держит свой внутренний мир недоступным, открывая его лишь в заранее очерченных им же самим рамках на альбомном листке. Но привычный порядок вещей ставится под угрозу, когда в его дом, подобно диккенсовскому Духу Рождества, врывается многовековой и грозный тис с голосом и чертами лица Лиама Нисона («Список Шиндлера»). Теперь, также как и Эбинеру Скруджу, Конеру представляется шанс взглянуть на знакомые вещи с иной точки зрения и принять решения, которых он раньше всячески старался избежать.

Стоит отметить, что испанский постановщик рискнул, взяв проблемную тему, подходящую больше для независимого кино, и рассказав о ней более чем в доступной для восприятия широкими массами сказочной форме. Да и размах средств, потраченных на производство, говорят о желании авторов охватить как можно больше аудитории. Возможно, это бы принесло свои плоды, если бы фильму не был присвоен рейтинг 16+… Не знаю, что такого можно было увидеть в этом произведении, где не показаны сцены курения, распивания алкогольной продукции или употребления нецензурной лексики, чтобы к нему не подпустили ту часть аудитории для которой он во многом и сделан! Может быть все потому, что мы ошибаемся, когда позволяем детям посмотреть очередную серию обмусоленных «Трех богатырей» или рафинированную диснеевскую сказку? Вместо того, чтобы дать возможность им увидеть картину, способную подсказать не только им, но и нам взрослым решение проблемы, зачастую лежащей у нас под носом.

Нахождение широкой аудитории в подобных случаях усложняется еще и тем немаловажным фактом, что крупнобюджетные авторские произведения, к которым безусловно относится «Голос монстра», со всей свойственной им тяжеловесностью, капризно ведут себя во время проката. Популярные фэнтэзийные истории вроде «Хоббита» или «Фантастических тварей», играющих на засевших глубоко в поп-культуре фишках гораздо проще добираются до массового зрителя, чем условный «Господин Никто» малоизвестного бельгийского постановщика Жака Ван Дормеля. Бюджет последней ленты к слову был сопоставим по цифрам с «Жизнью Пи» оскароносного Энга Ли, но в прокате эти ленты заняли противоположные позиции. Лента последнего ожидаемо выстрелила и окупилась в несколько раз, а вот стомиллионный «Господин Никто» некоего Жака Ван Дормеля даже и не думал приносить прибыль, став в итоге реликтом среди научно-фантастических картин европейского производства.

Важность тех вещей, которые хотят донести до нас серьезные авторы в своих работах, конечна, не должна страдать от маркетинга и рынка. Потому что мы не так часто можем лицезреть картины, способные не только поставить актуальный вопрос, но и в подробной форме на него ответить. «Но если ты хочешь ломать, то ломай!» — вторит Конору его умирающая мама, давая нам тем самым карт-бланш на разрушение внешней глянцеватой скорлупы окружающих нас вещей, дабы достичь внутренней гармонии. Ведь что такое выбить окна в старом пустом доме, когда внутри нас необходимо сломать барьер, не дающий нам шагнуть вперед.


P. S. Столица «С» благодарит администрацию кинотеатра «Мадагаскар» за организованный просмотр.

Чирин «лопнул»

Происшествия

В Саранске сгорела «Ауди»

Происшествия

Новости партнеров