Культура

«Притяжение» или тест Бондарчука

kandyshev@stolica-s.su

«Столица С» запускает еще одну рубрику «Столичный кинокритик», в которой кинообозреватель Николай Кандышев постарается раскрыть глаза читателям на мир, где правда и вымысел идут рядом…

Что произойдет, если ваша размеренная жизнь, в которой у вас есть семья, любовь, друзья в один миг разрушится, так как в ваш дом неожиданно влетает космический корабль? Трудно такое представить, не правда ли? Пожалуй, еще сложнее спрогнозировать свои действия в подобной ситуации, когда тебя охватывает разрозненный эмоциональный поток, источники которого в страхе перед неизвестным, животном желании защитить свою территорию и горечи из-за тяжелой утраты близкого тебе человека.

Новый фильм Федора Бондарчука «Притяжение», пятый по счету, снимался в обстановке строгой секретности и вышел на экраны в минувшей четверг одновременно в России и в Китае. Это, безусловно, знаменательное событие, поскольку является первой попыткой отечественного кинематографа интерпретации канонического для научно-фантастического жанра сюжета о приземлении пришельцев. Как поведет себя картина в прокате предсказать трудно, но предпосылки приблизиться, а может даже превзойти рекордные сборы другой ленты Бондарчука «Сталинград», есть. Ведь предпосылок для этого более чем достаточно, так как в ближайший месяц фильмов подобного жанра не предвидится, а из крупных российских релизов только 23 февраля ожидается супергеройский экшен с Человеком-Медведем «Защитники». Кроме того Федор верен себе и выступает здесь как отличный формалист. Звук, саундтрек, операторская работа и отличные визуальные эффекты не уступают западным собратьям. Но чего практически не было в его предыдущих картинах, а в этой ленте наоборот появляется и выступает несущей конструкцией это актуальность главной темы.

Образ внешнего врага так активно муссируется на каждом шагу, что страх и вражда становятся нашими неизменными спутниками, когда речь заходит о международном положении нашей страны. Какой отпор мы будем давать, и не особо важно кому, при предполагаемом вторжении, то и дело подвисает в воздухе, словно заряд фейерверка перед взрывом. Однако это все политика, которая, на мой взгляд, ужасно противоречива и скучна! Поэтому один из самых успешных режиссеров российского кино, наверняка рассуждая об этой проблеме, вполне резонно решил заменить условные ракеты НАТО на один безусловный космический корабль, падающий в черте Москвы, а, к примеру, «тупых америкосов», на пришельцев из этой галактики, разгуливающих по улицам российской столицы.

Размеренная жизнь старшеклассницы Юлии Лебедевой (Ирина Старшенбаум), как и других жителей спального района Чертаново, внезапно резко меняется, когда терпит крушение космический корабль, сбитый военной авиацией в воздушном пространстве страны. Внеземное происхождение объекта подтверждается при первом контакте его пассажира, напоминающем трансформированный спортивный мотоцикл, и компактной делегации Земли, представленной отцом главной героини полковником Валентином Лебедевым (Олег Меньшиков) и московским депутатом (Никита Тарасов), сыгравшего очередную карикатурную роль вслед за французским поваром-геем Луи в сериале «Кухня». Совещание высших государственных чинов тоже слегка напоминает шарж на нашу политическую действительность, представители которой решение любой проблемы видят либо в ее запрете, либо в игнорировании. В этот раз был выбран второй вариант, что закономерно отразилось на дальнейших событиях.

Словно Бондарчук взял персонажа Анатолия Тарасова у режиссера Николая Лебедева и вместо тренерского костюма надел военную форму, а вместо хоккейной клюшки дал автомат…

С этого момента ты уже подкуплен (к сожалению не продюсерами, как можно подумать), а разворачивающимся перед тобой действием. Ведь первые тридцать минут перед твоими глазами проносились бутафорские и искусственные картинки, не вызывающие никаких эмоций, а теперь пелена словно спала как с киноэкрана, так и, что важно, с глаз персонажей, и вы вместе видите действительность в ее неприкрытом обличии. Одним из «прозревших» выступает герой Олега Меньшикова, требовательный и строгий не только со своими подчиненными, но и с родной дочерью. Так же как и в «Легенде № 17» он готов принимать волевые решения даже в ущерб себе, более того функции и характер его обоих персонажей во многом совпадают. Словно Бондарчук взял персонажа Анатолия Тарасова у режиссера Николая Лебедева и вместо тренерского костюма надел военную форму, а вместо хоккейной клюшки дал автомат, с которым тот весьма мастерки управляется в одном из самых напряженных эпизодов фильма. Правда не всем удается пройти это своего рода испытание, и многие отношения, казавшиеся прочными и незыблемыми, дают трещину, а кто-то просто теряется в изменившейся системе координат. Но человеческая природа слаба и подвержена падению к низшим формам общественной активности, вроде революций и массовых побоищ. Другими словами, мизантропия имеет небезосновательную почву, этим никого не удивишь, а вот проявление гуманизма и здравого смысла в виде небольшого островка группы учеников посреди людского моря ненависти и близорукости, бросают спасательный круг не только своему учителю, рисковавшему утонуть в этих волнах, но и будущему страны и мира.

Что же, вы имеете право обвинять создателей ленты в манипуляциях и заигрываниях со зрителями, но им удается, как и Максу Коржу, в нужный момент раскачать толпу и поговорить с нами живым и понятным многим языком о проблемах, которые есть не только у современной молодежи, но и всей нашей страны. Прозрачно намекая в финале на то, что смотреть на вещи следует не через монитор компьютера, где правда надежна похоронена за нашими комплексами и стереотипами, и не посредством телевизионного ящика, от просмотра которого, как верно подметила одна из героинь, через полчаса сойдешь с ума, и даже не через обычное окно во двор, чтобы лучше понять других и себя, нужно выйти в реальный мир.

Новости партнеров