Культура

Светлана Нестерова: частное как продолжение общего

Спецпроект «Столицы С»: май-галерея Сергея Суворова

DSC_8545Когда она была совсем маленькой, видела, как папа смешивал краски и рисовал в старом сарайчике, оборудованном под мастерскую. Наверное, тогда у нее появилась мечта стать художницей… А еще у нее был любимый дедушка-фронтовик. Он не мог передвигаться из-за болезни, которая стала отголоском Великой Отечественной войны, и жил за большим шкафом. Возвращаясь из детсада, Света первым делом прибегала туда. Вместе с дедушкой сочиняла сказки и стишки, пела песенки. Думала, что вырастет, получит медицинские знания и вылечит его. Но не успела. Когда девочка пошла в первый класс, дедушка умер…

 

Светлана Нестерова посещала художественную школу. «Там я просто тусовалась, — рассказывает она. — Ходила на занятия только из-за директора Геннадия Николаевича Котлова. Он был такой классный, приносил кассеты с поучительными фильмами. На последнем году обучения я выиграла конкурс и поступила в художественное училище имени Сычкова. Сдавала только общие предметы. А «композицию» поставили автоматом. Как-то мне легко все давалась…» По словам Нестеровой, атмосфера в училище была своеобразная. По полутемным коридорам ходили призраки. Чувствовался творческий дух. Старый, древний. В учительской все время стоял дрыбоган-дымоган от сигаретного дыма. Хоть топор вешай. Курили все, даже самые «ангельские» преподаватели. Только Коровин не имел такой привычки…

IMG_0821Конец лихих 1990-х. Пришли студенты на пленэр. Расставили этюдники вокруг болота, которое за училищем образовалось, начали натуру рисовать. И один из них решил палкой глубину воды померить и зацепил какую-то крутку, а под ней… труп. Вот такой был страшный случай…

Тоска  100х60 маслодворик 40х60 маслоВ училище Светлана с подружкой Анжелой Романовой (теперь она — иконописец, мать двоих детей), всегда ходили вместе. Одна светленькая, другая черненькая. «Мы были как две обезь­янки-хулиганки, всех на уши ставили. Был такой серьезный преподаватель Митрофанов — вел занятия по шрифтам. Очень сложный предмет. И он часто возмущался нашим поведением… Да, наставники много труда и сил вложили в наше воспитание… Спасибо им за это. Рисунком мы занимались у Филатова, он был строгий, мог взять какую-то, с его точки зрения, халтурную работу и выбросить в окно. Живопись преподавал Арбузов. Тоже строгий. Не допускал панибратства и легкомыслия…» Но особенное влияние на Нестерову оказали Коровин и Настева. Она поняла, что живопись — это серьезный труд, который требует особой усидчивости. Вот тогда дело и пошло. Уже на третьем курсе Светлана организовала свою первую персональную выставку в кабинете завуча Зинаиды Петровы Аксеновой. Все училище ходило смотреть на работы молодой художницы. Через год лучших студентов отбирали на иногородние пленэры. Два этюда, которые Нестерова сделала в рязанском селе Константинове, вошли в коллекцию музея Есенина. А после окончания училища была первая персональная выставка в Музее им. Эрьзи. С этого момента Нестерова посмотрела на себя со стороны и поняла, что она нашла себя в профессии. Для творческого человека очень важно ощутить и понять свой, индивидуальный путь…

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAPICT0119Когда наша героиня преподавала в училище культуры, то стала идейным вдохновителем и руководителем объединения «Сияж-Арт». Название придумал преподаватель Иван Козин. «Мы решили для проведения выставок объединить не только художников, но и музыкантов, певцов, танцоров», — говорит Светлана. Последовали выставки, мастер-классы… Участники «Сияж-Арта» выезжали в Финляндию и Венгрию. Нестерова провела в Будапеште персональную выставку, где был показан фильм Александра Зимина «История одного этюда». Изначально он создавался как портфолио Нестеровой, но в процессе работы преобразился в рассказ о церкви в ромодановском селе Пушкине. Это началось после того, как местные жители стали приносить Зимину памятные вещи, иконы, фотографии — все, что было связано с родными местами. В итоге получилась короткометражка о том, как художница пишет этюд старой церквушки, а вокруг люди, которые бережно хранят и возрождают память о намоленном месте… В Польше этот фильм выиграл Гран-при конкурса «Гонка Ящюров», в котором участвовали авторские ленты маститых режиссеров…

PICT0115PICT0037Живопись Нестеровой не по-женски размашистая, пастозная, многослойная, иногда даже грубоватая. Но это ей в плюс. Сразу чувствуется настроение и характер. Светлана любит цвет и живет цветом. В ее натюрмортах гармонично сочетаются контрастные пятна, которые характерны для южных мастеров. «Корни дают о себе знать, — улыбается художница. — Моя бабушка Тоня жила на Украине. В 14-летнем возрасте ее забрали в Чехию. Она работала в плену. Домой вернулась только в конце войны. А потом появился мой будущий дедушка и забрал ее в Мордовию…» Нестерова изобразила свою бабушку сидящей за вязанием. Мягкие, приглушенные и нежные тона… Эта студенческая работа сделана с большой любовью и уважением к предкам. Следует отметить, что на картинах Нестеровой часто фигурируют близкие ей люди. А еще там много старинных предметов. И за всем этим внутренняя история, глубинное содержание, личностный аспект. Художник словно говорит, что нет ничего отдельного и частного, что частное есть продолжение общего… Пожалуй, одним из самых запоминающихся произведений Нестеровой является портрет прабабушки. Морщинистая старческая рука упирается подбородок. Лицо покрыто тонкой сеткой складочек, каждая из них — как год жизни, прожитый в труде и заботе. Женщина находится в полусонном состоянии… Светлана рассказывала, что прабабушка долго не хотела позировать — дескать, такую древность нужно прятать от людей, а не выставлять напоказ. «Ты не понимаешь, это же целая философия!» — уговаривала ее правнучка…

PICT0031PICT0011PICT0h113Среди женщин не так много больших художников. Гончарова, Серебрякова… И Светлана Нестерова одна из них. Совсем недавно она стала мамой. Сына назвала в честь любимого дедушки, с которым сочиняла в детстве сказки…

340x240_mvno_stolica-s-noresize