Культура

«Саранск — это маленькая Москва»

Старший научный сотрудник Русского музея Елена Чурилова – «Столице С»

 

Елена Чурилова: усилиями сотрудников Музея им. Эрьзи у жителей Мордовии есть возможности прикоснуться к прекрасному Елена Чурилова: усилиями сотрудников Музея им. Эрьзи у жителей Мордовии есть возможности прикоснуться к прекрасному

Выставка «От Авангарда до Авангарда» открылась 22 апреля в Музее изобразительных искусств им. Эрьзи. В экспозиции представлены 66 работ современных художников из Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Самары, Саратова. На презентации нехарактерного для Саранска проекта побывала ведущий искусствовед России, старший научный сотрудник Русского музея Елена Чурилова. Об особенностях современного искусства и авангарда начала XX века она рассказала ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

 

«От всей души благодарю музей за поддержку этого замечательного проекта! — говорит Елена Чурилова. — Получилась яркая, запоминающаяся, торжественная экспозиция. Авангард — означает «идущий впереди». Выставка протягивает ниточку от авангардистов начала XX века к ныне живущим мастерам-новаторам. Не секрет, что официальное искусство зачастую подавляет художника. Это можно проследить на примере творчества Степана Эрьзи. Вернувшись в Россию, скульптор был вынужден играть по правилам МОСХа, и его искусство изменилось не в лучшую сторону… Именно самостоятельность позволяет живописцу называть себя авангардистом. В Петербурге существовало понятие «андеграунд» — подполье, неофициальное искусство. Яркое явление этой культуры — «газоневщина». Сегодня мы видим, как разнообразно традиции авангарда усвоены очень интересными самобытными художниками — Александром Кондратьевым, Юрием Медведевым, Виктором Буртасом… Надеюсь, выставку «От Авангарда до Авангарда» по достоинству оценят жители и гости Саранска. Она знакомит с определенными тенденциями в современном искусстве, в частности со структурализмом. В экспозиции просматриваются традиции старой авангардистской школы — Длугача, Кондратьева, Петрова-Водкина… Ее суть в том, чтобы изображать не предмет, а его логику. Живопись имеет дело с ограниченным пространством — двухмерным, а мир-то более разнообразен! Задача художника — не скопировать его образ один к одному, а передать свое отношение, впечатление и таким образом мир обогатить. Задача зрителя — прислушаться к художнику, его мироощущению и к самому себе».

vystavka_avangard (10)«С»: Современная живопись рассчитана на подготовленных, посвященных зрителей?

— Нет. В искусстве не может быть прогресса, оно не развивается по принципу «все лучше и лучше». Здесь происходят циклические обновления. Например, сегодня уроки авангарда воспринимаются по-новому… Любая выставка пробуждает самообразование, поскольку зритель должен реагировать на произведение. Если затронуты его чувства, это залог того, что он пойдет дальше — начнет интересоваться материалом, искать нужную информацию. Этот порыв не должен пропасть! Большая задача сотрудников музея — поддерживать зрительский интерес.

vystavka_avangard (11)«С»: Правда ли, что современное искусство прежде всего затрагивает интеллектуальную сферу и воображение человека?

— Нет. Прелесть современного искусства — будь то живопись, кинематограф, литература — в том, что оно затрагивает и душевные струны, и социальные темы. Обратите внимание: на выставке есть не только концептуальные открытия художников — треугольники, прямоугольники, полеты Малевича. Здесь присутствует и сюжет. Например, в картинах Елена Бочаровой «Официантка» и «Школьница», созданных в духе структурализма, мы видим социальную тему. В полотне Юрия Медведева «Диоген» рассматривается человеческая драма. В работах Сергея Чеснокова-Ладыженского «Весеннее обострение», «Без названья» описывается история человека в мегаполисе… Здесь работают две составляющие искусства — форма и содержание. На одних зрителей больше действует, ЧТО изображено, на других — КАК. Каждый обязательно на что-нибудь откликнется!

vystavka_avangard (14)vystavka_avangard (15)«С»: В чем заключается феномен русского авангарда начала XX века? Ведь сегодня картины Малевича, Филонова, Кондратьева, Петрова-Водкина особенно ценятся на мировом художественном рынке…

— Какие-то вещи срабатывают только через большой период времени. У нас есть циничная шутка: художник должен жить долго! И еще не факт, что он дождется славы через 50 лет. Извините, но ушедших из жизни художников начинают оценивать быстрее! Никогда неизвестно, как именно проявится во времени волна влияния того или иного мастера. Он подобен камню, брошенному в пруд, от которого расходятся волны. Помню, в Петербурге появился музей стекла с потрясающей экспозицией работ 1960—70-х годов. Успех заключался в том, что их авторы усвоили традиции авангардистов 1920-х годов. Получается, они «выстрелили» 40 лет спустя! Согласитесь, даже посмотрев какой-то фильм, прочитав книгу, нам требуется время, чтобы осмыслить материал, сопоставить его с современностью, своими личными проблемами… Так появляются новые ассоциации и реакции. В этом сила искусства!

vystavka_avangard (16)vystavka_avangard (18)vystavka_avangard (19)vystavka_avangard (31)vystavka_avangard (9)«С»: Нужна ли Саранску галерея современного искусства?

— Жизнь покажет. Как во всяком большом деле, нужен энтузиаст, который правильно это сделает. Я в Саранске впервые и пока не успела его изучить. Хотя мы с мужем-художником Игорем Чуриловым решили для себя, что ваш город — это маленькая Москва! Очень интересная заявка! Саранск застраивается современной архитектурой. Он цветной, нарядный, чистый, энергетически позитивный. Нам здесь понравилось. Большое спасибо музею, куратору данной выставки Виктору Конадейкину. Организовать подобный современный проект — феноменальный труд. Большой плюс обновленного Музея им. Эрьзи — новые площади под запасники и экспозиции, ведь нехватка пространства всегда огромная проблема… Здесь работают замечательные неравнодушные люди. Они показывают хороший пример для других музеев: не ждать указаний сверху, не сидеть на старой фондовской работе, а постоянно искать неожиданные проявления. А зритель потянется за музеем волей-неволей… Как за главным авангардистом!

 

  1. S. Выставка «От Авангарда до Авангарда. Структурированное искусство конца XX — начала XI века» продлится до 22 мая.

340x240_mvno_stolica-s-noresize