Культура

«Через костюмы мы познаем менталитеты народов!»

В своих книгах исследователь Татьяна Прокина рассказала детям о том, как одевались мордва, татары и русские

IMG_1788Лакомник, понева, онучи, тастар… Слова, обозначающие элементы старинной национальной одежды, давно ушли из повседневной жизни. Этот богатейший пласт около 40 лет изучает заслуженный работник культуры Республики Мордовия Татьяна Прокина. В 2013—2014 годах издатель Константин Шапкарин выпустил ее книги «Мордовский костюм» и «Русский и татарский костюм мордовского края». Они адресованы самому взыскательному читателю — детям. Подробности узнала ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВА.

 

Отличительная особенность книжной серии — яркие современные иллюстрации, а также уникальные исторические фотографии из семейных и музейных архивов. Специально для проекта народные костюмы, сохранившиеся в бабушкиных сундуках и музейных фондах, примерили сельские школьницы, художники, деятели культуры…

«Костюм неотрывно связан с историей народа! — рассказывает автор. — Через одежду мы познаем его язык, менталитет, понимание мира. К сожалению, уровень известности национального костюма в обществе оставляет желать лучшего, поэтому взрослая аудитория тоже найдет в книгах немало интересного. Работая над материалом, я получила творческую свободу от издателя Константина Шапкарина, и это было здорово!» На фоне однообразной печатной продукции для детей, как правило учебной, книги Татьяны Прокиной выглядят как нестандартный факультатив. «Мордовский костюм» читается на одном дыхании. В альбоме используются снимки современного пензенского фотографа Бориса Тишулина. По замыслу Прокиной, прошлое соединяет с настоящим волшебный клубок ниток. Через авторские сказки читатель узнает, какие существовали эрзянские и мокшанские наряды, как они соответствовали диалектным группам и менялись с возрастом человека и со временем. Элементы национальной одежды середины прошлого века до сих пор сохранились у жителей Старошайговского, Рузаевского, Ковылкинского, Зубово-Полянского и Торбеевского районов. Будучи постоянным экспертом по выставкам народного творчества фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», Татьяна Прокина знает все заповедные уголки республики, сохранившие уникальные крупицы национальной культуры. В 1993—2014 годах она возглавляла отдел декоративно-прикладного искусства Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, была одним из создателей коллекции декоративно-прикладного и народного искусства. Является автором нескольких книг по истории мордовского костюма. В 1993 году за свои исследования награждена Государственной премией Республики Мордовия…

книги (2)Книга «Русский и татарский костюм мордовского края» вышла в конце прошлого года. Несмотря на то что к исследованию русского и татарского костюма обращались ученые Мордовии и Татарстана, популярных изданий, доступных широкому кругу читателей, не было.

Автор специально посетила кадошкинское село Большая Поляна. «За 30 лет работы в этнографических экспедициях я ни разу не была в татарских селах: настораживал чужой язык, иное вероисповедание, — признается Татьяна Прокина. — Но оказалось, что татары на удивление гостеприимные, тактичные и культурные. Женщины показали национальные платки и шали, ичиги (обувь), вышитые национальным орнаментом тюбетейку и жилетку, женское головное полотенце тастар и другие детали костюма. Татары всегда были мобильны в плане одежды. Хиджаб, который нередко носят современные женщины, — это заимствованный элемент арабского костюма». Но главное, что своим костюмом и по сей день татарский народ стремится показать свою самобытную красоту. В книгу вошли работы знаменитого фотографа XIX века Вильяма Каррика, который снимал жителей Симбирской губернии. «В том числе мастер фотографировал татар-мишарей и русских, проживавших на территории, которая теперь входит в состав Мордовии. При дефиците изобразительного материала по данной теме это был большой подарок для нас!» — говорит Татьяна Прокина.

Представить в книге русский костюм автору во многом помогли сотрудники Ельниковского историко-краеведческого музея. Провели по экспозициям, показали платки, сарафаны, кофты… Моделями для Татьяны Прокиной стали местные школьницы. «Они фотографировались в народной одежде с огромным удовольствием! — рассказывает исследовательница. — Словно примерили на себя судьбу своих прабабушек и будто повзрослели на глазах! Глядя на них, у меня появилось много вопросов о происхождении народа. Надеюсь, история будет продолжена в новых книгах!»

340x240_mvno_stolica-s-noresize