Культура

В Саранске пройдет международный фестиваль русских драмтеатров «Соотечественники»

Руководитель театра «Модернъ» Светлана Врагова — о спектакле «Петля» и задачах сценического искусства

Врагова1 Светлана Врагова представит Саранску «Петлю»

Десятый ежегодный международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» откроется 29 марта в Саранске. Приедут труппы из Грузии, Армении, Казахстана, Беларуси, а также Москвы и Белгорода. Впервые в форуме примет участие Московский драматический театр «Модернъ», который 5 апреля представит спектакль «Петля» по пьесе Рустама Ибрагимбекова. Художественный руководитель театра, народная артистка России Светлана Врагова ответила на вопросы ТАТЬЯНЫ МИХАЙЛОВОЙ.

«С»: Почему вы решили показать именно эту постановку?

— Потому что для нас понятие «соотечественники» охватывает не только людей, живущих в России и на территории бывшего Советского Союза, но также и тех, чьи предки покинули родину из-за революционных событий столетней давности… В спектакле мне захотелось показать лучшие качества, некий генетический код России: порядочность, честность, верность, душевную щедрость. Мне кажется, это основные черты русского человека. Главный герой постановки — белый офицер, оказавшийся в эмиграции. Он пытается разобраться в себе и судьбе страны, которую, несмотря ни на что, продолжает считать своей родиной и не предает до последней минуты жизни.

«С»: Театр «Модернъ» всегда востребован в эмигрантской среде Европы и Америки. В чем секрет?

— Еще в конце XIX века Достоевский на открытии памятника Пушкину сказал, что всемирная душа живет в России. Я тоже так считаю. Как-то само падает к нам из космоса или ветром приносит, кто его знает… Наверное, в «Модерне» соединяются русский и европейский театры, все самое лучшее, что было в Европе и России и, надеюсь, есть до сих пор. Мне хотелось, чтобы мы находили и ценили то общее, что есть между нами, Европой и США, где у меня в свое время был триумфальный успех. Да и вообще, не зря же сказано в Священном Писании, что все мы братья и сестры, потому что произошли от одного Отца. Я пытаюсь найти, насколько возможно, это объединяющее начало, когда репетирую очередной спектакль.

IMG_8697«С»: Вам удается совмещать зрелищность и внутреннее наполнение? Или вы не ставите перед собой такой задачи?

— Для меня зрелищность — далеко не самоцель. Но, так или иначе, театр — всегда праздник, даже если речь идет о трагедиях Шекспира. Трудно передать словами актерский и зрительский восторг, когда за кулисами лежат убитый Отелло и задушенная им Дездемона, а зал в этот момент рукоплещет и кричит «браво!». Это ведь совершенно особое, ни на что не похожее ощущение! Театр — это игра, которая учит нас жизни и мудрости! Совмещение яркой запоминающейся картинки и глубокой философии — моя основная цель.

«С»: Сегодня много говорится о духовном кризисе в обществе, особенно среди молодежи. Как дать отпор ложным ценностям потребления и гламура?

— Думаю, что в искусстве, как и везде, должен быть определенный отбор. Ведь в России большинство театров государственные, поэтому они должны нести некую миссию, даже идеологию. С одной стороны, свобода творчества — это правильно, но в то же время главная цель театрального искусства — объединение и просвещение. Это когда во время спектакля толпа превращается в народ. К сожалению, сегодня много дилетантов. Среди них есть даже главные режиссеры, которые громко трубят о себе, почувствовав свою востребованность среди малообразованной массы. Они так искусно дуют в уши, что даже более-менее подготовленный человек может усомниться в правильности своих ориентиров.

«С»: Свобода творчества подразумевает ответственность?

— Свобода — это невероятные ограничения и в первую очередь самоограничения. В нашем обществе совершенно пропал аристократизм, а он сейчас так необходим! Он формирует и просвещение, и достойную элиту. Сейчас нужно работать, не прогибаясь под рыночную конъюнктуру, стараться по мере возможности снижать уровень озлобленности и агрессии.

Так что на сегодняшний день главная задача государственных театров — это все-таки просвещение.

P.S. Благодарим заведующую литературно-драматической частью театра «Модернъ» Наталью Тихомирову за помощь в подготовке интервью.

 

 

Личное дело 

Светлана Александровна Врагова (Гюрджян) родилась 31 марта в Ереване в семье военнослужащего. Детство провела в Германии. Окончила режиссерский факультет ГИТИСа. Работала в Московском драматическом театре им. Пушкина. В 1988 году основала театр «Модернъ», основу труппы составил выпускной курс Щепкинского театрального училища. Уже первый спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» прославил молодых актеров. В репертуаре театра психологические пьесы русской и зарубежной драматургии: «Счастливое событие», «Расплюевские веселые дни», «Петля».

340x240_mvno_stolica-s-noresize