Культура

Почему эти птицы на север летят?

Арт-галерея Сергея Суворова

Художественное опережение времени Дениса Куксова.

Художественное опережение времени Дениса Куксова.

В саранском арт-кафе «Маска» прошел третий вернисаж моего давнего товарища Дениса Куксова. На афише изображена пластиковая бутылка, чем-то похожая на Венеру Милосскую. И на круглой поверхности надпись: «Обезжиренное». Сам Денис объясняет это просто: дескать, в прошлом году увлекся акриловыми красками и, чтобы обыграть отсутствие работ, написанных маслом, придумал такое название. Но, согласитесь, вовремя он это сделал. Нам теперь не до жиру! С поста министра культуры Мордовии ушел Владимир Шарапов, а художники уезжают на ПМЖ в Москву и Санкт-Петербург…

Нам, простым саранчанам, остается лишь мечтать, что когда-нибудь у чиновников хватит отваги перекрасить красные театры, напоминающие пожарные части, и оранжевые библиотеки в более адекватные цвета… Кстати, о цветах и их воздействии. Я заметил, что в работах Дениса стало меньше ярких кричащих пятен, он выбирает более спокойную гамму. Художник объясняет это так: «Мы всю зиму прожили в Питере, где нет такого разноцветного контраста, как в Саранске. Думаю, у меня теперь будет более тонкая, более взвешенная палитра…» По словам Дениса, он любит свои корни. «Мне нравятся мордовские национальные песни и одежда. Мне нравится музей Эрьзи…» — «Но почему ты уехал?» — «Решил посмотреть, что творится в больших городах, и попробовать свои силы там…» — «В каких выставках за пределами Мордовии ты принимал участие?» — «ArtExpoSPb» в «Ленэкспо» — это очень большая площадка, где торгуют искусством. Коммерция, короче говоря. Также моя работа прошла отбор на молодежную выставку «Муза должна работать». Еще принимал участие в конкурсах портретного искусства в московском Центральном доме художника и «Молодость Петербурга», где были представлены, в основном, академические работы…» — «У тебя есть какая-то специальная стратегия продвижения твоего искусства?» — «Нет… Чтобы погрузиться в атмосферу северной столицы, стал изображать известных петербуржцев… Опыт уже был. Например, с Евгением Гришковцом. Узнав, что известный писатель приедет в Саранск, решил сделать его портрет и подарить от чистого сердца. Мне творчество Гришковца очень нравится. Такая же история была с портретом музыканта-балалаечника Алексея Архиповского…» Я доставал Дениса вопросами, пытался выяснить, что же эксцентричного произошло с ним в городе на Неве, пил ли он в подворотнях, но… все было ровно и сдержанно. «Перед отъездом в Саранск забежал в магазин. И вот в этой суете около Казанского собора увидел цветущую сирень. Представляешь? Я остановил себя на мысли, что последние несколько недель не замечал этой красоты. Но я не смог ее запечатлеть, потому что надо было уезжать. Я понял, что отдыхать и работать в одном городе — это разные вещи. Редко удается не спеша просто побродить по улочкам». — «А где выгоднее в материальном плане?» — «Особой разницы нет. В моем случае заказы, в основном, приходят через Интернет. А общаюсь я со своими земляками, которые приезжают в гости. А еще мои лучшие друзья — ребята из курьерской службы. Я у них постоянный клиент…» — «А что для тебя остается важным?» — «Дар художника, который дан Свыше. Поэтому его необходимо правильно реализовать». — «А его можно продать?» — «Сюрреалистический вопрос. Сформулирую по-другому. Продал бы? Нет! Это все равно, что продать душу». — «Расскажи о самой свежей работе, представленной на этой выставке?» Денис рассказал о портрете Кустурицы: «У меня была его автобиография, найденная на книжных «развалах». Пролежав четыре месяца на полке, книга снова попалась мне в руки, когда я решил сделать работу для конкурса кино в московской галерее. Что-то домысливать или писать кадр из фильма не хотелось. Прочитав автобиографию, решил сделать портрет. Кустурица не только режиссер. Он играет панк-рок с элементами цыганской музыки. И это мне близко. Портрет получился философский, немного в себе. Он серб, рожденный в Югославии, страны которой больше нет, поэтому дерево на заднем плане олицетворяет его корни. Летящий гусь символизирует творческий полет и свободу. А извилистая дорога — собственно, жизнь. По-моему, работа получилась интересная». — «Как ты чувствуешь время, в котором живешь?» — «Сложный вопрос. Я чувствую, что сейчас период постмодернизма, который будет длиться еще достаточно долго. Мне он нравится. По большому счету, он весь такой дробный, мозаичный, сложный, непонятный, спорный. Но я хочу во всем находить плюсы. Посмотрев все эти выставки, видишь много негатива. Я для себя решил, что не нужно его плодить еще больше. У меня были работы такого плана. Я понимаю, что сейчас их не люблю. А с другой стороны, это тоже эмоция. Она тормошит. Но я лучше пойду и сделаю что-то доброе, хорошее…» Вот так. Мудрое решение. «Денис, кроме написания картин, создания обложек для музыкальных групп, ты создаешь шаржи. Расскажи об этой грани твоего творчества». — «Это живые эмоции, общение. Шарж — это не портрет, тут главная задача — заметить основные характерные черты человека, усилить их. С другой стороны, подключается воображение. Шаржи — своего рода тренировка для моих картин».

На этом наша беседа завершилась. Подходили гости, разливалось шампанское. Выставка, по отзывам многих, получилась уютной, по-домашнему теплой, хоть и выдержанной в холодных тонах. Перезимовали! По традиции, чтобы поставить точки над «i», я дернул полбутыли газировки и пошел искать ответ на вопрос: «Предвосхитил ли художник время? Уловил ли он грядущие сдвиги?» И вот возле портрета Владимира Семеновича Высоцкого кисти Куксова нашел этот ответ. Вернее, мне его подсказал мой товарищ и интересный арт-персонаж Алексей Мигунов: «Если брать в расчет красную линию, которая идет на картине слева направо, то мы заметим, что она движется под наклоном, линия немножечко смещена». — «Да, но мы-то знаем, что, а точнее кто сместился…» — «Совершенно верно, и в этом есть художественное опережение времени…»

P. S. После вернисажа мы с Настенькой мыли полы в подъезде с 9‑го по 1‑й этаж. Складывая пустые пластиковые бутылки в мешки, я думал о художественном обобщении, афише, в которой, как мне кажется, автору удалось найти символичное выражение времени, потому что… И вдруг я спросил Настеньку: «Какую песню ты помнишь из репертуара Высоцкого?» «Белое безмолвие» в исполнении Егора Летова», — ответила она и поставила передо мной точку, а точнее — ведро с тряпкой. До полуночи я видел одни «обезжиренные» бутылки, и не было в этом никакой политической подоплеки, только звучали слова: «Почему эти птицы на север летят, если птицам положено только на юг?»

340x240_mvno_stolica-s-noresize