Культура

«Кукла — это часть меня. Я связан с ней внутренним состоянием!»

Артист Владимир Сидорин — о своей творческой биографии.

Артист Владимир Сидорин — о своей творческой биографии.

Глава театральной династии Владимир Иванович Сидорин в июне отметил 70‑летие. Биография этого удивительного человека умещается в две строки: родился в Рузаевке в 1946 году, а с 1969‑го работает артистом кукольного театра. За двумя датами — незаурядная творческая жизнь, крепкая семья и… большая мечта. Ведущий мастер сцены виртуозно управляет тростевыми, перчаточными, планшетными куклами и создал целый ряд ярких незабываемых образов, многие из которых вошли в золотой фонд театра. О своей творческой судьбе, значении бороды и родственных связей Заслуженный артист России Владимир Сидорин рассказал Татьяне Михайловой.

«За 46 лет работы в кукольном театре у меня никогда и в мыслях не было уехать в другой город или уйти в другую профессию, — рассказывает артист, присев по-мальчишески на край стола в фойе своего второго дома «на перроне». — Еще с детства я увлекся сценой и всегда имел одно желание — овладеть профессией, стать в ней лучшим. С возрастом начинаешь относиться к своему делу с еще большей ответственностью, внутренних переживаний не убавляется… Очень много зависит от партнеров по сцене. Для слаженной работы артистам требуется лет пять притирки, чтобы научиться чувствовать друг друга по взгляду, жесту, уметь слышать…»

Уже много лет Владимир Сидорин является наставником молодых коллег. Его педагогика ненавязчива. Мастер ограничивается замечаниями или высказывает свою точку зрения, не более того. В коллективе его уважают и любят. И это понятно, трудно не попасть под обаяние на редкость талантливого человека!

Владимир родился в послевоенной Рузаевке и был пятым, самым младшим ребенком в семье. Отец работал агрономом в Левже, мама была домохозяйкой. На банальный вопрос взрослых «кем хочешь стать?» мальчик, не задумываясь, отвечал: «Милиционером! Чтобы меня все боялись!» Местная ребятня играла в клек, лапту, каталась на самодельных самокатах по буеракам… Володя всегда был заводилой, ему хотелось стать везде первым! В школьные годы занимался рисованием в местном клубе Ухтомского. Выпускал колкие сатирические стенгазеты, вызывая недовольство некоторых ребят, которые грозили «надавать тумаков после уроков»… Затем подросток пришел в народный театр того же клуба. Поле окончания школы Владимир Сидорин поступил в театральную студию при мордовском музыкально-драматическом театре. Из Саранска в Рузаевку приходилось возвращаться на поезде в час ночи. Однажды зимой задремал в купе, проехав до Арх-Галицина. Пришлось возвращаться по шпалам, домой пришел в четыре утра… Через 1,5 года начинающего артиста призвали в армию. Служил в закрытом городе Плесецке на станции Мирный‑12. Был назначен начальником клуба самодеятельности, также занимался в народном театре в гарнизоне. Поставленный Сидориным музыкальный фельетон «Волга — русская река» стал дипломантом московского фестиваля. На этом артисты-срочники не успокоились. Через год к 70‑летию Октябрьской революции поставили спектакль «Шинель», который стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства военнослужащих в Москве. Вскоре Владимира Сидорина перевели в ансамбль песни и пляски Забайкальского военного округа, откуда он демобилизовался. Вернувшись в Мордовию, работал художественным руководителем в клубе имени Ухтомского. Денег на жизнь катастрофически не хватало. К тому времени умер отец, а мама получала пенсию в 23 рубля… «Я устроился в локомотивное депо кочегаром паровоза, — вспоминает артист. — Потом меня перевели в помощники машиниста, а дальше в экипировку — заниматься техническим обслуживанием вагонов… Там я зарабатывал неплохие деньги, купил себе мотоцикл». Однако на новом месте парень не угодил начальству, шефа нервировала дополнительная работа подчиненного в агитпоезде художественной самодеятельности и его… борода! Когда руководитель потребовал в ультимативной форме ее сбрить, Сидорин тут же уволился, оставшись без заработка. В это сложное время режиссер Игорь Переслени посоветовал подопечному пойти в мордовский кукольный театр… Так он и сделал!

Артист Владимир Сидорин — о своей творческой биографии.

В спектакле «Не буду просить прощения» начинающему артисту настоящую куклу еще не доверили. Вместо нее голосом Сидорина вещала палочка с импровизированным мегафоном из крышки! Затем началась долгая упорная работа по самообразованию под руководством Переслени. Сидорин приезжал из Рузаевки за два часа до начала репетиций и осваивал ремесло. Так продолжалось четыре года… Со временем прирожденный талант и необычайное трудолюбие позволили Владимиру Ивановичу стать ярким, характерным актером. Он сыграл множество ролей, каждая из которых является отражением души и таланта. Его голосом говорят многие персонажи спектаклей: добрые и злые, симпатичные и не очень. Он сам поставил несколько спектаклей в качестве режиссера и художника. Владимир Сидорин — единственный артист-кукловод в Мордовии, получивший звание Народного артиста Мордовии!

«Кукла — это часть меня. Я связан с ней внутренним состоянием, — говорит он. — Маска куклы должна иметь ярко выраженный характер. Порой берешь ее из цеха, изучаешь… а затем убираешь какие-то детали, отрываешь поролон… Короче говоря, делаешь под себя! Наши конструкторы уже не обижаются: «Вечно Сидорин все перекраивает!» В конечном итоге все нужно для того, чтобы показать зрителям настоящую сказку. Не скажу, что современные дети другие. Просто нужно уметь их увлечь, зажечь, заинтриговать. Здесь многое зависит от взаимодействия актерского ансамбля и слаженной работы всех театральных цехов! Надо постоянно учиться и повышать профессиональный уровень. Только по-настоящему увлеченный своим делом человек может чего-то добиться в жизни…»

В родном театре служит целая династия Сидориных: старшая дочь Лена и жена Лариса, которая является главным режиссером. «На работе я абсолютно не замечаю родственных связей! — признается Владимир Иванович. — В кабинет режиссера захожу по каким-то делам раз в месяц …А дома… жена есть жена! Там я сам режиссер! (Смеется — «С».) Мечтаю, чтобы в Саранске наконец-то построили новый детский театр — красивое здание с качественным музыкальным и световым оборудованием… Мы часто говорим «все лучшее детям», но не всегда так получается. Хочется, чтобы ребенок приходил в настоящий Дом Сказки. Чтобы учился там разумному, доброму и вечному… Зачем нашим детям иностранные «симпсоны», в которых нет ни души, ни сердца!»

340x240_mvno_stolica-s-noresize