Культура

«Надо найти в себе черты характера героя, совершенно тебе не присущие…. Это завораживает!»

Актриса Оксана Сизова — о непростом пути в профессию,секретах профессионального мастерства и любви

sizova (5)-1На международном фестивале «Соотечественники», который прошел в Саранске в начале апреля, Русский драматический театр показал два лучших репертуарных спектакля: «У войны не женское лицо» и «Поминальная молитва». Для Оксаны Сизовой эти постановки стали знаковыми: созданные ею образы высоко отметили как ведущие театральные эксперты, так и зрители. Актриса 27 лет преданно служит Мельпомене, театр — ее жизнь и судьба. Оксана Сизова на сцене и в жизни — в материале ТАТЬЯНЫ МИХАЙЛОВОЙ.

Яркая творческая индивидуальность. Трудолюбивый и ответственный профессионал… Оксана Сизова является украшением любого спектакля — и драматического, и комедийного. В прошлом году она получила премию «За лучшую женскую роль второго плана» на межрегиональном фестивале «Волга театральная». Речь идет о спектакле «Поминальная молитва» в постановке известного режиссера Валентина Варецкого. Оксана воплотила образ Голды — мамы большого семейства. Именно после этого спектакля ее особенно полюбили зрители. «Интересно ощутить себя еврейской мамой пятерых детей, понять семейный уклад и традиции народа! — рассказывает актриса. — Режиссер Варецкий четко знал, что хочет от актеров, и добивался результата. Возможно, в этом и заключается формула успеха «Поминальной молитвы», которую многие посмотрели по нескольку раз!». Также Оксана была великолепна в роли девушки, прошедшей войну в литературно-музыкальной композиции Андрея Ермолина «У войны не женское лицо».

В марте ансамбль актрис, занятых в этом спектакле, был награжден премией Главы Мордовии. В постановке по книге Светланы Алексиевич, основанной на документальных рассказах прошедших войну женщин, Оксана Сизова читала, пожалуй, самые тяжелые и драматичные монологи. На спектакле, который был показан в рамках «Соотечественников», многие зрители не могли сдержать слез… «Тема войны для меня — не пустые слова, — рассказывает актриса. — Только с возрастом приходит осознание тех страшных событий, которые довелось пережить нашей стране. Готовясь к спектаклю, я несколько раз прочитала книгу Алексиевич. Примеряешь на себя эту страшную ношу и задаешься вопросом: а как бы ты повел себя в военных условиях? А наша молодежь? Думаю, смогла бы выстоять. Только, не приведи Бог, снова испытать ужасы войны…».

Главное — научиться радоваться чужому успеху и не обмануться в ожидании того же от других!

…В детстве каждая девочка мечтает стать актрисой или певицей, Оксана не была исключением. Хорошо помнит, как в шестом классе у нее появилось страстное желание, определившее судьбу. «Помню, я смотрела по телевизору фильм «Приключения Электроника» и почему-то ярко представляла себя на съемочной площадке, — рассказывает Оксана. — Мечтала, чтобы все это произошло со мной…» На лето девочку отправляли в ромодановское село Большое Чуфарово к бабушке Рае. Вечером играла гармонь, и маленькая Оксана тут же пускалась в пляс! Бабушка, которой скоро исполнится 100 лет, старалась поощрять артистические наклонности внучки, пела вместе с ней, рассказывала интересные истории… А потом у Оксаны началась школьная самодеятельность, увлечение народным театром под руководством режиссера Владимира Долгова… Кроме того, Оксана с отличием окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Педагоги настоятельно рекомендовали продолжить музыкальное образование, но Оксана уже твердо знала — пойдет в актрисы! Путь на подмостки был не так пост, как казалось в юности. Было несколько авантюрных попыток поступить в театральные вузы Москвы и Саратова. Не получилось. Проявив железное упорство, Оксана пошла работать в национальный театр во вспомогательный состав. Маленькие роли, работа костюмером, парикмахером… Некоторое время Оксана работала в театре «Крошка»… Уже позже она с лихвой наверстала пробелы в образовании, окончив два вуза: филфак МГУ им. Огарева и свердловский театральный институт. Актрисой Русского драматического театра Оксана Сизова стала в середине 1990-х. В постановке Юрия Хвостикова «Мы идем смотреть Чапаева» сыграла первую роль. Ее партнерами по сцене были такие мастера, как Зинаида Павлова, Виктор Ширманов — у них было чему поучиться. «Мне очень хотелось познать эту удивительную профессию. — вспоминает наша героиня. — Разобраться в ее кухне, понять секреты. В этом смысле многое дала учеба в театральном институте…». Для Оксаны каждая исполненная роль — трагическая или комическая — дорога и желанна. Многие зрители запомнили ее по спектаклям «Актерская гримерная» и «Ночь ошибок» Урсулы Макаровой и в «Человеке дождя» Андрея Ермолина. «Самое интересное и сложное в моей профессии — преодоление себя, открытие каких-то неизведанных сторон души. Надо научиться находить в себе черты характера героя, совершенно тебе не присущие… Это завораживает! Учиться этому приходится всю жизнь. Актер не должен повторяться. Иногда испытываешь на сцене необыкновенное вдохновение, полет… Чаще приходят моменты опустошения, усталости. Пополнять эту чашу любви, ощущения уверенности в себе помогают близкие по духу люди, зрители. Или… шопинг! (Смеется — «С».) Думаю, современный театр должен говорить со зрителями о добре и любви, простых человеческих взаимоотношениях, которые за последние годы почему-то сильно охладели. Мы разучились любить жизнь и людей, искренне общаться. Почему мы стали такие черствые?! Как говорит моя Голда в «Поминальной молитве»: «Сердца у вас нет…». Именно об этом спектакль Андрея Ермолина «Дальше — тишина…», который мы сейчас репетируем. В нем раскрывается вечная тема родителей и детей. Старики оказались ненужными пятерым своим дочерям и сыновьям. Больно смотреть на это со стороны…».

Все свободное время Оксана старается посвящать дому и близким людям. Любит книги и музыку. 16-летняя дочь Арина тоже мечтает о сцене. Пересматривает по несколько раз спектакли с участием мамы. «Я не сторонница ее выбора, — улыбается Оксана. — Ведь наша профессия очень трудная и зависимая от многих людей и обстоятельств. Вставая на этот путь, надо твердо знать, во имя чего посвящаешь театру свою жизнь. Впрочем, Арина все равно сделает по-своему!».

340x240_mvno_stolica-s-noresize