Культура

Известный композитор Максим Дунаевский: «Все началось в 1990-х, когда те, кто был жутко голоден до денег, сразу стали «рубить капусту». «Нули в глазах» у них не исчезли до сих пор…»

Музыка Максима Дунаевского — бесценное достояние российской культуры! Мы до сих пор заслушиваемся песнями, которые он написал к фильмам «Д`Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания», «Трест, который лопнул», «Ах, водевиль, водевиль»… В 1990-е композитор уехал в США, так как не чувствовал своей востребованности. В Россию вернулся, когда понял, что профессионалов здесь стали больше ценить и у слушателей появилась тяга к истинному искусству. 15 января Дунаевскому исполнился 71 год. Максим Исаакович чувствует себя счастливым человеком. Радуется каждому новому дню, свету солнца, пению птиц и любви, которая послана Свыше… С композитором беседовала ТАТЬЯНА НОВИКОВА.

«С»: Максим Исаакович, в 1990-е вы уехали в США и прожили там около 8 лет…
— Желание вернуться появилось, когда в России, образно говоря, открыли окошко и появилась возможность вдыхать свежий воздух.
Это было начало 2000-х годов, когда возник интерес к профессионалам… Но я продолжаю бывать в Америке и считаю, что в плане комфортной жизни это самая лучшая страна в мире. Конечно, можно спорить, утверждая, что есть много государств, где хорошо живется, но это все субъективно. На мой взгляд, США — страна номер один, которая на многие годы создавалась из абсолютной грязи, небытия, беззакония и отребья, которое туда стекалось со всего мира… А недовольных и нищих хватает везде, так же как лентяев и бездарностей. Но если ты обладаешь мозгами, обязательно найдешь в Америке достойное место. В других странах никто тебе такого гарантировать не сможет. И американцы давно поняли, что они — уникальная нация. А все политические акции в этой стране — дело рук власти, которая заставляет совершать деяния, которые нормальный человек не приемлет. И правители чувствуют свою безнаказанность, потому что за ними стоит поддерживающий их во всем сытый народ.
«С»: А как в США относятся к институту семьи и брака?
— Там царят патриархальные устои. Хотя есть высокий процент эмансипированных женщин, которые делают существенный вклад в семейный бюджет. Кстати, разводов в США очень мало. Американские законы хорошо защищают права супругов. И во время расставаний нет таких ужасов, которые происходят в России, когда бывшие миллионеры буквально выбрасывают на улицу своих бывших жен, оставляя без средств к существованию. В Штатах такое просто невозможно! Там каждый из супругов знает, что всю жизнь будет нести ответственность за любой свой проступок. Поэтому люди хорошенько подумают, прежде чем вступать в брак.
«С»: Вы считаете свой брак с Мариной Рождественской благословением Свыше?
— Мы вместе уже 16 лет. Бывают, конечно, перипетии и сложности, но мы справляемся. И, наверное, уже никуда не денемся друг от друга. Значит, выбор был сделан правильно. Это, наверное, какое-то наитие. Главное для супругов — понимать друг друга и суметь правильно воспитать детей. Не мешать развиваться, помогать, поддерживать инициативу и давать возможность идти по выбранному пути. И всегда радоваться их победам!
«С»: А что вас радует в жизни больше всего?
— Конечно, любовь! Ведь это главное, что у нас есть! А еще прекрасная погода, когда ярко светит солнце и поют птицы. Радуюсь хорошей музыке, которую услышал и которую написал сам…
«С»: Вам не кажется, что современная российская музыка становится все более бездушной и бездарной?
— Не хочу выглядеть брюзжащим стариком, который говорит, что раньше всегда было лучше, а сейчас хуже, но, к сожалению, это так. И бездушность возникает не потому, что в России перевелись настоящие таланты, а из-за засилья так называемой «самодеятельности». Музыка все больше превращается в бизнес, становится результатом продюсерского труда, а не композиторского и поэтического, как это было раньше. Быстренько сварганили песню, сложили кирпичики, пригладили-приладили на компьютере, тут же, не отходя от кассы, присобачили слова. Вот и получился хиток на один денек!
«С»: На ваш взгляд, ситуация не меняется в лучшую сторону?
— Иногда случаются хорошие песни, но за отдельными удачами я не вижу никакой тенденции. Все началось еще в 1990-е, когда случился слишком быстрый переход из социализма в капитализм. И те, кто был жутко голоден до денег, сразу стали «рубить капусту». И так продолжается до сих пор. Это люди «с нулями в глазах», у которых, по выражению поэта Наума Олева, была «плохая детская». Сейчас они — известные продюсеры, но это ничего не меняет. «Нули в глазах» остались…
«С»: А в США продюсеры другие?
— Я не встречал там ни одного продюсера — с именем или без, у которого денежные вопросы были на первом плане. Приходит, допустим, молодой певец и интересуется: сколько стоит записать у вас песню или снять клип? Западные продюсеры очень правильно отвечают: а сколько у вас есть? Вдруг вы талантливы и, узнав цену, уйдете? Они заинтересованы в том, чтобы найти одаренных музыкантов. А вы знаете, сколько известных голливудских актеров почти бесплатно снимаются у молодых режиссеров? А потом эти фильмы становятся мировыми сенсациями… Потому что у этих знаменитостей нет «нулей в глазах»…
«С»: Вы следите за конкурсом «Евровидение», который многие называют политическим?
— Когда есть время, смотрю. Думаю, в прошлогоднем конкурсе певица Полина Гагарина выглядела достойно. А что касается политики, то, на мой взгляд, в данном случае она проявляется в том, как ведут себя голосующие. Например, когда родная нам Украина полностью игнорирует российских исполнителей. А вообще это в большей степени коммерческий проект. По моему мнению, «Евровидение» имеет очень опосредованное отношение к искусству…
«С»: Музыка, которую вы написали для всеми любимых фильмов, до сих пор согревает сердца слушателей. Например, песни из «Трех мушкетеров»…
— «Мушкетеров» экранизировали много раз. Но фильм режиссера Юнгвальда-Хилькевича с Михаилом Боярским в главной роли стал, по мнению зрителей, самым удачным и легким. Потому его и смотрит множество поколений. А начиналось все с того, что мы с поэтом Юрием Ряшенцовым приняли предложение режиссера Марка Розовского и создали театральный мюзикл. Потому что хотели поиграть в трех мушкетеров. Как в детстве… Сергей Жигунов пытался снять свое продолжение, но у него не получилось. Правда, он не расстроился…
«С»: Расскажите, как судьба свела вас с выдающимся актером театра «Ленком» Николаем Караченцовым?
— Мы дружили задолго до того, как он стал «выдающимся». Я произношу это слово с иронией, потому что он про себя никогда бы так не сказал. Впрочем, как и я. Хотя это могут сделать журналисты или критики. Некоторые люди вещают на весь мир как «выдающиеся» и не понимают, что на этом все хорошее в их карьере заканчивается…
Мы с Караченцовым общались и вместе играли в теннис — молодой актер и молодой композитор. Он тогда уже работал в театре «Ленком», которому посвятил всю жизнь. Постепенно получился прекрасный творческий союз. Он всегда говорил, что я очень требовательный в профессиональном плане человек. И это действительно так. Неважно, кто ты — слесарь или актер, если пришел ко мне в студию, значит, должен работать на совесть. И я от Николая Петровича требовал именно пения. Он потом часто говорил, что я научил его профессионально относиться к делу. Помню, как вместе с ним и поэтом Ильей Резником записывали диск «Моя маленькая леди» в моей студии в Лос-Анджелесе. За океаном в 1990-х годах это было сделать гораздо проще, чем в шумной и непонятной Москве, которая была очень неласкова…

Личное дело

Максим Дунаевский родился в 1945 году в Москве. Сын композитора Исаака Дунаевского и балерины Зои Ивановны Пашковой.
Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями Максим Дунаевский пишет музыку для театра и кино. В 1974 году написал для спектакля Марка Розовского в ТЮЗе песни, вошедшие затем в телефильм «Д`Артаньян и три мушкетера».
Его песни являются неотъемлемой частью творчества Михаила Боярского, Жанны Рождественской, Николая Караченцова, Павла Смеяна, Дмитрия Харатьяна. В 1992 году уехал в США, где прожил почти 8 лет. Работал в Голливуде, где написал музыку к нескольким фильмам.
Заслуженный деятель искусств России (1996), народный артист России (2006). Женат. Трое детей.

P.S. Специальный выпуск радиопроекта «Хорошая музыка», в котором Максим Дунаевский рассказывает о себе и своем творчестве, слушайте на сайте газеты «Столица С» — www.stolica-s.su. Вас ждут лучшие песни композитора и фрагмент из его мюзикла «Любовь и шпионаж».

340x240_mvno_stolica-s-noresize