Культура

Актер из Саранска Сергей Лопатников: «Авантюрные качества Чичикова мне не свойственны. Льстить и приспосабливаться не умею…»

Недавно труппа Русского драматического театра сыграла премьеру спектакля «Мертвые души» в постановке режиссера Владимира Буралкина. Главную роль Павла Ивановича Чичикова исполнил Сергей Лопатников. О своем пути в профессию, проблемах современной сцены и равнодушии к официальному признанию артист рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

Роль Чичикова стала для Сергея Лопатникова в какой-то степени знаковой. За 15 лет актер сыграл немало персонажей и сейчас плотно занят в постановках, но создать колоритный образ хорошо знакомого героя классической литературы все равно оказалось непросто… «Работая над ним, я хотел показать, что мы сами такие же, как Чичиков! Все кругом воруют, а кто больше других — тот сидит! — говорит актер. — Спектакль получил немало отзывов, но больше всего мне понравилась реплика моей 14-летней дочери Ксении: «Папа, начало спектакля было тащерное!» Это от глагола «тащиться»! Клевое, значит!»
Аферу в двух действиях с потрясающим финалом поставил его давний друг Владимир Буралкин. «Сергей Лопатников — прекрасный партнер по сцене, — рассказывает режиссер и актер. — Это не просто красивые слова, я могу положиться на него в любой ситуации. Не подведет! Почему я выбрал его на роль Чичикова? Мне был нужен артист, который умеет играть не только отношения с другими персонажами, но и с самим собой. Сергей способен работать с полной отдачей и в любом состоянии, даже с температурой! И самое важное для режиссера: на площадке мне нужен единомышленник. Не кивающий болванчик, а человек думающий, сомневающийся, спорящий, то есть живой…»
Когда Сергей Лопатников пришел в Русский драматический театр, его первой работой стала роль Ленина. Вождь мирового пролетариата выходил на сцену вместе со Сталиным в спектакле «Зойкина квартира».
Мэтр саранской сцены Вячеслав Акашкин подтрунивал над молодым коллегой: «Раньше, чтобы сыграть Ленина, нужно было долго проработать в театре, а ты сразу им стал!» Впоследствии зрители полюбили Лопатникова за яркие запоминающиеся образы в спектаклях «Забыть Герострата»», «Горе от ума», «Ночь ошибок», «Поминальная молитва» и многих других. Своей лучшей работой актер считает главную роль в постановке Урсулы Макаровой «Жан и Беатрис». Также ему близок образ Пингвина в молодежном спектакле «У ковчега в восемь». «Он был представлен на театральных фестивалях в Херсоне и Йошкар-Оле, — рассказывает артист. — В постановке ненавязчиво раскрывается серьезная тема — в каждом из нас есть Бог, просто нужно внимательно к себе прислушаться…» Со студенческих лет Сергей Лопатников мечтает сыграть Гамлета и пополнить актерский багаж интересной ролью в пьесе абсурдистского толка…
Он пришел в актерскую профессию практически случайно. Из близких родственников только дед имел отношение к сцене — был солистом в заводском хоре. В школьные годы Сергей ездил на фестивали театральных миниатюр в составе Ассоциации учащейся молодежи. Уже тогда его увлекла атмосфера сцены, но юноша не собирался посвятить лицедейству всю жизнь. После окончания саранской школы № 7 поступил на географический факультет МГУ им. Огарева, но эколога из него не вышло. Уже через год Сергей стал звездой «Студенческих весен» и прочих представлений. Педагоги успокаивали талантливого парня по поводу очередной сессии: «Преподавательский состав все решит. Только играй на сцене!» В итоге Лопатникова отчислили из вуза за неуспеваемость, ему предстоял призыв в армию. Но за компанию с другом Владимиром Буралкиным он поступил в колледж культуры на актерский курс режиссера Андрея Ермолина. «Там было интересно! — вспоминает Сергей. — До полудня мы учились, а после обеда до позднего вечера занимались в театре. Ходили туда как в храм! Посещали все постановки, бурно обсуждали премьеры… Думаю, такой практики не хватает студентам современных театральных вузов. В дипломном спектакле «Крыша» Лопатников сыграл могильщика и до сих пор вспоминает роль с большим чувством…
Любимая работа огорчает Сергея лишь в одном: с годами театр получает все меньше финансирования. «Вспомним, какие 10 лет назад были у нас шикарные костюмы и парики, — говорит артист. — В соседних регионах труд наших коллег оценивается выше, и оттого обидно. Говорят, актер должен быть голодным. Но не нищим! Сегодня наша труппа не пополняется. Люди уезжают в другие города. Приходится вводить в массовку работников из цехов… Когда такое было?.. Мы постоянно говорим о бездуховности молодежи, а как исправить ситуацию? Надо привлекать молодое поколение в театр качественными постановками. Например, «Поминальную молитву» полюбили зрители всех возрастов. Спектакль с интересом смотрят школьники!»
Правительственные награды обходят Сергея Лопатникова стороной. Раньше он переживал по этому поводу, а теперь относится философски. «Как говорится, «ни к чему чины и званья, мне б играть на барабане, — запишите в барабанщики меня!» — цитирует он детскую песню. — Авантюрные качества Чичикова мне не свойственны. Льстить и приспосабливаться не умею. Пусть все идет так, как есть. Мне импонирует Леонид Ярмольник, который в свое время отказался от всех наград. Ему достаточно было народного признания. Конечно, каждый актер любит аплодисменты, цветы, и я не исключение… Всегда есть энергетическая связь со зрителями. После каждого спектакля самому понятно, что получилась, а что нет. Поэтому я не в восторге от заезжих театральных критиков — актер сам все про себя знает!»

340x240_mvno_stolica-s-noresize