Культура

«Елка стояла только в центре Саранска, поэтому к ней съезжались жители всех спальных районов»

Как складывались новогодние традиции в столице Мордовии

Елка 1960 года выпуска Елка 1960 года выпуска

Украшенная гирляндами елка, Дед Мороз, Снегурочка и подарки являются непременными атрибутами Нового года. Но так было не всегда. Менялось летоисчисление и отношение народа к хвойной красавице, которая не раз попадала в опалу. С чего началась отечественная новогодняя традиция? Когда впервые праздничная елка появилась на Советской площади Саранска? Почему у ее преемниц «выросли» железные корни? Страницы истории листала ОЛЬГА СТАРОСТИНА.

Указ
15 декабря 1699 года барабанный бой созвал народ на Красную площадь в Москве. С высокого помоста царский дьяк громко зачитал указ государя Петра Алексеевича, который повелел «впредь лета счисляти с 1 генваря от Рождества Христова». В знак доброго начинания «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» царь повелел: «по большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. В первый день в знак веселия друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет…»
Сам царь в том году первый пустил ракету, которая возвестила народу о наступлении Нового года. С 1704 года Петр I перенес торжества в Петербург. Явка вельмож на новогодние маскарады была обязательной.

Такие украшения стояли на Советской площади Такие украшения стояли на Советской площади

После смерти императора-реформатора созданные им традиции встречи Нового года сохранились лишь частично. При Екатерине и Елизавете к парадам и фейерверкам в столицах добавились музыкальные вечера. Балы стали более красочными, на новогоднем столе кроме привычных напитков и блюд появились кофе, шоколад, лимонад и другие заморские угощения. Но на селе петровская затея не прижилась. Народ не понимал, зачем вешать на елку яблоки и пряники. Не все приняли новый календарь и продолжали встречать новолетие 1 сентября, как было принято с 1492 года. К тому же еловыми ветками в России часто устилали путь покойника до погоста, поэтому хвойное дерево не ассоциировалось у крестьян с весельем и праздником. Предписания Петра Великого об украшении домов исполняли только владельцы кабаков, которые перед Новым годом у ворот или на крышах своих заведений ставили елки, привязанные к колу. Это был фирменный знак. Выражение «идти под елку» в те времена означало посещение питейного заведения.
Второе пришествие новогодней хвойной красавицы в Россию оказалось более успешным. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте. Она убедила двор перенять немецкий обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай по настоянию супруги поставил в Аничковом дворце ель солидных размеров. В 1825-м на Екатерингофском вокзале Петербурга впервые появилось публичное дерево. Позже стали устраивать праздники для бедных детей на средства благотворителей. Многие представительницы дворянских фамилий шили для них одежду, покупали игрушки и конфеты. Проводились утренники в приютах и народных домах. В конце XIX века шведские братья-промышленники Людвиг и Альфред Нобель, имевшие свои интересы в России, ежегодно ставили елки для детей рабочих окраин Москвы. К тому времени нарядная хвойная красавица прочно заняла свое место на страницах столичных журналов. Правда, Деда Мороза и Снегурочки рядом с ней еще не было. Старик в шубе и лохматой шапке, с белыми кудрями и седой бородой, с мешком за спиной присутствовал только в святочных рассказах…

Было время, когда елку в Саранске ограждали деревянным забором Было время, когда елку в Саранске ограждали деревянным забором

Елочный ажиотаж в крупных городах России, жители которых выписывали дорогие новогодние украшения из Европы, продолжался до Первой мировой войны. Затем в стране началась антинемецкая кампания. Когда в канун 1915 года военнопленные устроили в саратовском госпитале праздник возле елки, журналисты назвали это «вопиющим фактом». Император Николай II назвал традицию «вражеской» и отменил ее. Она возобновилась после Октябрьской революции, так как вождь пролетариата Владимир Ленин очень любил новогодний праздник возле елки. Тогда же произошла очередная смена летоисчисления. Юлианский календарь заместился григорианским, по которому большинство европейских стран жили уже давно. Папа Римский Григорий XIII утвердил его в 1582 году. В конце января 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет, который гласил: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.». Так празднование Нового года сместилось на 13 дней и стало опережать Рождество. Позже многие соратники Ленина пытались объявить новогоднюю елку «буржуазным предрассудком», но тщетно. В опале дерево оказалось лишь после смерти Ильича, когда стало ассоциироваться прежде всего с Рождеством. В газетах появились карикатуры, на которых священник с елкой в руках бежал за детьми. Рисунок нередко сопровождало четверостишье:

Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!

В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать рождественское дерево антисоветским, а через год по указу Сталина в стране с новой силой развернулась антирелигиозная кампания…
Реабилитация новогодней красавицы началась с небольшой заметки в «Правде» от 28 декабря 1935 года. Речь шла о том, чтобы к Новому году установить елку для детей. Инициатива принадлежала второму секретарю ЦК компартии Украины Постышеву. Неожиданно для всех Сталин согласился. Тем не менее многие советские граждане 1936 год встретили без праздничного дерева, восприняв публикацию как провокацию. Лишь через год огни на елках стали зажигаться по всей стране, в том числе в колонном зале Дома союзов. Тогда же появился Дед Мороз в исполнении известного конферансье Михаила Гаркави и состоялся дебют «Советского шампанского». В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок.

Уборка снега перед Новым годом Уборка снега перед Новым годом

Мордовия
До Саранска игристый напиток не дошел даже к концу 1937-го, но это не помешало местным жителям весело и шумно отметить наступление очередного Нового года. К празднику они готовились тщательно, штурмуя магазины. «В Саранске широко развертывается предновогодняя торговля, — писала «Красная Мордовия» в номере от 30 декабря. — Магазины ежедневно посещают тысячи человек — как жители города, так и колхозники из районов республики. Особенно много посетителей бывает в магазинах, торгующих елочными украшениями и игрушками, готовым платьем. Универмаг № 1 на ул. Ленина (сейчас улица Льва Толстого — «С») ежедневно продает верхней одежды на 15—20 тысяч рублей». Горожане и сельчане обновляли гардероб, видимо, готовясь к праздникам у елки, которые в 1937-м стали проводить в детских садах и школах, колхозах и организациях. Та же «Красная Мордовия» сообщала: «В Ардатовской средней школе ребята впервые решили устроить маскарад, в котором была показана дружная жизнь наших национальностей… Ряженые плясали вокруг нарядной елки и пели песни на разных языках». Или: «Весело встретили железнодорожники Рузаевского отделения Новый год. Только один линейный комитет профсоюза отпустил для дошкольников 6 тысяч рублей на устройство новогодних елок. Елки были проведены на 30 станциях и разъездах».
На Советской площади впервые хвойную красавицу установили в канун 1939 года. Ни Дед Мороз, ни Снегурочка возле нее замечены не были. «На верхушке елки, высотой 7 метров, устанавливается большая пятиконечная звезда, которая будет освещена электрическими лампочками, — писали в газете. — На площади играет духовой оркестр и баян. Для детей, которые будут принимать участие на елке, в школе № 6 и в стройтресте оборудуются комнаты, куда они будут ходить греться…» Продолжилась ли начатая традиция в 1940-е — неизвестно. Основной тематикой газет стала борьба с фашизмом. Говорить о празднике у елки во время войны, видимо, считали неуместным. Да и после Победы более важными считались вопросы зимовки скота и починки тракторов. Фото елки на Советской площади вновь появилось на страницах газеты лишь в 1950 году, причем без комментариев. В 1960-е рядом с новогодней красавицей начали ставить расписанные домики из фанеры. В те времена через главную площадь Саранска курсировали автобусы и машины, поэтому на время праздника приходилось перекрывать движение. По той же причине елка стояла недолго — не больше двух недель. Ее устанавливали возле здания горсовета, где сегодня располагается фонтан. «Саранск тогда украшали очень скромно, — вспоминает краевед Сергей Бахмустов. — Гирлянды развешивали кое-где. Елка стояла только в центре города, поэтому к ней съезжались жители всех спальных районов. Площадь освещали огромные прожекторы, закрепленные на крышах трех машин. Почти у подножия елки начиналась большая ледяная горка, по которой детвора катилась до самого парка. Сейчас на спуске ступени, а тогда их не было. Веселились все от души! Народ умел радоваться. Это теперь люди какие-то сумрачные. Вроде бы танцуют, а взгляд отсутствующий».

Предновогодняя столица Мордовии Предновогодняя столица Мордовии

1 января 1971 года в Саранске случилось настоящее ЧП — в 6.00 упала главная городская елка. Тогда ее впервые поставили на новом месте, переместив ближе к зданию современного Госсобрания. «На моей памяти это был единственный Новый год, когда шел дождь, — продолжает Бахмустов. — Возможно, это стало причиной падения елки, ветви которой покрылись льдом. Помню, как народ кинулся топтать рассыпавшиеся новогодние игрушки. Жуткое дело. Пьяные, наверное, были. Позже ходили слухи, что какие-то иностранные радиостанции передавали о случившемся в Саранске. Было это или нет, сейчас уже никто не скажет…»
Не успела утихнуть молва, как 31 декабря того же года ЧП повторилось. «Я только начал работать заместителем председателя саранского горисполкома, — вспоминал много лет спустя пенсионер Юрий Попков. — Меня назначали председателем городской комиссии по проведению новогодних мероприятий. Привезли длинную елку с большими разлапистыми ветками. А ствол тонко обрубили и воткнули в трубу на Советской площади. Открыли торжества, я ушел домой, а за два часа до боя курантов звонят: елка упала! Прибегаю, ах ты — лежит красавица! Ветер сильный, парусность большая, и ствол подломился на уровне асфальта. И никак нельзя вытащить ни остатки дерева, ни саму трубу. Хотели пробурить рядом в асфальте другую дыру и туда вставить. Ну, хоть что-то было бы! Нашли установку, а люди уже загуляли… Никак не могли их уговорить — кто уже пьян был, кто что. И вот все члены бюро горкома и обкома ходили вокруг сломанной елки, топали ногами от холода и переживали: «Как же быть?» А народ шел и удивлялся: «Елка же была!» Большая часть игрушек разбилась, остальные стали растаскивать. Я плакал, ругал себя…» Упавшую елку выбросили под старый мост имени 1812 года. Ветки обрубили коммунальщики, ствол унесли на дрова местные жители, а остатки покрыл снег. Весной их унесло половодье…
На следующий год под руководством Попкова был разработан проект механизма, который не только крепко удерживал елку, но и вращал вокруг оси. Тогда же на заводе «Электровыпрямитель» придумали прибор «Аист» для освещения новогодней елки, он пускал пробегающие огни. Через несколько лет украшенные елки появились во всех районах города. С тех пор каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года в Саранске не происходило.

340x240_mvno_stolica-s-noresize