Культура

«Что помогает творить?! Страсть…»

Hafiz-BikbaevХудожник Хафиз Бикбаев – о себе, учениках и спасении души.

Персональная выставка 55-летнего художника Хафиза Бикбаева откроется 13 февраля в Музее мордовской народной культуры. Мастер, отдавший больше 30 лет педагогической работе, посвящает ее своим ученикам. Натюрмортами с пионами или сиренью можно любоваться бесконечно, живописец интуитивно чувствует в цветах их космическую природу. Своими нежными хрупкими лепестками они делают мир чуть добрее… Также зрители увидят около 90 лучших пейзажей и этюдов, созданных художником за последние 15 лет. О своем призвании Хафиз Бикбаев рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

— Я много лет работаю с детьми и молодежью, в этом году выпускаю свой третий курс в Саранском художественном училище, — рассказывает Хафиз Ибятуллович. — Будущая выставка — небольшой подарок для моих воспитанников. Очень хотелось сделать ребятам приятный сюрприз! Все работы создают праздничное весеннее настроение. В последние годы я отхожу от станковой живописи в некоторое мелкотемье… И все-таки это именно то, чем я хочу заниматься. Много рисую цветы. Думаю, каждый хотел бы увидеть такую вещичку в своем доме.

«С»: Откуда ваше особое отношение к сирени?

— Я люблю ее с детства. Вообще цветы — это космос! Совсем непросто передать их живое движение. Некоторые художники стараются выписать каждый лепесточек, другие создают их четырьмя мазками. И цветок живет! Сегодня в интерьерах жилья такие работы больше востребованы, и понятно почему. Мы живем в достаточно суровом климате. Во время долгой зимы нам не хватает солнца. Под натиском информационных технологий мы постепенно теряем трепетное ощущение жизни. Хорошая картина способна оживить пространство дома. Чем интеллигентнее общество, тем больше оно охотится за такими вещами. До 2000 года работы мордовских живописцев покупали музеи, сегодня такого нет. Все мы с любовью и огромным трудом создаем сюжетные картины, заранее зная, что покупатель на них вряд ли найдется.

«С»: К сожалению, в Музее мордовской народной культуры нет возможности выставить больше работ — недостаточно места…

— Для саранских художников это большая проблема. У нас нет просторного выставочного зала для отчетных, персональных и юбилейных выставок. В зале временных экспозиций Музея им. Эрьзи можно разместить не более 30—40 работ. На улице Советской был хороший выставочный зал. К сожалению, пока не закончится строительство Музейно-архивного комплекса, это помещение отдано под хранилище картин.

«С»: Двухлетняя реконструкция Музея им. Эрьзи как-то сказалась на учебном процессе?

— Конечно. Два года мои ученики не видели картин Сычкова, Попкова… Ведь, если что-то не получается, мы сразу обращаемся к творчеству великих мастеров, бежим в музей! Слава Богу, сейчас он работает. Также мы с учениками постоянно выбираемся на природу писать этюды. Как в XIX веке обуваем валенки и отправляемся куда-нибудь к черту на куличики с ночевкой, кострами… Мои московские друзья-художники в это не верят. Прошлым летом впервые выезжали на пленэр в село Кочелаево на родину Федота Сычкова. Жили в спортзале… Это ни с чем не сравнимое удовольствие — ходить тропинками выдающегося живописца с альбомом его работ, пытаться понять, с какой точки нарисована та или иная картина… Нам удалось ощутить дух талантливого земляка! К сожалению, в этом благоговейном месте нет никакой инфраструктуры, кроме дома-музея с его прекрасным директором Любовью Медвежонковой. Кстати, глава Ковылкинского района Виктор Ташкин искренне готов помочь в раскрутке Сычков-бренда. Увы, пока наследию художника не уделяется должного внимания в Мордовии. Несколько лет назад в Москве состоялась большая выставка его работ. Пришли толпы народа, зрители плакали у картин… 14 марта мы будем отмечать 145-летие Сычкова. Этюды ребят, написанные на его родине, будут представлены на выставке в Музее им. Эрьзи, приуроченной этому событию.

«С»: Как вы стали художником?

— Не стал им до сих пор! Художник должен жить исключительно творчеством, а я еще зарабатываю! (Смеется — «С».) Я родился в татарском селе Инятки на границе Ромодановского и Лямбирского районов. Помню, мальчишкой бегал босиком по улице. Подошла цыганка, навязалась погадать по руке и сказала: «Ты всю жизнь будешь писать и чертить!» Во втором классе я экспромтом нарисовал мелом на доске какой-то рисунок. Одноклассники замерли — всем очень понравилось! В 1969 году наша семья переехала в Саранск, отец купил большой дом возле Центрального рынка. В 1971 году я поступил в художественную школу и попал к изумительным людям. Встретил Любовь Шанину-Трембачевскую, это добрейший человек, потрясающий профессионал. Считаю ее самой талантливой художницей Мордовии. Помню, прямо на глазах нарисует хлеб — и он дышит… Еще был замечательный мастер Евгений Ноздрин… Душой от таких людей никуда не вырвешься! Вообще у меня нюх на сильные личности. Возле них меняешься сам. По рекомендации Ноздрина я поступил в Казанское художественное училище. И здесь повезло, я общался с народным художником России Ильдаром Зариповым. Его работы находятся в коллекциях Русского музея и Третьяковской галереи! В мастерской художника всегда кипела бурная творческая жизнь. Этот состоятельный человек был на удивление щедр, отрыт миру, очень любил молодежь. Когда я ушел в армию, связь с учителем не прервалась, Зарипов всегда отвечал на мои письма. Наверное, чувствовал ответственность за меня, как и за всех, кого взял под свое крыло…

«С»: Что считаете главным для начинающего художника?

— Богемная жизнь тут ни при чем. Надо пахать и строить жизнь так, чтобы не сойти с орбиты, быть аккуратным в творческой самореализации. Часто молодежь, не имея постоянных заработков, начинает нервничать, работать на потребу публике и теряет веру в себя. Вот что самое сложное! Прежде всего творчество должно быть главной духовной потребностью человека. Когда ты готов жить без всякого комфорта, на куске хлеба. Возможно, рядом находится жена, которая не признает твоих ценностей. Ей хочется материальных благ… Приходится балансировать в этом пространстве! Что помогает творить?! Страсть. Художник Михаил Шемякин правильно говорит: когда люди начинают заниматься искусством, то наивно полагают, что будут жить красиво и богато. Ничего подобного! Абстракционисты, реалисты, импрессионисты — все создают культурное пространство и имеют право на существование. Хорошие поэты и художники не умирают. Своими творениями они говорят с потомками через столетья.

«С»: Как вам работается с детьми в художественной школе?

— Тяжело. Могу покричать иногда… Нужно постоянно искать диалог, не ограничиваться педагогикой. Мало у нас учителей-психологов, которые формируют личность. С детьми нужно говорить о жизни, формировать в них любящих людей. На занятиях мы обсуждаем разные проблемы, семейные ценности, учимся действовать в экстремальных ситуациях. Нужно не только рисовать куб или шар, но стараться завлечь душу ребенка, чем-то удивлять. Прежде всего надо самому быть интересным человеком. Современные дети очень тяжелые. Постоянно заняты телефонами, гаджетами… Какое там рисование! Но если не работать с ними, мы получим поколение без всяких основ и выродимся как народ. Надо прежде всего воспитывать родителей. Это сложный длительный процесс. Мы еще не встали на ноги, а искусство — это удел состоятельного общества. Сегодня каждому человеку надо спасать свою душу — самообразовываться, читать русскую литературу, пытаться понять, что происходит в мире.

«С»: О чем сегодня мечтаете?

— Меньше преподавать и больше заниматься живописью. Честно говоря, хочу быть рыночным художником, продавать свои картины. В то же время никогда не променяю любимое дело на материальные ценности, чтобы сытно жить до глубокой старости. Жизнь была бы скучной, блеклой и трагичной без работы.

Хафиз Ибятуллович Бикбаев
Родился в селе Инятки Лямбирского района в 1959 году.
Выпускник Саранской детской художественной школы. В 1979 году окончил Казанское художественное училище. С 1984 года работает педагогом в саранской детской художественной школе № 2. С 2004 года преподает живопись и композицию в Саранском художественном училище.
Член Союза художников России. Заслуженный работник культуры Мордовии.
Работы Хафиза Бикбаева находятся в собрании Музея им. Эрьзи, а также в частных коллекциях во Франции, Финляндии, Турции и России. С 1980 года постоянный участник республиканских и зональных выставок.
Работает в жанрах пейзаж, натюрморт и станковая живопись. Женат. Воспитал двух сыновей.

340x240_mvno_stolica-s-noresize