Культура

Режиссер Алексей Федорченко: «А разве об Эрьзе до сих пор ничего не сняли?! Этот человек – настоящая легенда!»

Алексей Федорченко готов взяться за фильм о Степане Эрьзе, если на то найдутся деньги…

В отечественный прокат вышел фильм режиссера Алексея Федорченко «Ангелы революции», рассказывающий о молодых авангардистах 1930-х годов, которые отправились в Сибирь с просветительской миссией. Прототипом одного из героев стал Степан Эрьзя. По словам автора, он много читал о знаменитом скульпторе, но ни разу не был в Мордовии. Режиссер мечтает посетить Музей им. Эрьзи, чтобы воочию увидеть его работы. «Он — настоящая легенда своего времени», — признался Алексей Федорченко ТАТЬЯНЕ НОВИКОВОЙ.

«С»: Алексей, почему вы решили снять исторический фильм об эпохе, которую сейчас принято ругать?
— Это было непонятное, сумбурное и удивительное время. А самое главное — совершенно непонятно, кто тогда являлся ангелом, а кто — демоном. Я не поклонник кинематографа 1920—1930-х годов, но в процессе работы, конечно, посмотрел фильмы тех лет… Честно говоря, мне неинтересны современные темы. Вокруг так много страшной реальности, хочется от нее спрятаться, создавая какие-то параллельные миры. Хватит того, что о сегодняшнем времени постоянно рассказывают по телевизору, между прочим, сильно искажая информацию… Я называю свои картины документальными сказками, где есть реальные судьбы. Моя следующая работа тоже будет на историческую тему. Действие картины происходит на Украине в 1942 году. Подробности раскрывать не стану, иначе будет неинтересно.
«С»: Откуда появилась идея сделать прототипом одного из героев «Ангелов революции» мордовского скульптора Степана Эрьзю?
— О вашем знаменитом земляке я читал в Интернете, а сам в Мордовии никогда не был. Придумывая истории своих героев, я просмотрел около 400 биографий художников-авангардистов. Судьба Степана Эрьзи не оставила меня равнодушным. Большую роль также сыграло то, что в Екатеринбурге, где я долгое время жил, когда-то стоял памятник «Освобожденный пролетариат», созданный этим скульптором. В народе его называли «Ванька Голый». Потом памятник куда-то убрали, и его дальнейшая судьба неизвестна. В моей картине тоже есть такая история, это очень сильный момент.


«С»: У вас есть желание приехать в Мордовию, чтобы лучше познакомиться с творчеством великого скульптора?
— Было бы здорово показать саранским зрителям «Ангелов революции». И, конечно, очень хочется увидеть работы Эрьзи воочию. Так что приглашайте! Первым делом отправлюсь в музей. Слышал, что его недавно реконструировали. Обязательно приобрету книгу Кузьмы Абрамова о знаменитом мастере.
«С»: Кто знает, может, после визита в Саранск у вас возникнет желание снять фильм о великом скульпторе?
— А разве до сих пор не сняли?! Этот человек — настоящая легенда. Думаю, хорошая идея — показать его судьбу. Получается, я в какой-то степени стал первооткрывателем. Если речь идет об интересном человеке, то почему бы не рассказать о нем с экрана? Конечно, снимать фильмы о достойных людях нужно, но в наше время все упирается в деньги. Кино — занятие очень дорогое, поэтому одного моего желания мало. Возможно, я пессимист, но предполагаю, что «Ангелы революции» не окупятся. Хотя говорить об этом рано, ведь прокат только начался.
«С»: Ваш фильм очень тепло принимают за рубежом. На Римском международном кинофестивале он получил премию «Марк Аврелий».
— Очень надеюсь, это из-за того, что люди, устав от халтуры, хотят смотреть НАСТОЯЩЕЕ кино. И мы даем им такую возможность. Я сейчас нахожусь в Варшаве, представляю картину польским зрителям. Принимают с удовольствием, говорят, что история захватывающая… Если честно, сам я в кино хожу редко — примерно два раза в месяц. Сначала узнаю, кто режиссер, о чем фильм, отслеживаю его фестивальную судьбу.

В «Ангелах революции» отчасти прослеживается судьба скульптора из Мордовии

«С»: Многие россияне отдают предпочтение голливудской продукции, считая, что у нас разучились снимать хорошее кино.
— Каждый выбирает то, что ему нравится. Считаю, что нам бесполезно тягаться с Голливудом, потому что это бизнес мирового масштаба. А у нас свой путь, по которому необходимо четко следовать. Главное, чтобы работа была качественной. В прокате появляются хорошие фильмы, но никто на них не ходит, так как большинство людей предпочитает какую-нибудь жвачку. Хочется пожелать российским зрителям больше любознательности и никогда не сдаваться! Если человек предпочитает сиквелы, значит, он сдается и просто берет то, что предлагают. А если идет на авторское кино, значит, уже начинает работать головой. Никому не советую смотреть пошлые фильмы.
«С»: Актриса Дарья Екамасова, которая играет в вашем фильме Полину Революцию, говорит, что имеет мордовские корни…
— Это так. Правда, родом она не из Мордовии. Мокша — это ведь одна из ваших национальностей? Еще я слышал о шокше. Мне нравится изучать культурные и языковые особенности российских регионов. Мордовия в этом плане очень интересна. Тем более у вас столько достойных земляков. Есть кем гордиться!

Личное дело

Алексей Станиславович Федорченко родился в 1966 году в городе Соль-Илецке
Оренбургской области.
В 1988-м окончил инженерно-экономический
факультет Уральского политехнического института. До 1990 года работал инженером-экономистом оборонного НПО «Автоматика», затем — экономистом, заместителем директора, продюсером, режиссером Свердловской киностудии.
В 2000 году окончил сценарный факультет ВГИКа. С 2005 года — продюсер и режиссер кинокомпании «29 февраля».
Снял фильмы «Железная дорога», «Овсянки», «Хроноглаз», «Ангелы революции».
Член Европейской киноакадемии.

340x240_mvno_stolica-s-noresize