Культура

«Играй, чтобы нравилось самому!»

Aleksandr-Kurin

Музыкант Александр Курин — о себе, вере и создании фестиваля «Вейсэ джаз».

Александр Курин играл «другую» музыку практически с детства, еще не подозревая, что это джаз. Талантливый мальчишка из поселка Яваса тогда постигал сложные гармонии интуитивно… В начале 2000-х годов благодаря энтузиазму музыканта в Саранске зародился международный фестиваль «Вейсэ джаз». За 13 лет его существования местные меломаны насладились игрой настоящих звезд — Георгия Гараняна, Даниила Крамера, Николая Левиновского, Игоря Бутмана и многих других. В октябре на очередном фестивале джазовый оркестр «Биг-бенд «Саранск»» под управлением Александра Курина отметит 10-летие творческой деятельности. О профессии, истиной вере и многом другом маэстро рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

С детства Александра Курина привлекало все необычное и сверхъестественное. Отсюда его давняя любовь к научной фантастике, и не только. Известного джазмена всегда удивляют и вдохновляют три вещи: нестандартное решение сложной математической задачи, музыкальная импровизация и вдохновенная молитва. Во всем этом есть невероятная красота и гармония…

События своей жизни музыкант тоже считает невероятными — уж слишком много в ней почти мистических совпадений. Саша родился в Явасе. Отец, местный врач, обладал чистым баритоном и необыкновенным тембром голоса. Дедушка играл на многих музыкальных инструментах. Мать работала в отделе кадров управления ЖК-385 и неплохо пела. «Вкус к правильной хорошей музыке мне привили родители, — рассказывает Александр. — Мама происходит из донских казаков, поэтому всегда мечтала видеть меня военным. Позже пыталась подговорить педагогов музыкального училища, чтобы поставили мне двойку на экзаменах и отчислили!»

Его путь в большой джаз начался… с детского сада: «Я помню первое чувство несправедливости, — продолжает музыкант. — На утренниках воспитатели мне поручали танцевать, а петь — никогда. Но я понимал, что могу это делать не хуже других». Внутренний протест подвиг мальчишку записаться в музыкальную школу. Ее тогда возглавлял настоящий энтузиаст своего дела Григорий Червонов. Однажды Саша пролез через забор детсада и направился в музыкальную школу, расположенную неподалеку в здании барачного типа. Для родителей поступок сына стал полной неожиданностью!

Во время учебы мальчик стал писать собственные сочинения для фортепиано. Первое произведение было посвящено сбору грибов в любимом лесу. «В советские годы в доме практически никогда не выключали радио, — вспоминает музыкант. — В 10-летнем возрасте я стал замечать: иногда из приемника звучит пьеса, которая в корне отличалась от эстрады и классики». Много позже выяснилось, это был «Регтайм» Скотта Джоплина… Школьник не знал слова «джаз», но полюбил эту музыку. Однажды он решил воспроизвести запавшие в душу мелодии на фортепиано, но не смог отыскать нужные клавиши… Позже педагог Жанна Жигулина пояснила: «Саша, знаешь, куда тебя занесло? Музыка, которая тебя нравится, называется джаз и блюз». Это было откровение свыше! Мальчик принял решение заниматься этим направлением. В 13 лет сыграл на отчетном концерте свою первую джазовую композицию «Чарльстон» Виктора Зельченко. Публика была в восторге!

В 14 лет Александр Курин поступил на теоретическое отделение Саранского музыкального училища, затем перевелся на отделение духовых инструментов. Полученные знания тут же применял в своих импровизациях и сочинениях. Юноше посчастливилось встретить замечательных педагогов — Альвину Генералову, Нину Ситникову, Лидию Стенишину… В училище он впервые услышал вживую саксофон, на котором играл начинающий импровизатор Сергей Изосимов. Они составили дуэт и в начале 1990-х годов устраивали для друзей творческие вечера в учебных кабинетах или прямо в фойе училища, пользуясь благосклонностью ночного сторожа. Педагоги иногда наказывали за «андеграунд и бардак», но чаще закрывали глаза на происходящее. Творческая жизнь накануне крушения страны била ключом.

«Наиграешься блюзов, и на душе становится легче, — вспоминает музыкант. — Не зря существует гипотеза, что афроамериканцы сумели выжить в эпоху рабства благодаря этому искусству. Уверен, джаз — это по-настоящему антистрессовая музыка. Об этом я подробно писал в одной из курсовых работ. После хорошей игры серая действительность будто озаряется золотистой пыльцой… Становилось тепло и спокойно, как будто попал в духовный мир и вокруг процветает добро. На лице появляется счастливая детская улыбка… Такие же озарения бывают после вдохновенных молитв. Музыка и вера — очень близкие понятия. Музыка — сильнейшее универсальное духовное оружие, которое действует одинаково на всех людей. Сегодня для меня музицирование и молитва — тождественные понятия. Но это непросто понять неверующему человеку…»

На госэкзамен Курин пришел в рваных джинсах, шлепках на босу ногу и небрежно заправленной рубашке с закатанными рукавами… Но за великолепную игру на тромбоне педагоги ему простили все! В 1991 году юноша поступил в Казанскую консерваторию и крестился в протестантской церкви.

«Здесь я обрел то, чего искал всю жизнь, — рассказывает музыкант. — До этого практиковал учение Порфирия Иванова, читал «Агни-йогу» и книги Блаватской, изучал ислам и буддизм. В церкви сразу попал на музыкальное служение. Пастор сказал, что я должен отказаться от джаза, поскольку одержим им как страстью. Меня ломало пару недель, но в итоге решил смириться и отказаться от своей музыки. Понял, что в жизни есть что-то более высокое и ценное, чем джаз. Правда! Как только я объявил свое решение в церкви, ощутил свободу и легкость. Будто не было предыдущего пути…» За два года Курин написал много произведений на библейские темы.

Он вернулся к джазу позже, когда правильно расставил для себя приоритеты: «Сейчас я спокойно играю любую музыку и не испытываю от нее зависимости. Вопрос в другом… В Саранске есть неплохие классические музыканты, исполнители рока, артисты фольклорных жанров… Но нет тех, кто по-настоящему владеет джазовым искусством. Поэтому здесь я на своем месте, не более того. Для меня джаз пуст без веры, но моя вера и вышла из этой музыки. Уверен, Бог ведет человека от рождения. От Него я принял знания, умения, способности, а также чувство свинга, джаза. Но человек должен быть хозяином своих привязанностей, уметь отказаться от всего во имя высшего».

В 1996 году трио Александра Курина, Константина Левина и Сергея Изосимова впервые выступило на джазовом фестивале в Саратове. Публика с восторгом приняла авторскую композицию саранского музыканта «Теперь я уверен», в которой он описал свой духовный поиск. Она и сейчас звучит в репертуаре «Биг-бенда «Саранск».

По словам Курина, фестиваль «Вейсэ джаз» зародился так… В 2001 году его квинтет «Ковчег Мейнстрим» играл в ресторане «Восьмое чудо света». Однажды там обедала свита Президента Путина, который прибыл в Саранск. Московские гости были приятно удивлены игрой местных музыкантов. После этого Правительство Мордовии оказало поддержку при организации большого джазового концерта. Впоследствии он преобразовался в международный фестиваль.

В 2004 году в Саранск приехал легендарный саксофонист Георгий Гаранян, с которым у Курина сложились дружеские отношения. Но выступление маэстро прошло без аншлага. Многие просто не поверили, что приехал музыкант мирового уровня. Однако это было только начало. Георгий Гаранян так оценил творчество своего саранского коллеги: «Александр Курин гораздо выше многих талантливых джазовых пианистов, поскольку является истинным деятелем. Он не только играет на сцене и пишет музыку, а собирает народ, что очень важно!»

«На концертах я понял одно: играй, чтобы нравилось самому, — рассказывает Александр Курин. — Если это по-настоящему интересно, внутренне наполнено, то и другим понравится. Так возникает сильное влияние музыки на других людей. Слушатели ощущают благоговейное оцепенение, словно их накрывает невидимый купол. Если это не мистика, то что-то очень похожее на нее! Могу сравнить это с действенной молитвой, когда ощущается незримое присутствие Бога… Для меня самый главный критерий — мнение человека на уровне «нравится — не нравится». Точка зрения профессионалов мало интересует — да, они видят ошибки, которых у нас предостаточно… Но загадочная аура покрывает все! Музыка для того и существует! Если ты создаешь людям настроение, считай, достиг своей цели. Просто надо честно делать свое дело!»

340x240_mvno_stolica-s-noresize