Культура

Актер Всеволод Шиловский: ««РАССТРЕЛЯЛ БЫ ГАЙ ГЕРМАНИКУ ЗА ЕЕ «ШКОЛУ»! ПОВЕРЬТЕ, У МЕНЯ БЫ НЕ ДРОГНУЛА РУКА»

 Петр Тодоровский назвал его своим талисманом, который приносит успех фильмам. В этом году Всеволоду Шиловскому исполнилось 75 лет, но он еще полон сил и готов работать для зрителя. Известный актер и режиссер всегда был сторонником настоящего искусства и учил этому своих «анчуток», как ласково называет своих студентов. В этом году он дважды приезжал в Саранск. Во время очередного визита мастер ответил на вопросы ТАТЬЯНЫ НОВИКОВОЙ.

«С»: Всеволод Николаевич, что вы чувствуете, когда смотрите современные фильмы?
— Это настоящий маразм! Наши экраны на 80 процентов заполонили американские фильмы, которые стремятся донести до всего мира идею, что русские идиоты и кретины. По сюжету, западные супермены героически расправляются с нашими соотечественниками. Такой вот замечательный финал… О какой идеологии здесь может быть речь? Американцы всегда завидовали советскому прокату, потому что даже самый плохой фильм окупался за три дня. Сейчас, к сожалению, все по-другому…
«С»: Получается, подрастающему поколению очень не повезло?
— Наша молодежь вообще никогда и ни в чем не виновата. Дети рождаются чистыми, а потом их воспитание берет на себя государство… Посмотрите, какие для них снимают фильмы! Расстрелял бы Гай Германику за ее «Школу»! Поверьте, у меня бы не дрогнула рука. Как она может так показывать детей? Все дело в полном отсутствии нравственности. Если со сцены слышен мат, за это получают «золотые маски». А за чудовищно развратные спектакли дают премию Станиславского. Спрашивается, кто же сидит в жюри? Поэтому я воспитываю своих анчуток, как нас в свое время воспитывали педагоги Школы-студии МХАТ. Главные составляющие — вкус, интеллект, знание музыки, живописи, литературы. Очень важно хорошо знать основы искусства. Я обязательно показываю им наши старые фильмы. Если не интересно — могут быть свободны. Это лучшие актерские и режиссерские работы, настоящий профессионализм, которому стоит поучиться. Если ты не знаешь своего прошлого, уже никогда не сможешь двигаться вперед.
«С»: Но сейчас многие ругают советское прошлое…
— Я не делаю этого, потому что видел тогда много хорошего. У меня сохранились замечательные детские воспоминания. В городском доме пионеров работало столько кружков и секций! Я тогда был худеньким и слабым, старался больше заниматься спортом: плаванием, коньками, борьбой… Со мной занимались прекрасные тренеры. И, конечно же, я любил посещать курсы музыки и живописи. Согласен: как в любом времени, тогда тоже были отрицательные моменты. Но я о них не знал. Что говорить, когда весь наш класс — 42 человека — получил высшее образование! И это ребята из рабочих районов! Сейчас главную роль играют деньги.


«С»: Как вы пережили развал Советского Союза?
— У меня это событие ассоциируется с разделом МХАТа — моей художественной родины. Ее тогда просто уничтожили… На маленькие кусочки раскололась империя, которую боялся и уважал весь мир. Но к чему это привело?! Если бы в какой-нибудь республике стали жить лучше, я бы сказал «браво». Этого не произошло по простой причине, что власть захватили первые секретари, которые когда-то подчинялись Москве. Но это борьба высших эшелонов власти, в которую лучше не вмешиваться…
«С»: Согласны ли вы, что сейчас происходит так называемое огламуривание России?
— Если это делается специально, то речь идет об уничтожение нации. За такое нужно сажать и даже расстреливать. Результат губительно сказывается на генофонде. Но, думаю, это делается не специально, а из-за некомпетентности руководства страны.
«С»: Говорят, что вы не любите делиться своими планами.
— Потому что считаю себя суеверным. Два моих проекта уже несколько лет лежат на полках. Поэтому ничего говорить пока не буду. Подождем, когда загорится экранчик (смеется — «С»). Сейчас на канале «Культура» идет мой сериал про незаслуженно забытых стариков-мхатовцев. Это были выдающиеся артисты, настоящие герои своего времени! Не ожидал, что моя работа получит такой замечательный отклик у зрителей. Приходят письма из разных уголков России и СНГ.
«С»: Как вы перенесли смерть Петра Тодоровского, с которым были друзьями?
— Он называл меня талисманом. По его словам, я приносил успех его картинам. Все знают и любят «Интердевочку», «Военно-полевой роман» и «Любимую женщину механика Гаврилова». В памяти картина: избушка, снег, Петр играет на гитаре и говорит: «Я встречал на своем пути много выдающихся актеров и режиссеров, но больше всех мне понравился Шиловский». Этот мастер очень много для меня значил — он давал мне диапазон… Когда за короткую жизнь ты переживаешь десятки судеб, это — счастье. Поэтому я счастливый человек. Вокруг творится что-то непонятное, но у тебя сохраняется свой потенциал, есть ниша для воспитания следующего поколения.
«С»: Почему вы часто отказываетесь от съемок?
— Сейчас делается так называемое «продюсерское кино». Это когда дяденьки назначают на роль. Меня в этом случае спасает авторитет. Когда мне предлагают роль, я говорю, что вижу совсем другое. А если не получится, как они хотят, то виноватым сделают Шиловского. Он понимают, поэтому расстаемся по-доброму.
«С»: Скажите откровенно, у вас были служебные романы?
— Мне хватает внеслужебных. Я никогда не хотел быть зависимым. Обожаю состояние влюбленности, мне нравятся умные, красивы женщины, но только НЕ НА РАБОТЕ! А то получится какая-нибудь бестактность, и тогда все пропало. С моим испорченным характером я могу и выгнать к чертовой матери.
«С»: Многие актеры стараются пробиться в политику, чего не скажешь о вас…
— Актеры должны доказывать свою состоятельность творчеством, но ни в коем случае не лезть в такое нечистоплотное дело, как политика. Не понимаю, когда восхваляют вождей. Лично я могу с уважением относиться к тому же Путину, но издавать восхищенные возгласы на каждом шагу — просто неприлично! Если один артист стал президентом, а другой губернатором — это все! Актеры — уникальные индивидуальности. Попробуй забалуйся на политической арене…
«С»: Но вспомните Михаила Евдокимова…
— Это его большая ошибка! У него был особый творческий дар, но, чтобы перевернуть систему, нужен другой талант. Политика — это сотни тысяч компромиссов и определенные отношения. Это тебе не роль сыграть. Я в свое время играл Наполеона и Горбачева, но одно дело — кино, а другое — реальная жизнь.

Личное дело

Всеволод Николаевич Шиловский родился в Москве в 1938 году.
В 1961 году окончил Школу-студию МХАТ. До 1987 года работал в этом театре актером и режиссером. В 1972 году дебютировал в качестве режиссера на Центральном телевидении, поставив сериалы «День за днем» и «В одном микрорайоне». Сыграл в более чем пятидесяти фильмах: «Наш дом», «Судьба», «Валентина», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Никколо Паганини», «Влюблен по собственному желанию», «Торпедоносцы», «Военно-полевой роман», «Интердевочка» и др.
Режиссер картин «Линия смерти», «Кодекс бесчестия», «Миллион в брачной корзине», «Блуждающие звезды», «Приговор», «Люди и тени» и др. Народный артист РСФСР (1986). Награжден орденом Дружбы (1997).

340x240_mvno_stolica-s-noresize