Культура

Где в культуре начинается демократия, там заканчивается качество

Dirizher-Sergej-KissДирижер Сергей Кисс — о профессии, выживании в мире музыки и личном.

Говорят, дирижерская палочка — это продолжение человеческой руки и судьбы настоящего профессионала. Четыре года оркестром Музыкального театра им. Яушева руководит лауреат международных конкурсов Сергей Кисс. Талантливый дирижер, организатор и участник масштабных проектов 11 января отметит 40-летие. На фестивале классической музыки «Декабрьские дивертисменты», который пройдет в Саранске 5–6 декабря, состоится совместное выступление известного пианиста Айка Григоряна с оркестром под управлением Сергея Кисса. О тернистом пути в профессию, о времени и о себе он побеседовал с ТАТЬЯНОЙ МИХАЙЛОВОЙ.

Путь

Сергей Кисс родился на Украине. Его дед как ветеран войны получил земельный участок на окраине Днепропетровска, где построил дом. Музыка постоянно звучала в семье — мама и бабушка любили как народные песни, так и популярные классические арии из опер и оперетт. Прадед по материнской линии, расстрелянный в годы репрессий, был неплохим скрипачом. Тем не менее профессионально музыкой в семье никто не занимался. В доме стояло немецкое пианино. С четырех лет к нему стал проявлять интерес маленький Сережа, чем обрек себя на отсутствие детства! В музыкальной школе мальчик не отличался усидчивостью. Все конкурсные программы репетировал за день-два до выступления, но занимал призовые места.

«Детская лень обусловлена тем, что ребенок не всегда понимает, как правильно работать, что и зачем делать. Это большой пробел в музыкальной педагогике, — считает Кисс. — Только став взрослым, я столкнулся с хорошей образовательной методикой…»

После окончания ДМШ Сергей поступил в Днепропетровское музыкальное училище по специальности «теория музыки». «Я быстро понял, что в этом не могу себя полностью реализовать, — рассказывает дирижер. — Понимал, что педагогика и теория музыки станут для меня каторгой… Но однажды меня впечатлил концерт симфонической музыки по телевизору. Я понял, что хочу быть дирижером, и со второго курса стал совмещать теорию музыки с дирижированием. Тем не менее долго не приходило «доскональное» понимание того, что скрыто в профессии… Были постоянные сомнения о соответствии себя и выбранного пути. Я не из тех людей, которые уверенно идут вперед, не понимая сути вещей. Кроме того, уже с 13 лет я чувствовал ответственность перед своей будущей семьей. Это качество привили родители. Уже в подростковом возрасте понимал: от выбора профессии зависит благосостояние близких. Поэтому в 1990-е годы, когда рухнула вся система страны и особенно сфера культуры, выбранная стезя внушала опасения. Окончил училище с двумя красными дипломами. Родители настаивали на дальнейшем обучении в Харькове, поближе к дому, но я решил поступать в Московскую консерваторию на дирижера хора. Решил: не получится — поменяю профессию. Поступил самостоятельно, без блата, чему сам не поверил! Уж слишком много ходило баек, что это невозможно! Через два года после окончания учебы, уже работая в театре, снова поступил в консерваторию на специальность дирижера симфонического оркестра… В продвижении по своей профессии я часто преодолевал большие сложности, а хотелось бы идти по жизни легче, искрометнее, реализовывать себя без затрат на необходимость пробиваться!»

Как творческая личность Сергей Кисс стремился развивать разные грани музыкального таланта. Во время учебы в консерватории параллельно получил образование пианиста в училище им. Прокофьева. Получил премию на международном конкурсе, готовился принять участие в конкурсе в Мюнхене. «К сожалению, планы не осуществились — я переиграл руки, — вспоминает музыкант. — Как это случилось? Трудно было в годы перемен… В голову приходили самые невероятные сценарии зарабатывания на жизнь. Некоторые однокурсники доходили до отчаяния. Слава Богу, какой-то внутренний стержень помог мне сохранить лицо, хотя иногда не на что было купить хлеба, проехать на метро. В этот момент предложили работать грузчиком и платили за это очень хорошо. Однажды сильно простудился, но, несмотря на высокую температуру, днем играл на инструменте, а ночью разгружал фуры с фруктами… Последовало долгое лечение. В итоге с фортепиано пришлось расстаться навсегда..» Тем не менее Сергей Кисс позже освоил еще одну специальность — настройщика музыкальных инструментов. Успевал заниматься у педагога по вокалу.

В 2007 году после нескольких лет работы в известных московских театрах Кисс уехал в Сыктывкар. Работал дирижером театра оперы и балета, а также камерного оркестра училища. «Я покинул Москву, чтобы не довольствоваться крохами, а полностью состояться в профессии, наработать свой репертуар», — поясняет Сергей. В 2010 году, достигнув определенного уровня в профессии, принял приглашение переехать в Саранск.

«Честно говоря, меня привлекло новое здание Музыкального театра им. Яушева, возможность наладить работу практически с нуля! — говорит дирижер. — В нашем деле один минус — недостаточное финансирование. Если варишься в собственном соку, еле сводя концы с концами, как ни старайся — быстро достигаешь потолка. Нет движения вверх — начинается застой. Это простой житейский закон… Высококлассные специалисты всегда стоят денег. Одеть и обуть труппу — тоже затраты. Сегодня профессия музыканта не престижна, поэтому хороших специалистов очень мало и за них начинают «драться» работодатели, предлагая им лучшие условия. Падает общий уровень культуры. Люди выбирают более денежные профессии. Оперное и балетное искусство изначально образовалось как очень дорогая, но чрезвычайно необходимая игрушка. Вся культура в целом существует для духовного развития общества. Как можно измерить материальную прибыль от этого? На первый взгляд, никак. А дальше никто не смотрит… Духовно развитый человек — это плюс для страны. Духовность, высокая культура — это основа патриотизма, который создает стабильность в обществе…»

Качества

«В нашей профессии не обойтись без коллектива, — продолжает Кисс. — Дирижеров сейчас предостаточно, а коллективов больше не становится… Раньше нашему ремеслу учили только в нескольких заведениях, в год выпускали одного-двух специалистов. Во главу угла ставилось качество, а сейчас все по-другому… Руками умеет махать каждый, другое дело — что из этого получится? Дирижер вряд ли состоится без лидерских качеств. Во мне они уживаются с чертами утописта-романтика, что не всегда благо!

Если говорить о демократичности или, наоборот, о жестком администрировании… Как сказал известный западный эксперт, где в культуре начинается демократия, там заканчивается качество. Без четкой вертикали власти нельзя. Да еще и менталитет русского человека не отличается пунктуальностью и ответственностью. Но, честно говоря, ненавижу, когда мне приходится применять строгость… Это выматывает. И без того приходится тратить много сил и эмоций. Кажется, что дирижерский пульт — это место величия, а на самом деле — большая ответственность и тяжелый крест. Дирижер должен обладать огромной внутренней силой и даже экстрасенсорикой. Это зависит от работы мозга. Надо хорошо высыпаться, экономить силы… К сожалению, именно отдохнуть никогда не получается!

Меня подпитывает увлечение фотографией, походы в лес за грибами. Когда есть время, с удовольствием готовлю что-нибудь вкусненькое. Правда, в последнее время меня кормят… пароварка и другие девайсы! Семьей пока не обзавелся. Я требовательный человек с традиционными понятиями о семейной жизни — и в то же время не прагматик! Нужно испытывать сильные чувства к женщине, как стимул в семейной жизни. Приходить домой и сосуществовать с человеком, который тебе не интересен, — слишком мучительно. Хотя можно много фантазировать о душевных и прочих качествах будущей избранницы… до тех пор, пока внутри что-то не загорится! Потом будет все равно! (Смеется — «С».) Я стараюсь сохранить голову на плечах, но, как показывает практика, это очень сложно!»

340x240_mvno_stolica-s-noresize