Культура

Когда герой Караченцова появился в фильме, зрители плакали

Belye-Rosy.-VozvrashhenieРежиссер комедии «Белые Росы. Возвращение» Александра Бутор — о продолжении популярного советского фильма.

Продолжение знаменитой советской комедии «Белые Росы» выходит в декабре на российские экраны. Режиссер картины Александра Бутор надеется, что ее дебютная работа оставит след в сердцах зрителей. В Белоруссии фильм стал бесспорным лидером кинопроката. В сиквеле «Белых Рос» снялись известные белорусские и российские актеры, а также легенды советского кино Юозас Будрайтис и Николай Караченцов. Для последнего появление на съемочной площадке стало настоящим подарком судьбы… О своей первой работе в кино Александра Бутор рассказала ТАТЬЯНЕ НОВИКОВОЙ.

«С»: Как возникла идея снять продолжение всенародно любимой комедии?

— Я как раз окончила Академию искусств, когда мне поступило предложение от киностудии «Беларусьфильм». Сценарист комедии «Белые Росы» Алексей Дударев в 2005 году написал повесть, где рассказывается продолжение полюбившейся зрителям истории. А вот съемки фильма по ряду причин как-то не складывались… Так получилось, что я оказалась в нужном месте в нужное время. Видимо, эта работа меня ждала, ведь я обожаю фильм с детства! (Улыбается — «С».) До этого снимала только телепроекты. Моя первая специальность — режиссер телевидения, а вторая — режиссер художественных фильмов. Так состоялось мое боевое крещение как кинорежиссера. Пока готовилась премьера новых «Белых Рос», я сняла второй фильм «Сладкое прощание Веры». Это психологическая история о любви и одиночестве. И снова на экране мой любимый актерский дуэт — Юозас Будрайтис и Павел Харланчук. В картине «Белые Росы. Возвращение» эти двое были просто великолепны!

«С»: К сожалению, в фильме «Белые Росы. Возвращение» мы увидим лишь немногих полюбившихся актеров…

— Время летит быстро, прошло уже 30 лет! Не спорю, зрители ждут встречи со своими кумирами, но не всегда бывает так, как мы хотим. Многим артистам не позволяет сниматься преклонный возраст и пошатнувшееся здо­ровье… Так что это не совсем хорошая идея. Честно говоря, я не в восторге от современных продолжений советских фильмов. Мне не хочется, чтобы зрители, наблюдая за игрой актеров, считали морщины у мужчин и прикидывали, сколько же пластических операций сделали женщины. Пусть лучше следят за развитием сюжета! Поэтому мы сделали фильм не об АКТЕРАХ, а о ПЕРСОНАЖАХ. От первого фильма там осталась лишь теплая атмосфера. Это уже совсем другая история, где главные герои — дети и внуки полюбившихся персонажей.

«С»: Те, кого не позвали сниматься, не обиделись?

— Не думаю. Просто история некоторых героев закончилась уже в первом фильме. Например, персонаж Станислава Садальского Мишка Кисель уехал добывать алмазы и исчез, а герой Михаила Кокшенова — средний брат Александр — счастливо женился. Пошли дети, внуки и все хорошо, рассказывать дальше уже не интересно. Другое дело — герои, в судьбах которых осталось не­определенности. Семья Васьки и Маруси стала родной для Андрея, потому что у него не было своей. И зрителям интересно увидеть, как они будут решать свои проблемы, которые на протяжении фильма нарастают как снежный ком… Жаль, что Галина Польских, игравшая в первом фильме Марусю, отказалась сниматься в нашем фильме. У них был такой замечательный дуэт с Николаем Караченцовым! Вновь встретиться на съемочной площадке помешали многочисленные съемки в сериалах.

«С»: Расскажите, как сложатся судьбы героев фильма?

— Сюжет картины закручивается вокруг Кобры — жены старшего брата Андрея, которую снова играет Ирина Егорова. Это, кстати, ее первая серьезная роль после долгого перерыва. В последнее время она очень мало снималась, в основном работала ведущей концертов… Семья Андрея распадается, жена ушла к богатому немцу и прожила с ним без любви 30 лет. После смерти второго мужа она продолжает его дело — строит огромный туристический комплекс на месте белорусской деревни, где до сих пор живет Андрей Ходос. Отныне главная цель женщины — выселить бывшего мужа из родных мест. Чтобы добиться своего, она делает все возможное и невозможное. Ей помогает парочка предприимчивых ребят, девиз которых по жизни: «Хочу все и сразу»… В итоге непримиримая вражда заканчивается семейной идиллией. Героиня понимает, что Андрей — ее судьба, и они воссоединяются. Отсюда вторая часть названия фильма, ведь речь идет о возвращении любви и утраченных семейных ценностей.

«С»: Юозас Будрайтис и Геннадий Гарбук — абсолютно разные по типажу актеры, но играют одного персонажа.

— Так оно и есть. Геннадий Гарбук очень хотел сниматься в продолжении, но не прошел пробы. И это понятно, ему уже 80 лет! К тому же серьезные проблемы со здоровьем… Для этой роли нужен мужественный, красивый, полный сил актер — столп мудрости, каким был исполнитель роли Федоса Ходоса Всеволод Санаев. Надо, чтобы через этот образ зритель почувствовал тему возвращения к своим корням и настоящим жизненным ценностям. Мне очень хотелось бы, чтобы Андрей Ходос тоже к этому вернулся, потому что в первом фильме он интересовался только деньгами и разделом имущества. А еще был подкаблучником у жены. В продолжение «Белых Рос» он изменился, это уже совсем другой человек. Пережив страдания, плен городской суеты и потерю любви, он пришел к человеческой мудрости. На эту роль, как никто другой, подходил именно Юозас Будрайтис. Увидев его на экране, зрители сразу понимают, ради чего Кобра отказывается от своих миллионов.

«С»: Как вы решились пригласить на роль Николая Караченцова, который перестал сниматься после тяжелой травмы?

— Эта роль стала моим подарком любимому артисту. Он мне всегда безумно нравился в образе весельчака Василия — беззаботного младшего сына Федоса Ходоса. Прекрасно понимаю, в какой ситуации оказался Николай Петрович — 10 лет быть пленником собственного тела! Все эти годы он так мечтал сниматься! Мы специально для него написали трогательный момент встречи с женой… Несмотря на то что Николай Петрович играет только в небольшом эпизоде, герои фильма постоянно ощущают его присутствие. Маруся ждет пропавшего мужа из Москвы, куда он уехал на заработки еще в 1990-е годы, и постоянно говорит о его возвращении. Когда герой Караченцова наконец появился в фильме, зрители плакали. Он так замечательно справился со своей ролью! Если честно, я даже не предполагала, насколько для него это будет важно. Человек, который много лет жил своей профессией, был вынужден от нее отказаться. Для него это стало настоящей трагедией! И вот он вновь оказался на съемочной площадке, на него направлена камера, вокруг бегают костюмеры и гримеры, свет и хлопушка… Он сидит в кадре и плачет, а вместе с ним все вокруг. Меня многие отговаривали: «Как же так? В его положении будет сложно преодолеть такое огромное расстояние и тем более работать на съемочной площадке». Но он смог, нашел в себе силы. Я в нем никогда не сомневалась! Они с женой летели в Минск на крыльях счастья. А потом состоялась долгожданная премьера в кинотеатре «Октябрь». Пришли 1280 человек! Когда увидели в зале Караченцова, долго аплодировали стоя. Для всех нас это тоже был большой праздник. Думаю, слово «возвращение» в названии фильма в данном случае означает возвращение Караченцова на экран.

«С»: Многие считают, что снимать продолжение старых фильмов — плохая идея, потому что российский кинематограф недотягивает до уровня советского…

— Совершенно с этим не согласна. Не буду ничего говорить про другие фильмы, но нашу картину зрители встретили очень тепло. На фестивале «Московская премьера» каждый эпизод сопровождался несмолкаемыми аплодисментами. Увидев сюжет с «полетом аиста», люди просто не могли сдержать слез. После показа многие зрители подходили к актрисе Ирине Егоровой и говорили: «Оказывается, у вас в Беларуси еще есть добро!» Представляю, как все устали от жестокости, которая сейчас заполняет наши экраны. Людям хочется нежности, тепла и доброты, чтобы во время просмотра отдохнуть душой, как было со знаменитым фильмом «Белые Росы». И так происходит сейчас, когда зрители смотрят продолжение

340x240_mvno_stolica-s-noresize