Культура

Актриса кукольного театра в Мордовии Галина Максутова: «Сегодняшние родители сами воспитывались в лихие 90-е. Это особое сложное поколение, выросшее на рекламе»

Галина Максутова в каждую роль вкладывает частицу души...

Галина Максутова в каждую роль вкладывает частицу души…

«Я не фотогенична, куклу Фису снимайте!» — скромничает Галина Максутова, показывая колоритного персонажа из сказки «Аленький цветочек». Актрисе Государственного кукольного театра подвластны любые роли. Каждая является творческой удачей, будь то любопытный Слоненок в спектакле «Сто тысяч почему» или мордовская девушка Мазыйка из «Медведя-жениха». На таких скромных, талантливых и трудоспособных артистах держится репертуар. О начале нового театрального сезона, пути в профессию и «новогодних скафандрах» Галина Максутова рассказала ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

 

Очередной сезон в Государственном кукольном театре РМ открывается в октябре новым спектаклем для самых маленьких зрителей «Серебряный колокольчик, или Сами с усами…», который поставила Лариса Сидорина. Галина Максутова в премьере не занята, но работы ей хватает. Ежедневно труппа выезжает в районы республики со спектаклем «Кот в сапогах», где Галина играет Зайца. Эта сказка была поставлена 9 лет назад в стиле бродячего театра и всегда пользуется успехом у детей.

«Я никогда не думала, что буду работать в кукольном театре», — признается артистка. Галина родилась в селе Русское Баймаково Рузаевского района. Мама работала художественным руководителем в клубе, репетировала с ансамблем, в котором пела и танцевала дочка. До 6 лет Галина играла исключительно с машинками, как мальчишка, а потом до 15 лет заигралась в куклы. «Моими любимыми сказками были «Белоснежка», «Беляночка и Розочка», — вспоминает актриса. — Позже зачитывалась повестью Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»… В то время я мечтала связать свою жизнь со сценой или медициной».

В 1995 году девушка случайно наткнулась на объявление в газете, что театр «Крошка» приглашает на прослушивание. Галина попросила совета мамы, та пошутила: «А что, попробуй! Чем черт не шутит!» Кандидатку сразу приняли во вспомогательный состав. Первым учителем по кукловождению была Галина Якушина, затем наставницей стала Лилия Шахова. Постепенно Галина освоила различные техники — трость, перчатку, планшет… Первой ролью начинающей актрисы стал котенок Фантик в спектакле «Маленький Змей Горыныч». Работая над образом, она сильно волновалась, закатывала истерики режиссеру и даже собиралась уволиться, но в итоге дебют удался!

В Государственный кукольный театр Галина Максутова перешла 13 лет назад и с тех пор плотно занята в репертуаре. Она безупречно чувствует своего героя, обладает характерным сильным голосом, уверенно играет в живом плане. Ей удаются любые роли — как лирические, так и драматические. Слоненок в «Сто тысяч почему», Бориска в «Журавлиной дороге» и многие другие.

«Трудно выделить какую-то работу. В каждую роль вкладываю частицу души, и образ тоже остается во мне навсегда!» — улыбается Галина. Состоявшаяся актриса ни разу не пожалела, что пришла в замечательную труппу. К своим героям она относится с большим трепетом. «Перед началом спектакля я целую куклу в нос! — смеется Галина. — Бывает, на репетициях что-то не получается. Тогда поговорю с куклой как с другом, поглажу по голове… И потихонечку налаживается контакт!»

С годами работать с тростевой куклой становится все труднее. Затекают шея, руки, начинает болеть спина. Хондроз — профессиональная болезнь практически всех кукловодов. Зато Галине не страшны лишние килограммы, спектакли сжигают лишние калории. Особенно это проявляется в новогодние праздники, когда труппа дает по 3—4 костюмированных представления в день. «У меня есть три новогодних «скафандра»! — смеется Галина. — Это меховой костюм тигра с варежками и огромной маской. Второй — пушистый костюм дракона с накладным поролоновым животиком. А еще теплая одежка для роли обезьянки! Так что за две недели работы в таких «скафандрах» вряд ли поправишься!»

«Современные дети заставляют нас усиленно работать над собой, — продолжает Галина Максутова. — Требуется много сил и фантазии, чтобы тронуть их сердца, отвлечь от компьютера. На стационарной сцене мы используем всевозможные спецэффекты, придумываем оригинальные световые и звуковые приемы. На выездах работать гораздо сложнее… Приводить детей в театр должны мамы и папы, эта ответственность лежит на них. Сегодняшние родители сами воспитывались в лихие 1990-е. Это особое сложное поколение, которое выросло на рекламе, поэтому каждому новому спектаклю требуется хорошая раскрутка. Обычно родители приводят детей на классические сказки «Кот в сапогах», «Аленький цветочек». А ведь есть столько замечательных пьес, названия которых многим ни о чем не говорит… Например, у нас есть прекрасный спектакль «Волшебный фонарик». В нем Светлячок дарит всем добро, ничего не требуя взамен. Сейчас, увы, это большая редкость… Или вспомним нашу старейшую постановку «Мапа». Там у щенка потрясающе лирический монолог на фоне проникновенной музыки… У меня самой за ширмой текут слезы! Такой спектакль никого не оставит равнодушным, растопит самое ледяное сердце…»

340x240_mvno_stolica-s-noresize