Культура

Писатель из Саранска Стас Нестерюк: «Мои мысли глубже, чем у Пелевина»

 

Писатель Стас Нестерюк продолжает работу над новой книгой, куда войдут воспоминания о молодости. Его первый сборник рассказов был издан в 2013 году в типографии «Рузаевский печатник». К 48 годам литератор приобрел известность лишь в Мордовии, но продолжает надеяться на более широкое признание. О том, как совмещаются повседневность и творчество, он поведал АННЕ ОПРАВХАТ.

 

«Мемуары, которые я сейчас пишу, рассказывают о лучшем времени в моей жизни, — говорит Нестерюк, — о годах учебы в Литературном институте им. Горького, куда я поступил в 34-летнем возрасте». В этом вузе молодой писатель окунулся в атмосферу творчества и нашел настоящих друзей. Окончив учебу, начал организовывать литературные вечера в Саранске. В 2008 году стал лауреатом республиканской премии «Рождественская звезда». Через 5 лет издал в Рузаевке свой первый и пока единственный сборник рассказов «Примета». «Можно сказать, эта книга вышла по недоразумению, — смеется Нестерюк. — Хотя я считаю, что пишу лучше многих именитых авторов. Например, таких как Виктор Пелевин, который учился в том же институте. Мои мысли глубже, чем у него…»

Сочинительством наш собеседник начал заниматься, будучи второклассником. Лепил из пластилина человечков, придумывал им роли, а потом все это описывал на бумаге. Уже тогда эти творческие попытки казались Стасу достойными внимания. В школе писатель читать не любил, получал по литературе тройки, зато русский язык знал на отлично. После армии вновь взялся за перо, но эти произведения показались ему неудачными. «Я тогда надолго забросил сочинительство, — рассказывает Нестерюк. — Но потом в один прекрасный момент наткнулся на книгу местного поэта, чьи стихи меня, мягко говоря, не впечатлили. Я понял, что могу писать гораздо лучше, и вернулся к литературе…»

Нестерюк работал токарем на Саранском заводе автосамосвалов и сочинял рассказы, хотя это не приносило никакой выгоды. «Я никогда не стремился заработать на литературе, мне просто интересен сам творческий процесс, но хочу, чтобы через тысячу лет каждый школьник отличал Нестерюка от Коперника. До сих пор работаю токарем, но перо бросить не могу и, кстати, подхожу к написанию произведений ответственно. Мне важно, чтобы после прочтения моих произведений люди начали задавать себе разные вопросы, задумались о жизни…»

Взяться за перо Стаса Нестерюка подтолкнула не очень понравившаяся ему книга местного поэта Взяться за перо Стаса Нестерюка подтолкнула не очень понравившаяся ему книга местного поэта

Нестерюк пишет в направлении реализма. Многие рассказы созданы на основе событий, случившихся с ним или с кем-то из знакомых. Однажды писатель побывал на похоронах молодого парня, чья мать просто обезумела от горя. Во время поминок она ругалась, не разрешая гостям пить спиртное и улыбаться. Находясь под впечатлением от увиденного, Нестерюк написал рассказ «Сказка о памяти и забвении». Он описал царицу, потерявшую сына в сражении и запретившую своему народу всякого рода веселье…

Кстати, настоящее имя писателя — Степан, но мама сначала назвала его Станиславом. Вот он решил потом взять себе такое литературное имя. «С моим появлением на свет история достаточно запутанная, — рассказывает писатель. — Предки по материнской линии жили в Саранске. Родного отца я не знаю. Когда был грудным ребенком, мы уехали в Новороссийск, где мама вышла замуж. Ее супруг усыновил меня, дал свое отчество и фамилию…» В 4-летнем возрасте мальчик начал тяжело болеть, и они вернулись в Саранск, так как здешний климат был для него более благоприятным. С мужем мать развелась, и Стас его больше никогда не видел…

Сам писатель женат в четвертый раз, но своих детей у него нет. С последней супругой Еленой прожил четыре года. «Я человек увлекающийся противоположным полом, но женам изменять не привык, — улыбается Стас. — Елена была моей школьной любовью. Мы встретились вновь, когда я бурно разводился с предыдущей избранницей. Мне показалось, что это судьба. Венчаться с Еленой не собираюсь, так как некрещеный и христианство мне не очень импонирует…»

Как полагает Нестерюк, любая религия ставит рамки, а литература должна быть свободной. Тем не менее у него сложилось свое мировоззрение, картину которого он увидел однажды, находясь в больнице. «Я исписал целую тетрадь, пытаясь отобразить это видение, — рассказывает Стас. — Мир предстал мне единой вселенской душой, а все люди — ее частями… Я не боюсь смерти и надеюсь, что мне хватит мужества не держаться за жизнь, когда она станет не нужна никому…»

340x240_mvno_stolica-s-noresize