Культура

Приговор — «50 оттенков свободы»!

kandyshev@stolica-s.su

Кинокритик Николай Кандышев о «конце целой истории»

Последняя часть одной из самых унылых и откровенных кинотрилогий XXI столетия подарила двойной хэппи-энд. Для поклонников истории — завершение действа свадьбой и воцарившейся семейной идиллией. Хулители же наверняка порадуются очередной «Золотой малине» и новым мемам о несчастных молодых парнях, которых жестокие девушки арканом притащили на сеанс. Этот текст дань сострадания обоим половинам наполненного кинозала.

Пропустив первые две картины, и честно отсидев третью, приходишь к мысли — «50 оттенков» не так страшны, как те малюют. Это совершенно органичный продукт в контексте своего меню и ресторана. Со свежими ингредиентами, щадящим время-приготовлением и элегантной сервировкой. Негативный сарафан не должен вводить в заблуждение, касательно ожиданий от завершающей и (это факт!) одной из самых успешных трилогий XXI века. Надо отдать должное людям приложившим руку и плетку к кружевному полотну. Говорить: плохое кино или тем более неудачное несправедливо. То, что гормональные изливания некой канадской домохозяйки Э. Л. Джеймс выстрелили, стоит списать на фортуну и запросы современной аудитории. У первой картины была выгодная стартовая площадка. Позиционировавшая себя как садо-мазо драма, она оказалась в разы преснее и серее возлагавшихся надежд. Судя по всему, ближе к занавесу продюсерский цех и вовсе решил не возмущать общественность, а завершить историю скромно и без лишней боли. К сожалению, к увиденному нельзя применить казалось бы очевидный жанр эротики или постмодернистской сказки а’ля «Красотка». Но картина состоятельна как «мыльная опера», которая в виду эволюции сериального жанра практически ушла с телевидения. Теперь там заправляют монструозные HBO, Netflix и FX, предоставляя содержательный и колоритный контент, всерьез заявивший о телевидении, как художественной мастерской, а не просто свалке отходов. Отсюда соблюденные каноны: натянутая интрига, заезженные сюжетные повороты, ламинированная игра актеров. Нам в итоге досталось нечто сродни «Голодным играм» и «Сумеркам» в эротическом фильтре.

Разумеется, после просмотра есть соблазн… обрушиться анафемой на режиссера «50 оттенков свободы» Джеймса Фоули, снявшего и вторую часть эротриптиха, за анабиоз твоих эмоций. Но один из постановщиков «Ганнибала» и «Карточного домика», сменив в режиссерском кресле автора первых «50 оттенков» Сэм Тейлор Джонсон («Стать Джоном Ленноном») тупо и очень профессионально выполнил поставленную перед ним задачу — четко и увлекательно перенести на большой экран эромелодраму. Потому что для романтической новеллы здесь все атрофировано и глянцевато. Такое кино подойдет для убийства времени в период ожидания очереди в парикмахерской. Но пока эту функцию выполняют журналы Cosmopolitan и Glamour. Смена постановщика явно на сухой интонации фильма. Ни в коем случае, не нужно плеваться заученными у кинокритиков клише про проштампованный сценарий, или примитивных актеров. Такую ошибку уже допускали с сумеречными героями Кристиан Стюарт и Робертом Паттинсоном. Прошла толика времени, оба они покоряют Канны и Венецию, снимаясь у признанных мастеров арт-хауса Дэвида Кроненберга и Оливье Ассайаса. А Стюарт так и вовсе скоро представит публике свою дебютную режиссерскую работу. Джейми Дорнан и Дакота Джонсон, неплохо заработав и обзаведясь внушительной армией поклонников, вероятно искупят проклятие четы Греев.

Пожалуй, главный порок этой заезженной пластинки в фоновом воспевании недостижимого и мнимого «полубожка Сейшел и восьмого айфона с золотым теснением»… Эротрилогия – панагерик современному обществу потребления. По ходу просмотра ловишь себя на мысли, что тебе подсовывают мнимые координаты под видом нити Ариадны. Когда на самом деле это широта и долгота Бермудского треугольника. Но даже здесь авторы «50 оттенков» повинны, но не виновны. Картина всего лишь на всего модель мира, а ни в коем случае не пропаганда идеалов. Осознавая это, пока твое эстетическое и этическое «Я» находится в спящем режиме, обостряется научное любопытство. В голове роятся мысли: «красная комната» — отличное подспорье для будущих мистеров и миссис Греев, надо быть открытым в отношениях, ханжество – бич… Можно провести параллель с популярностью в среде гиков условных «Звездных войн» или «Мстителей», которые руководствуются ими по принципу религиозного учения. Почему же тогда хипстершы не могут использовать «50 оттенков свободы» как селфи-трость? На самом деле невероятно, когда столь молодое искусство способно удовлетворить без наручников столь разношерстную аудиторию. Правда и сила кино тоже пугает.

Стоит заметить, что «50 оттенков свободы» на самом деле безобидны и словно декоративные собаки заслуживают только жалости. Также как и суррогатные братья братьев наших меньших они ряжены и убоги. Стоит помнить, что перед нами периферия кино как искусства, но его центр, как отражение современного мира. Обе стороны одной медали. Принимая эти координаты, никакого отвращения произведение вызывать не в состоянии. Как и любую другую сильную эмоцию. Увиденное сродни популярному Пауэло Коэльо, милое, но не криминальное чтиво.


«50 оттенков свободы» (18+)
Режиссер Джеймс Фоули
В ролях: Дакота Джонсон, Джейми Дорнан, Эрик Джонсон и Рита Ора.
Бюджет 55 млн. $
Сборы: первая часть трилогии заработала 570 млн $, а вторая – 378 млн. $.
Оценка 2 из 5

P.S. Автор благодарит за организованный просмотр кинотеатр «Мадагаскар».

Новости партнеров