Культура

«Движение вверх» обошел «Аватар»  и стал самым кассовым фильмом в истории российского проката

Спортивная драма, вышедшая в прокат 28 декабря, на сегодняшний день собрала 2, 373 млрд. рублей. Картина Антона Мегердичева превзошла результат фантастической ленты Джеймса Кэмерона в 2,323 млрд. рублей и вышла на первое место по сборам в истории российского проката. До сей поры ни одна отечественная картина не преодолевала двухмиллиардного рубежа.

Такой беспрецедентный успех объясняется рядом факторов. Прежде всего, эта работа отличного качества с крепкой режиссурой, великолепным монтажом.  Рассказывает картина про выигрыш сборной СССР по баскетболу на роковой мюнхенской Олимпиаде 1972 года, где тогда впервые за 36 лет была повержена доселе непобедимая команда США. В основу сценария легла биография одного из героев того матча – форварда Сергея Белова. Консультировали создателей участники игры – Иван Едешко (автор паса на Александра Белова) и Алжан Жармухамедов.

Ко всему прочему лента стоит на плечах другого спортивного хита 2013 года «Легенды №17» Николая Лебедева. Оба фильма созданы студией Никиты Михалкова «Тритэ».  И в первом, и во втором случае зрителей возвращают к славным страницам советской истории, что вызывает и ностальгию, и искреннее восхищение о безвозвратно ушедшей эпохе. «В течение двадцати лет после развала СССР выросло целое поколение на отрицании своего прошлого,  – отметил в интервью «С» Антон Мегердичев. — В этот момент появляется фильм «Легенда № 17». Он показывает героя того времени, в этом его феномен. Дело даже не в спорте. Люди стали вспоминать, что было светлое во всем этом мраке, о котором нам так долго рассказывали. Сейчас героическая тема является коммерчески успешной с точки зрения продюсеров». «Движение вверх» все же картина не про баскетбол, — подтверждает его слова продюсер фильма Леонид Верещагин. — Спорт здесь выступает системой координат, в которой развиваются понятные каждому зрителю человеческие истории. Мы старались рассказать их увлекательно и с подлинным чувством».

Таким образом, вокруг ленты образовался отличный сарафан. Восторженные отзывы и овации зрителей (фильм стоит на 51-ом месте в Топ-250 «Кинопоиска»), положительные рецензии критиков привлекали все большее количество аудитории. С момента начала проката лента практически не демонстрировала отрицательной динамики, превзойдя рекорд все того же «Аватара» по сборам за четвертый уикенд — 345,1 млн. рублей против  336,8 млн. Конечно существенную роль сыграло и то, что релиз пришелся на время новогодних каникул.

«Я считаю, вообще это в некотором роде самый удачный, даже образцовый отечественный кинопродукт, — прокомментировал успех «Движение вверх» министр культуры Владимир Мединский. — Он закольцовывает многолетние творческие искания нашего кинематографа: возвращается к якобы утраченным ценностям и смыслам великой школы советского кино и воспроизводит их в современном формате. Показательна фигура главного киногероя. Это ведь не тренер, не персонально кто-то из баскетболистов и тем более не руководящие работники. Нет, главный герой фильма — команда. Сборная СССР. Коллектив».

Антон Мегердичев, до этого поработавший в самых разных жанрах — от комедии («Елки 3») до фильма-катастрофа («Метро»), собрал для своего шедевра внушительный актерский состав. Роли в картине исполнили такие именитые артисты: Владимир Машков («Вор», «Ликвидация»), Марат Башаров («72 метра», «Свадьба»), Сергей Гармаш («Ворошиловский стрелок», «Двенадцать»), Андрей Смоляков («Палач», «Паук», «Штрафбат»). Отлично проявили себя и молодые актеры: Иван Колесников («Анна Каренина»), Кирилл Зайцев («Гоголь. Начало»), Джеймс Тратас («Сибирское воспитание»). Известный по ролям в культовых фильмах («Охотник на оленей», «Волосы») Джон Сэвэдж сыграл главного тренера сборной США Генри Айба.  Опыт работы с американским актером получился весьма удачным отметил автор ленты. «С ним работать было очень легко. – отметил Мегердичев. — Он предлагал разные варианты. Мне приходилось лишь выбирать и чуть-чуть корректировать. Я ему говорю: «Играй, как будто ты главный герой. Не надо никаких карикатур, как в пропагандистских фильмах, гипербол, смешинок и так далее. Будто ты выиграл! Ты играешь свою правду». Ему мысль понравилась. Мы почувствовали взаимную симпатию. Он стал работать по-настоящему — на разрыв аорты. И Сэвиджа даже не дублировали, его речь переводится субтитрами».

Ажиотаж к фильму подогрел и скандал. Многие очевидцы указывали на неточности между показанными на экране истории и реальными событиями. Кроме того перед выходом ленты несколько вдов легендарных баскетболистов подали в суд на ее создателей. «Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово, – рассказала тогда СМИ Евгения Кондрашина. – Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью – победа в Мюнхене. Все остальное – не то». «Сейчас идет такая массированная реклама этого фильма, — добавила вдова Александра Белова Александра Овчинникова. — Вчера только по «России 24» видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше».

Покорится ли фильму планка в 3 млрд. сказать трудно. Уже понятно, что сногсшибательный успех баскетбольного блокбастера стал одним из главных кинособытий начавшегося года. Сможет ли в ближайшее время российская киноиндустрия предложит нечто настолько же удачное спрогнозировать сложно. Вполне возможно кассовый успех «Движения вверх» — индикатор выздоровления отечественного кинематографа. Другие российские фильмы должны подхватить эстафетную палочку и продолжить движение вверх.

«Кассовые сборы зависят не только от качества самой ленты, — считает режиссер. — Есть еще много факторов, причем не только рекламы и продвижения, а настроений в обществе, погоды — да чего хотите. Без ложной скромности скажу: когда я посмотрел матч, то почувствовал, что у меня получится сделать так, чтобы у людей перехватило дыхание. Я понимал, что такого рода события настолько захватывают, бьют по основополагающим человеческим эмоциям, что эта история рассчитана на широкую публику. Я подумал тогда, что, если мне удастся процентов на 30—40 реализовать то, что у меня в голове, это будет бомба. Конечно, тогда не думал о сборах. Но знал, что это будет ярко. Не ярко бы не мог это сделать».

Новости партнеров