Культура

Натурализованный «Снеговик»

kandyshev@stolica-s.su

О долгожданной и разочаровывающей экранизации мирового бестселлера.

Как запороть потенциальный хит? Отдать его на растерзании студийным акулам. Тогда какие не были бы опытные мастера, качественные исходные данные и удобная площадка старта, мы получим продукт сомнительного качества. К сожалению, новая работа именитого режиссера Томаса Альфредсона («Шпион, выйди вон!») «Снеговик» вместо потенциального хита стала очередной неудачной экранизацией. Язык литературы и кинематографа различны и не каждому удается перевести первый на второй. Особенно если речь идет об очень (ну очень!) популярной книге. То есть, когда пахнет большим кушем. Серия детективных приключений сыщика Харри Холе норвежского писателя Ю Несбе — именно из этого ряда. «Снеговик» вероятно по задумке продюсеров картины должен был стать первой ласточкой. После которой на нас налетела бы «стая» пострашнее хичкоковских «Птиц». Но, угрозу подстрелили на взлете. Точнее те самые пресловутые акулы ножниц подрезали крылья своему же птенцу, не позволив набрать нужную высоту и избежать роковой пули.

Все должно быть подчиненно причинно-следственной связи, нанизанной на сюжет. Если «Шпион, выйди вон!» был крепкой пусть и скучной драмой о шпионских интригах, с поставленной детективной линией. То новая работа Альфредсона не выдерживает четкого жанра. Мы видим немного детектива, немного триллера, чуть-чуть психологии. Все это сопровождается нарочитой и бессмысленной «кровавой баней». Вы либо улыбнетесь, либо закроете глаза в этот момент глаза. Чего разумеется быть не должно.

Особенно комично в этой связи наблюдать за героями, которых поместили в это неровное пространство-время, из-за чего они то и дело спотыкаются. Главный протагонист неотесан и груб, чтобы собственно претендовать на это звание. Следовало бы удосужиться объяснить его уникальность (все-таки целая серия книг-бестселлеров) не только прямым в лоб комплиментом стажера, в исполнении замечательной Ребекки Фергюсон («Живое»). Поэтому к огромнейшему сожалению всегда выразительный и яркий Майкл Фассбендер смотрится очень блекло в смирительной рубашке недомолвок и сюжетных пробелов, только добавляя своим неподкрепленным авторитетом дискомфорт от просмотра. А муза Ларса фон Триера Шарлотта Генсбур («Нимфоманка») и оскароносный Дж. К. Симмонс («Одержимость», «После прочтения сжечь») невольно ему в этом подыгрывают. Чтобы стать больше, чем просто эффектным коллажем из очень привлекательных, но разрозненных элементов картине следовало бы сделать упор на содержании. Одного звездного актерского состава, играющего роль наемников, безусловно мало. Поэтому на фоне натурализованного «Снеговика» недавний «Восточный экспресс» выглядит в разы искреннее и привлекательнее, даже не смотря на всю консервативность и известную заранее развязку. Потому что поднимает глубокий морально-нравственный аспект, будоражащий еще Достоевского, абсолютности принципа «преступлении-наказание». А попытка «Снеговика» поднять серьезные проблемы отцов и детей, кризиса семьи как института по воспитанию членов общества и собственно деградации этого самого общества проносятся сквозняком. Тем более, что темы эти избиты в постмодернистских произведениях, к которым безусловно относится и современные скандинавские детективы. Пресловутая «Девушка с татуировкой дракона», в своих двух экранных жизнях, вполне подробно на них останавливается. Пожалуй, «Снеговик» ближе по духу именно к фильму 2011 года Дэвида Финчера и к недавней «Девушке в поезде» Тейта Тейлора, которые также изрядно набили голливудской начинкой.

Словно скользя по льду и обозначая визуальные координаты, авторы «Снеговика» не удосуживаются углубиться в проблематику времени и места-действия описанных событий. Поэтому кроме живописных, но отрывистых от сюжета восхитительных видов Норвегии, так до конца и не понимаешь главного: Почему именно распрекрасная «страна фьордов» и родина Альфреда Нобеля явила нам такого смертоносного злодея? Одной травмы, полученной в детстве, для столь амбициозного проекта недостаточно, чтобы появился очередной безумец, с персональным судом Линча. Конечно, те же братья Коэн в депрессивном «Старикам тут не место» не удосуживаются показать нам детские годы Антона Чегура и его роковое знакомство с жестокостью мира. Упомянутый уже Дэвид Финчер в крепко сбитых «Семь» и «Зодиаке» аналогично опускает этот момент. Авторы ставят нас перед фактом, и мы особенно этому не сопротивляемся. Потому что соглашаемся с их видением картины мироустройства. В таком случае все фрейдовские вопросы лишние. «Снеговик», позиционируя себя как психологический постулат, оставляет вопросы во время и после просмотра. Ответы, на которые стоит поискать в монтажерной и в кабинетах студийных воротил. Хотя комплекс неполноценности все-таки справедливости ради проходит красной линией в картине. Затрачивать же силы, на головоломку протекающего сквозь пальцы сюжета особо желания нет. Как нет и следов морального просвещения. Если и были там какие-то ценности, заложенные создателями фильма, то они явно не выдержали суровых погодных условий современно кинорынка.

«Снеговик» (18+)
Режиссер: Томас Альфредсон
Актеры: Майкл Фассбендер, Ребекка Фергюсон, Шарлотта Генсбур, Дж. К. Симмонс и др.
Бюджет:  $35 млн
Оценка  ★★☆☆☆

P.S. Автор благодарит за организованный просмотр кинотеатр «Мадагаскар».

Новости партнеров