Культура

Консервативное «Убийство в Восточном экспрессе», пропагандистское «Дело храбрых» и впечатляющий «Ван Гог. С любовью Винсент»

kandyshev@stolica-s.su

«Убийство в Восточном экспрессе» — ​детективная притча о соломоновом решении

Сериал «Шерлок» производства BBC изменил мир детективного жанра. Актуализация устаревшего источника под современные реалии. Блестящая работа операторов и монтажеров, которые ускорили весь процесс. Абсолютно циничный сноб и социопат Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча и закомплексованный моралист Доктор Ватсон, сыгранный Мартином Фриманом, создали замечательный дуэт. Их герои любопытны и привлекательны, потому что они развиваются и растут на наших глазах, взаимообогащая друг друга и становясь с каждой серией ближе к нам. В итоге паровоз меняется на скоростной поезд. Авторы «Шерлока» прочувствовали, что темп мира изменился по сравнению со временем, когда был написан роман сэра Артура Конан Дойла. Но проблемы остались все те же. Только, чтобы донести их до зрителя в наши дни, необходимо наладить канал связи. Несколько наивно полагать, что сегодняшняя аудитория сможет с полным вниманием проследить за неспешным и размеренным ходом событий, где многое завязано на разговорах. Это скучно и очень утомительно, когда лента соцсети меняется за доли секунды.

Поэтому новая работа английского режиссера Кеннета Браны по известному детективу Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» как детектив совершенно не состоятельна. Утонченные наряды, аутентичные декорации, блестящий актерский состав, не уступающий по именам одноименному фильму Сидни Люмета 1974 года, выглядят безупречно и привлекательно. Но только не для поколения, воспитанного на Дэне Брауне, Стиге Ларссоне и Ю Несбе, чьи произведения не проходит и года появляются на экранах. Экспрессия, эмоциональность, динамика, экшен, все к чему нас приручил «Шерлок» XXI века есть у вышеперечисленных авторов. Кеннету Бране удается вызвать симпатию к своему варианту Эркюля Пуаро (да не обидится Дэвид Суше), практически не уйдя в лишнюю и вредную комичность, а сохранив его внутреннюю волю и доминирующую роль в любой ситуации до конца. Вот только сетуешь, что его герой раскрывается в полной мере. Остальные же выполняют только роль жертвенных фигур ради этой цели. Нарцистично ли так поступать со стороны режиссеры? Безусловно. Однако, в рамках сюжета такая диспозиция абсолютно оправдана. Поэтому мотив раскрытия убийства героя Джонни Деппа, с очень темным и скверным прошлым, обнаруживающийся практически у всех без исключения пассажиров поезда не видится большой интригой. А вот терзания сыщика представляют куда больший интерес для искушенного зрителя. Моральный выбор, который был раньше ясен и четок, последовательно теряет педантичную симметричность. Потому что не все в нашей жизни делится на белое и черное. Герой это осознает и с него мигом и только на мгновение срывается маска непоколебимости и самоуверенности. Внутренний конфликт куда более в этом плане проникновеннее, чем сам акт возмездия. Детектив, по сию пору уверенно разделявший в своей доктрине -»хорошо» и «плохо», начинает в ней сомневаться, потому что «теперь есть вы…» Именно такая уязвимость и человечность, проглядывающая через маску супергероев, которыми в полной мере являются и Эркюль Пуаро, и Шерлок Холмс в своих Вселенных особенно привлекательна для зрителя.

Когда история подходит к развязке, перед тобой вырисовывается крайне любопытная психологическая конструкция из аллюзий к библейским сюжетам, дихотомии добра и зла, и собственно самого преступления. А помещенный в ее центр главный герой ленты — ​лучший сыщик в мире Эркюль Пуаро (в исполнении самого режиссера), словно Соломон, должен сделать важнейший выбор. Разумеется, Кеннет Брана, которого можно было видеть недавно в «Дюнкерке» Кристофера Нолана, старается наладить контакт с аудиторией. Ему важно, чтобы зритель не просто отсидел весь сеанс до конца, думая кто убийца. В отличие от многих других детективов Агаты Кристи, это становится понятно уже после середины картины. А главное, чтобы он стал свидетелем и судьей происходящего на экране. Вот только модель, которую избрал постановщик первого «Тора» и «Золушки», безвозвратно устарела. В нашу постиндустриальную эпоху, когда человеку проще забить ключевые слова в поисковик, и все узнать у Siri, крайне изнурительно следить за изысканностью, размеренностью и выдрессированным классицизмом. Только адаптированная под современные запросы аудитории вещь, добьется наибольшего отклика. Тем более, когда она действительно пытается донести до нас важные и непоколебимые временем постулаты.

«Убийство в Восточном экспрессе» (16+)
Режиссер: Кеннет Брана
Актеры: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп и др.
Бюджет:  $55 млн
Оценка  ★★★☆☆

«Дело храбрых» ода неподкупному героизму

Как бы ни была сильна пропагандистская машина в Советском Союзе, но сильные фильмы прокоммунистического и антикапиталистического толка у них получалось снимать великолепно до Великой Отечественной войны. Потом мы видим явный крен в поверхностность образов и выхолощенность сюжета. А вот в Соединенных Штатах, не смотря на продвигаемые ими по всему миру идеи демократии, смогли поставить на поток киноленты, прославляющие в полной мере подвиг представителей среднего класса, о которых писали в своих экономических трактатах Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Прежде всего, привлекает отсутствие нарочитости в этих лентах, а наоборот ее честность и рассмотрение всех сторон описываемой проблемы. Самоанализ, не показная порка, а именно жесткая критика как в прошлогоднем «Глубоководном горизонте» Питера Берга смотрится и вовсе выдающейся. Также как и «Чудо на Гудзоне» главного американского режиссера-патриота Клинта Иствуда. «Малышка на миллион», «Гран Торино», «Снайпер» фокусируются на личной трагедии отдельно взятого человека и раскручивают ее до самых широких горизонтов, поднимая проблему на государственный уровень.

Режиссер Джозеф Косински, неудачно попытавшийся реализовать себя в научной фантастике, сняв провальный «Обливион» с Томом Крузом, смог выдать очень крепкую и куда более скромную по замашкам работу. Автор в своем новом фильме «Дело храбрых», основанном на реальной истории, ставит основной целью раскрыть и заострить внимание общества на подвиге обычного человека. В данном случае речь идет о команде пожарных. Реально произошедшая драма, не могла пройти мимо поле зрения всевидящего ока Голливуда. По началу просмотра видно как выдержан степенный тон повествования, напоминающий хронику, а не художественное полотно. Мы знакомимся с героями. Вот только постепенно на авангард событий выходят два главных из них: командир отряда Эрик Марш — ​Джош Бролин («Харви Милк», «Старикам тут не место») и Брендан МакДона — ​Майлз Теллер («Одержимость»). Герой Бролина видит в юнце, себя самого в молодости и тут же проникается к нему симпатией, беря на себя роль отца. В то время персонаж Майлза Теллера никто иной как очередной «гадкий утенок», который хочет вырваться из порочного круга, в котором он застрял. Под жесткой опекой товарищей и друзей, которых он находит среди этих грубых и жестких пожарных, юнец словно персонаж Логана Лермана из «Ярости» Дэвида Эйра, рождается заново. Правда второй шанс получает не только он, а сотни людей. Но какой ценой?! Ему приходится выбирать между делом, которое сделало его человеком и дочерью, с которой он хочет проводить больше времени. Отсюда и ревность командира-отца, который уже давно сделал выбор в пользу первого. Хотя и он начинает колебаться. Внутренний конфликт его чуть было не сжигает, если бы не его жена Аманда, в исполнении потрясающей воображение свое игрой Дженифер Коннелли («Игры разума», «Реквием по мечте»). Ее мужеству в итоге поражаешься больше всего.

Главное, пожалуй, не столько информативная функция картины, которая как и в случае с детективом от Кеннета Браны легко прогугливается, сколько развязка и дискурс возникающий после нее. Она подведена великолепно. Тот катарсис, который ты испытываешь в этот момент, оправдывает все ожидания. Словно после просмотра «Эвереста» и «Прогулки» ты выходишь пораженным, словно побывал в параллельном мире. С одной стороны таком же, как наш… Вот только гораздо честнее, прозрачнее и живее. Не остается сомнений, что эти люди, для которых работа риск, не лишенная романтизма и поэтичности, герои без купюр. Они не попадут на глянцевые журналы. На их инстаграмм подпишутся только хорошие знакомые и родственники. Никто не будет стоять в очереди к ним за автографом десятки часов. Однако, благодаря универсальному инструментарию молодого, дерзкого и крайне разнообразного искусства под названием кинематограф их история оживает и транслируется на огромную территорию, выходя далеко за рамки первой полосы местичковой газеты.

«Дело храбрых» (16+)
Режиссер: Джозеф Косински
Актеры: Джош Бролин, Майлз Теллер, Джефф Бриджес, Дженнифер Коннелли, Тейлор Китч.
Бюджет:  $38 млн
Оценка  ★★★☆☆

«Ван Гог. С любовью Винсент» впечатляющий путеводитель

Винсент Ван Гог — ​испаханное поле. Точнее его жизнь, преисполненная трагедии: личной и профессиональной. Впрочем, его взлет, превративший неудачного проповедника и торговца картинами, в одного из самых известных и дорогих художников мира поразителен. Поэтому обращения авторов к этому персонажу это не столько риск, сколько благодатная почва для создания очередной привлекательной работы, которая пойдет к тебе в копилку. Просто невозможно снять плохое кино об этом человеке, его жизнь диктует и сценарий и постановку. У тебя задача выбрать главного героя, прочитать письма Винсента к брату Тео и его друзьям и коллегам, а потом найти скромный бюджет на воплощение твоего замысла. Можно сколь угодно обвинять авторов, что у них в руках козыри, но они также рискуют и берут на себя серьезную ответственность перед многомиллионными поклонниками творчества голландского мастера. Он создал мир и каждый волен его понимать и оценивать по-своему. Также как оценивали и понимали его картины современники. Не угодить в ловушку при обращению к такой греческой трагедии очень трудно. В лучшем случае мы поразимся и откроем еще одну грань гения. В худшем лента станет в один ряд с другими работами.

Поэтому для режиссера, берущегося за такой амбициозный замысел важно думать не столько о поклонниках, сколько о равнодушных душах, индифферентных к дискуссиям о «Подсолнухах» и отрезанию уха. Непорочная третья сторона, которая колеблется словно маятник Фуко в своих жизненных коллизиях — ​это лакмусовая бумажка для таких картин. Александр Митта в своей работе «Шагал-Малевич» не открывает новые грани для знатоков и оставляет равнодушными менее искушенных зрителей. Отсюда удивительная незатейливость авторов новоявленной работы «Ван Гог. С любовью Винсент». Постановщики Дорота Кобела и Хью Уэлшман пошли по пути наименьшего сопротивления. Они мало того, что используют при основе сценария письма художника. Так еще на экране мы видим ожившие полотна гения, нарисованные вручную. Картины и большую часть сценария они позаимствовали у самого героя повествования. Впрочем, последнее неудивительно, так как Ван Гог полностью раскрывается именно в письмах. «Ван Гог: Портрет, написанный словами» Эндрю Хаттона, где главную роль сыграл Бенедикт Камбербэтч нагляднейшим образом это доносит. А вот фабулу постановщики новоявленного фильма подсмотрели у нетленного «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Только «Роузбад» («розовый бутон») — ​последние слова главного героя картины 1941 года, от которых отталкивается повествование, заменяется на письмо Ван Гога младшему брату. А журналист, искавший ответ о смысле загадочной фразе, на старшего сына почтальона Джозефа Рулена, с которым Ван Гог дружил в Арле, Арманда. Ему предстоит пройти последние дни жизни голландского художника, дабы отыскать ответ на вопрос о его загадочной смерти. Было ли это на само деле самоубийство? Хотя по большому счету авторы выдумывают эту загадку, создавая щекочущую интригу и придавая детективный оттенок ленте. Только с той лишь целью, чтобы сделать кино более привлекательным. В итоге они отвечают не на этот искусственно созданный вопрос. Их исследование гораздо ценнее, так как им удается донести до невинной публики ответ: был ли Винсент Ван Гог — ​гений?! Не все персонажи, с которыми сталкивается наш путеводитель, согласны с этим тезисом. Одни принимают его за сумасшедшего, нарушившего их тихую и размеренную жизнь. Другие воспринимали Ван Гога не более как странного дурака, над которым очень удобно издеваться. Наш гид по началу скорее согласится с первыми. Ни отец, ни Папаша Танги поначалу его не могут убедить в обратном. Вот только истинность художника, как и персонажей его картины, раскрывается не с первого взгляда. В итоге, напряжение нарастает, а ты и сам начинаешь сомневаться в своей точке зрения. Благо сомнения быстро рассеиваются, как и тайна вокруг кончины голландского живописца. Дочь доктора Гаше, как и сам врач становятся важнейшими свидетелями в этом прозрении. Мы узнаем мотив смертоносного и одновременно бессмертного поступка, который в полной мере вытекал из судьбы художника. «Тихая смерть все равно, что идти пешком к звездам, а не лететь к ним. — ​звучит его последнее письмо к Тео. — ​Я всего лишь кто-то, у кого никогда не будет завидного положения в обществе, словом низшие из низших.. Ну что ж, даже если это все чистейшая правда, я хотел бы показать через то, что я делаю, что этот никто, это ничтожество прячет в своем сердце». Арманд, это увидел…

«Ван Гог. С любовью Винсент» (16+)
Режиссер: Дорота Кобела, Хью Уэлшман.
Актеры: Дуглас Бут, Сирша Ронан, Джером Флинн, Крис О’Дауд.
Бюджет:  5 млн евро
Оценка  ★★★★☆

Новости партнеров