Авто

Вело и дело

© Столица С | Юлия Честнова

«Столичные» велосипедисты — ​о том, почему выбрали двухколесный транспорт и что им мешает

Небольшие размеры Саранска должны делать его удобным для любителей повседневной езды на велосипеде: и на работу легко добираться, и для здоровья полезно. Но бума двухколесного транспорта не наблюдается в отличие от стран Европы, где даже небольшие поселки окружены велодорожками. Денис Тюркин, решив расспросить тех людей из своего круга общения, кто все же часто ездит на велике наперекор неразвитой инфраструктуре и наглым автомобилистам, понял, что почти все они… работают в «Столице С»!

Геннадий, верстальщик, 43 года: «Собаки — ​враги велосипедистов»

Как давно ездишь?

— Года три уже как. Однажды встретил знакомого на велике. И мне жутко захотелось. Я ему говорю: «Какая классная штука!» Попросил его написать модели «ВКонтакте», посоветовать. Со списком пошел в магазин, смотрю, а эти модели стоят по 40–60 тысяч. Я пошел в другой магазин. Там цены по 6–10 тысяч, вот это уже мое! В итоге купил за 11 тысяч «Форвард Хеспер». Это что-то вроде «Лады-Приора», если перевести на язык, понятный автомобилистам.

Какой у тебя сейчас велосипед?

— Да тот же самый, менять пока не собираюсь. Прокалывал пару раз шину, вот и все проблемы. А, два раза спицы ломались, но это их болезнь. Дополнительно установил велокомпьютер, зеркало, фонарик, вот и все.

Что привлекает в этом виде транспорта?

— Вспоминаю молодость! Еще по кайфу свобода, скорость, хотя я езжу неспешно, че уж там. Ну и бюджетно получается. Экономлю на транспорте. Я посчитал на калькуляторе и понял, что за полтора сезона «отбил» велосипед. Сколько стоит проезд на троллейбусе? 16? Ну вот, в два конца — ​уже больше 30. По дорогам не езжу. Боюсь. Езжу по тротуарам, давлю прохожих. Шлем не покупаю, потому что езжу неторопливо.

Где обслуживаешь?

— У мастера Валеры в магазине «Триал», очень хороший специалист, мне его посоветовали. Сам только смазываю цепь время от времени.

Какое самое длинное расстояние преодолел?

— Даже не знаю, не мерил никогда.

Что мешает?

— Студенты со смартфонами. Они ходят, не смотрят по сторонам. Приходится объезжать. Собаки — ​враги велосипедистов. Всегда хотят укусить. Особенно дворняги. Однажды укусила, хотел даже в больницу идти, но поленился. Голуби еще враги: будут сидеть до последнего, а я боюсь их задавить.

Инфраструктура Саранска устраивает?

— Нет, разумеется. Я ж говорю: негде ездить. По новым велодорожкам ездил только раз — ​в экопарке. Они формально для великов, но там пешеходы ходят, где захочется.


Константин, программист, 26 лет: «Количество транспорта с каждым годом растет. Дураков — ​тоже»

Как давно ездишь?

— Так-то с детства… Помню, был у меня четырехколесный «Конек-горбунок». На двух колесах научился от безысходности: сначала отвалилось одно дополнительное, и никто велик не чинил, а потом и второе. «Кросса» у меня не было, поэтому следующим этапом сразу стал взрослый «Уралец», который родители собрали из двух разных. В финансах тогда семья была стеснена… Первое время приходилось кататься стоя, так как не хватало роста. Самостоятельно купил велик себе, когда учился на первом курсе университета. Копил, откладывая со стипендии, экономил на обедах… Модель называется «ДжиТи Агрессор», это «американец».

Какой у тебя сейчас велосипед?

— До сих пор на «ДжиТи Агрессоре» езжу, никаких претензий к нему. Получается, уже восемь лет.

Что привлекает в этом виде транспорта?

— Свобода. Есть такие места, куда на машине не доберешься. Еду, куда хочу: по полям, по лесам, к аэропорту… Есть люди, которые катаются каждый день, но я к таким не отношусь. Хотя одно время часто участвовал в покатушках, организованных саранской группой «ВелоСаранск». Каждый вечер, в назначенный час, мы встречались у Ушаковского собора и отправлялись в самые разные точки, как правило, в пригород: Зыково, Ключарево, Атемар… Знакомились, классно общались! Меня удивило, что наравне с парнями «работали» и девчонки. Это было в бытность мою студентом. Потом, когда я стал работать, времени на такие совместные поездки стало меньше. По сути, я стал одиночкой и езжу либо в офис, либо по выходным на природу.

Где обслуживаешь?

— Первый год — ​в магазине, где покупал велик, это входило в стоимость. Потом стал все делать сам: и проколотые камеры заклеиваю, и тормоза регулирую, и каждый сезон цепь очищаю и смазываю. Я вообще чистюля, поэтому очень часто велосипед мою.

Какое самое длинное расстояние преодолел?

— Наверное, 50 км, когда ездил в Подлесную Тавлу.

Что мешает?

— Большой поток транспорта. Я всегда езжу по дороге, помню, даже подростком уже ездил. Старший брат у меня автомобилист, и я, катаясь с ним в машине, «впитывал» ПДД. Поэтому мне и проще ездить в общем потоке. Но сейчас это делать сложнее: количество транспорта с каждым годом растет. Дураков — ​тоже.

Инфраструктура Саранска устраивает?

— А она есть? То, что сделано в экопарке и на Юго-Западном шоссе, — это 0,000001% от необходимого объема.


Ольга, дизайнер, 26 лет. «Когда я на дороге, машины едут очень осторожно, водители видят, что я с ребенком»

Как давно ездишь?

— Примерно четыре года.

Какой у тебя сейчас велосипед?

— GT Avalanche 4.0, он же первый и единственный. Считается хорошим. Как выбирала? Для начала определилась с типом велосипеда: нужен был для езды по городу и по пересеченной местности. Затем тормоза дисковые. Никто мне не советовал, тогда в велах вообще не разбиралась. Профильные форумы изучала, так и выбирала. Хотела купить шоссейник, но поняла, что он не выдержит убитых дорог. Сложно на нем ездить по тротуару, где ямы и бордюры. Нынешний вел меня до сих пор устраивает, никаких поломок не было. К приобретению велосипеда я пришла… логично, что ли. Никто из моих знакомых не ездил, поэтому мне не с кого было брать пример. Я всегда интересовалась спортом, саморазвитием. А велосипед это может дать частично. Тут и сердце тренируешь, и ноги… А еще город у нас маленький, по нему удобно ездить на веле. Всего 20 минут, наверное, от Центра в любой конец города. Так-то и осознала, что мне нужна эта техника.

Что привлекает в этом виде транспорта?

— Развитие, спорт. Ну и часто бывает, что на нем можно быстрее добраться куда-то. В несколько точек удобнее, чем на такси. И дешевле, само собой. Первое время я ездила на биатлонку. Училась ездить по бордюрам, объезжать мелкие препятствия. Как-то не очень активно использовала его в повсе­дневной жизни. Но однажды со мной случилась неприятность: упала через руль, зацепившись за гирлянду, которая свисала с дерева. В итоге царапины, ушибы, а плечо до сих пор дает о себе знать. На помощь пришел велосипедист. Он сказал, что в городе есть группа «ВелоСаранск», участники которой каждую пятницу собираются и все вместе катаются по городу, пригороду. Вылазки такие у них. Я заинтересовалась и стала ездить на встречи. Участвовала в поездках, занимавших несколько дней. Все прошлое лето провела в поездках по Мордовии. Помимо туризма, использую байк и в повседневной жизни: езжу на работу, за покупками в магазин, уже два года вожу в детский сад свою дочь. Только на велосипеде, в специальном кресле. Она обожает в нем ездить. Расстраивается, когда не получается. При этом с креслом тоже нужно уметь передвигаться, ведь это дополнительный груз больше 20 кг, с ним легко завалиться. Недавно, кстати, дочери купили собственный четырехколесный вел, она уже со мной на нем на работу ездила. Когда еду одна, то только по дорогам. С дочерью и по дорогам (стараюсь по отработанным маршрутам, там, где уже знаю расположение знаков, ям, других опасных мест), и по тротуарам. Правда, на тротуарах не так удобно: там люди иногда ходят по диагонали, могут резко остановиться и пойти в другую сторону, а дочку трясет из-за бордюров, люков, каких-то ям. А когда я на дороге, машины едут очень осторожно, водители видят, что я с ребенком. На веле езжу в любую погоду с марта по ноябрь. Зимой — ​нет, потому что холодно, ветер обдувает сильно. В движении холодно, а когда останавливаешься, бросает в жар, это неудобно. Хотя, конечно, мечтаю зимой тоже использовать велосипед. Для этого нужны шипованные шины, хочу купить, возможно, в этом сезоне попробую. Ну и экипировка потеплее необходима. Сейчас у меня уже есть специализироварые вещи для езды на велосипеде: контактные педали, велообувь, шорты, комбинезон, перчатки, очки, велокомпьютер, велорюкзак, светоотражатели и фонари, корзинка… На экипировку трачу не сказать, что много. Самое главное, что купила, — ​это шлем. Раньше ездила без него, но потом благодаря единомышленникам поняла, что защита крайне важна. Можно всю жизнь ездить без шлема, но в один момент погибнуть. Поэтому, чтобы уберечься от одного этого раза, и надеваю шлем. Я, кстати, настолько за сезон привыкаю к велу и свободе, которую он дает, что зимой с трудом выдерживаю ожидание на остановке.

Где обслуживаешь?

— У друзей. Сама кое-что делаю: подкручиваю что-то, цепь смазываю. Кстати, некоторые велосипедисты не знают, как правильно пристегивать технику, чтобы не украли. Крепят к переднему колесу! Хотя его снять можно за несколько секунд, и в руках у воришек останется весь вел только без одного колеса. А крепить правильно нужно к раме и заднему колесу.

Какое самое длинное расстояние преодолела?

— Наверное, километров 70.

Что мешает?

— Быдловодители. Городской транспорт еще зажимает. С ним одна неприятная ситуация случалась. Я ехала по улице Московской и на перекрестке с Коммунистической едва не попала под автобус, водитель которого поворачивал направо и не пропустил меня. Мне даже самой пришлось свернуть, чтобы не угодить под колеса. Свидетелем ситуации стал автомобилист, он скинул мне запись с видеорегистратора, с которой я уже отправилась в ГИБДД. В итоге водителя автобуса оштрафовали. Кстати, планирую себе видеорегистратор установить. Таксисты не­адекватно могут себя вести, но это редко. Еще мешают сливные канавы на дороге. Отверстия в решетке расположены по направлению движения, поэтому колесо может провалиться туда. Можно даже перевернуться, если решетки низко по отношению к уровню асфальта расположены. Мешают открытые люки и раздолбанные края дорог, по которым мы ездим.

Инфраструктура Саранска устраивает?

— Не устраивает отсутствие велодорожек и выделенных полос для велосипедистов по городу. Особенно это актуально в Центре.

P.S. В редакции есть еще один активный велопользователь — ​охранник, который даже в ненастную погоду приезжает на работу на своем байке, но он не пожелал интервьюироваться…

Новости партнеров