Авто

«Видя женщину в форме, водители сразу становятся дисциплинированными!»

© Столица С | Вячеслав Новиков

Замначальника отдела аналитики Управления ГИБДД по РМ Ирина Селецкая — о служебном пути, выпивших трактористах и снижении смертности на дорогах

Ирина Анатольевна — ​женщина романтичная и симпатичная, но с нарушителями шутить не любит. Всю жизнь борется за порядок на республиканских дорогах, денно и нощно болеет душой за служебное дело. Больше тридцати лет положила на алтарь безопасности. За плечами — ​успехи, достижения и благодарности, а на самих плечах — ​погоны полковника…

«Пришла временно, а получилось навсегда, — ​улыбается госпожа Селецкая, — узнала после окончания школы, что в ГАИ освободилось место секретаря-машинистки, и решила попробовать. Мечтала о высшем образовании, а в те годы поступить в университет было проще с направлением, вот мне его на службе и дали. И с наставником повезло — ​начальником ГАИ был Николай Васильевич Сидорский, ветеран Великой Отечественной. Он и сейчас здравствует. Помню, сумел разглядеть во мне все лучшие качества: и трудолюбие, и аккуратность, и умение доводить дело до конца. Так поступила на заочное отделение юридического факультета и совмещала учебу со службой, а через полгода меня назначили на аттестованную должность, и после окончания первого курса я получила звание младшего лейтенанта. И вот вызывает декан и предлагает перейти на очную форму, стимулируя стипендией в сорок рублей, но у меня в то время уже зарплата была 185! Да и молодых сотрудников в ГАИ оказалось мало, пришлось отказаться. Так на заочном и осталась. К концу обучения стала уже старшим лейтенантом. Тогдашняя моя работа была связана с исполнением административного законодательства — ​рассмотрение дел об административных правонарушениях. Отдала этой сфере 20 лет. В те годы штрафы и лишения прав были в полномочиях ГАИ. И наказание проходило в публичной форме.

Мы ездили по райцентрам и в домах культуры встречались с нарушителями. Трактористы по семьдесят человек собирались. Спрашиваем: «Почему ты сел за руль пьяный?!» — ​«Думал, что все пройдет нормально, никто не остановит». Кто-то получил приятную новость и напился от радости, а потом сел за рычаги, у кого-то, наоборот, неприятное известие, пришлось выпить с горя. Бывали случаи, когда из-за праздничного стола приходилось везти человека в больницу. Всякое было. Надеялись, что пронесет, по-русски говоря. Могу смело сказать, что сегодня пьяных водителей стало меньше. И большие штрафы останавливают от неразумного шага, и за повторное нарушение ждет уголовная ответственность».

Поднимаясь в кабинет Ирины Анатольевны, я ожидал увидеть рояль в кустах герани, ведь, по агентурным данным, она окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но рояля не оказалось. Зато в Красном углу икона Параскевы Пятницы, а над рабочим столом портрет Владимира Владимировича Путина. И по всему коридору цветочный запах пропаганды безопасности дорожного движения. «Пианино я давно отдала племяннице, — ​вспоминает товарищ полковник.— ​Дочка сестры поступала тогда в музыкальную школу, а теперь уже и сама там преподает. А мне играть некогда. Вот если к ним в гости прихожу, то могу исполнить «Цыганочку». Раньше родители просили аккомпанировать на застольях, играть старые песни из советских фильмов. А мне нравится классика. И в музыке, и в одежде, и в быту. Я человек серьезный!

Ирина Селецкая знает, что чаще всего правила дорожного движения нарушают автолюбители с многолетним стажем© Столица С | Вячеслав Новиков

А в чем моя работа сейчас? Это анализ состояния аварийности по республике в целом. Основная причина аварий — ​сознательное нарушение правил. 90 процентов ДТП происходит из-за пренебрежения правилами. Должна сказать, что по статистике большинство нарушителей имеют более 10 лет водительского стажа. Стараемся, проводим профилактические мероприятия. У нас идет массовая отработка по пьянству за рулем, потому и эффект налицо. Мы же предварительно объявляем о проведении операции — ​население должно знать об этом. И эффект положительный. Плюс ко всему мы наладили доверительное отношение с гражданами — ​в дежурную часть батальона поступают звонки, и люди, особенно в выходные дни, звонят и сообщают, что такой-то водитель пытается уехать, выпил, неадекватный. На место сразу выдвигается экипаж. Граждане молодцы! Всегда говорим великое спасибо за это, но материально пока не поощряем. Работаем и с детьми, и со средствами массовой информации. Основная цель — ​снижение смертности в ДТП. Все цифры мы сравниваем сейчас с 2012 годом. И на сегодняшний день идет снижение. Думаю, наши мероприятия все же вразумляют людей, заставляют задуматься и о своей жизни, и о здоровье окружающих. Хочется отметить, что женщин-нарушителей гораздо меньше, чем мужчин. В отчетность входят лишь ДТП с пострадавшими. Впрочем, от этого никто не застрахован».

Ирина Анатольевна как человек ответственный оперирует цифрами и выдержками из документов. Отчетными бумагами завалены все шкафы. Но я пытаюсь провоцировать офицера безпардонными вторжениями в личную жизнь, желаю вывести на чистую воду и наседаю: «Вы попали на службу по протекции высокопоставленных родственников? Проезжаете в форме на красный свет? Превышал ли размер взятки 10 миллионов долларов?» Но Ирину Анатольевну это не испугает: «Да, я сама вожу машину. Но в форме не езжу. Да и сейчас повсюду приборы видеофиксации нарушений — ​им все равно, кто сидит за рулем. Нарушил — ​отвечай! Есть видеорегистраторы и в каждой патрульной машине — ​можно элементарно проследить, как ведет себя инспектор, как составляет протокол. А что касается родственников, двоюродный брат папы Алексей Подлеснов всегда стоял с жезлом на проспекте Ленина, но я пришла в ГАИ вовсе не из-за него. (Смеется — ​«С») Муж у меня гражданский и прекрасно меня понимает. Когда я еще не водила машину, он всегда подвозил по тревоге. Хоть раннее утро, хоть темная ночь. А куда деваться?! Я знала, на что шла. Если уж выбрала такую профессию, надо соответствовать. И родители привили мне дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность во всем. А самое главное — ​люблю свою работу. И если начала что-то делать, то обязательно доведу до конца, не считаясь ни с праздниками, ни с выходными. Трудности возникают порой при подготовке серьезных документов, но здесь выручает взаимовыручка, коллегиальный подход. Сядем вдвоем-втроем, и все проблемы решим. А еще я была закреплена за школой № 35 и даже председательствовала в родительском комитете. В течение всего учебного года общалась с детьми. Старшие интересовались мототехникой, а с младшими мы проводили конкурсы, викторины, показывали фильмы. Постоянно приглашаем детей и к нам. Здесь есть класс-тренажер, где ребята могут порулить, а потом зайти в музей автоинспекции. Так что не только в кабинете сижу! (Улыбается — ​«С») А раньше и с участковыми ходили, охраняли общественный порядок. Работала в экипаже, выезжали на перекрестки, на пешеходные переходы. Видя женщину в форме, водители сразу становились дисциплинированными. А сейчас всегда принимаем участие в массовых городских мероприятиях. Куда же без нас?! Как отдыхаю? Люблю путешествовать. Помню, увидела в Египте светофоры с обратным отсчетом времени, а потом они и в Мордовии появились. Сейчас нас не выпускают за границу — ​ездим в Сочи и Крым. Мне нравится и северо-западная часть России — ​Питер, Новгород, Псков. Была и во Владивостоке — ​красивые места. Конечно, мы намного продвинулись вперед. И в обустройстве уличной дорожной сети в том числе. Первый раз попала в Европу в 1985 году, ездила в Венгрию. Представляете, что у нас было в то время? А страна с капиталистическим укладом заметно отличалась от наших реалий. Было с чем сравнить, а теперь мы продвинулись вперед, можно в Крыму отдохнуть».

Попрощавшись, смело иду по пешеходному переходу к остановке. Знаю: в Саранске меня никто не раздавит. Полковник Ирина Селецкая дело знает!

Растлениевод

Происшествия

Новости партнеров