Авто

Быстрее, больше и злее

 

Ведущий «Автостолицы» провел рабочую смену с эвакуаторщиками

Рынок эвакуации припаркованного с нарушениями транспорта в Саранске серьезно изменился за последнее время. В день вместо одного принадлежащего муниципалитету эвакуатора на улицы 350-тысячного города теперь выезжают четыре частных. Они увозят в несколько раз больше транспорта, чем раньше. А сопровождающие инспекторы ГИБДД составляют больше материалов. Есть ли результат? За их рабочей сменой посмотрел Денис Тюркин.

Рынок

«С эвакуаторами творится безобразие!» — ​говорили мне дозвонившиеся читатели. «Больно часто они забирают машины!» — ​продолжали они. «Штрафы огромные, а эвакуаторы принадлежат частникам! Даже больше — ​Меркушкину! Меркушкин всем завладел!» — ​возмущались люди. Самое интересное, что один из пожаловавшихся оказался… гаишником в отставке. Ситуация, достойная сатирического произведения Салтыкова-Щедрина. Но разговор не о том, как человек с таким мышлением всю жизнь проработал на страже (ой ли?!) Закона.

Меркушкин, говорите? Ну да, 29-летний Андрей, сын Ивана Ивановича, того самого, что попал в ДТП на Осипенко в Саранске. Владеет компанией «Транспорт и бизнес», которой принадлежат два эвакуатора на базе «Газона». Кстати, именно его работники днем 17 марта 2016 года на саранской улице Толстого при попытке загрузки несильно повредили люксовый внедорожник «Тойота-Ленд-Крузер-200-Екзекьютив Уайт» с госномером «К 979 ОУ 13RUS» стоимостью около 5,5 миллиона рублей. Один водитель эвакуатора уволился на следующий после инцидента день. Что там было с компенсацией — ​«С» неизвестно, но, думается, все решилось нормально, на это есть специальная страховка. Рабочий момент!

Так вот, какая разница, кто начал работу на этом рынке? Фамилия громкая, но микрокомпания Андрея Меркушкина здесь трудится не одна. Еще два грузовичка — ​на базе «Сузуки» модели NP — ​принадлежат саранскому ООО «Велес», где директорствует, судя по интернет-базам, Александр Наумкин. Частники пришли в эту сферу чуть больше года назад, как и установщики передвижных радаров. Просто госструктура передала им часть функций. Это называется модным словом аутсорсинг. Частники играют по чужим — ​республиканским и федеральным — ​правилам, не имея шансов что-то изменить. Их действиями руководит инспектор ГИБДД, только он принимает решение, какое транспортное средство нужно задержать и отправить на штрафстоянку.

Чуть меньше двух лет назад, когда я в предыдущий раз готовил материал об этих специалистах, в Саранске в данной сфере была задействована только одна компания — ​муниципальная — ​«Гаражстройэксплуатация». На балансе у нее находились два потрепанных жизнью МАЗа-«Зубренка». При этом в рабочую смену на улицы города выезжал только один. Один эвакуатор на почти 350-тысячный город. За смену он успевал увезти четыре-пять автомобилей, нарушивших правила остановки или стоянки. Иногда дополнительно приходилось эвакуировать транспорт пьяных или попавших в ДТП. Но не только этим объясняется столь малое количество задержанного транспорта. Я бы сказал, что ребята и не торопились особо. Нет, сам процесс эвакуации был молниеносным. Но пока эвакуатор доедет до стоянки на Лямбирском шоссе, пока выгрузит там машину, пока экипаж перекурит, потом отобедает… Тут и конец работы, 17.00. Причем задерживали в основном только машины, стоящие под запрещающим знаком. За остальные нарушения — ​крайне редко.

Рейд

Я уже сравнивал этот процесс с вычерпыванием воды из пруда большим, но все-таки ведром. А также с ловлей комаров в комнате с открытой форточкой. Пожалуй, что после очередной поездки с ними сравнения придется пересмотреть. С конца 2015 года многое сильно изменилось! Про появление двух частных компаний уже сказал. При этом «Гаражстройэксплуатация» вовсе ушла в тень и теперь не работает в данном направлении. Победившие в конкурсе бизнесмены, понятное дело, не пришли бы на этот рынок без уверенности в том, что работа найдется. Хорошие объемы нельзя обеспечить только усилиями одного инспектора ГИБДД. Здесь изменения про­изошли значительно выше: необходимость усиления борьбы с нарушениями правил стоянки и остановки наконец-то осознали в администрации Саранска, а также в руководстве регионального Управления ГИБДД. Судя по всему, на пересмотр взглядов повлияла и подготовка к ЧМ–2018 по футболу.

Маршрут у эвакуаторщиков каждый день одинаков и не слишком изменился за два года: Большевистская, проспект Ленина, Толстого, Хмельницкого (возле Дома быта), Севастопольская, «Сити-Парк», «Мегастрой». 9 августа я поездил с ними на своем авто. Сначала главное откровение для считающих, что в Саранске глобальная нехватка мест: в каждом случае мне удавалось припарковать машину без нарушения и прийти к эвакуатору, чтобы заснять процесс погрузки авто нарушителя. Хотя ребята меня, естественно, специально не ждали, а, на­оборот, торопились ретироваться с добычей. Было бы желание припарковаться по правилам, а возможность найдется.

Итак, начинаем в 9 утра. На линию выезжают пока две машины с одним инспектором, так как нарушителей в это время, говорят специалисты, маловато. Отправляемся на Большевистскую. Вся улица инспектора не интересует, хотя неплохо было бы «пройтись» по участку от Коммунистической до проезда Жуковского, где паркуются елочкой, сужая четырехполосную дорогу не то что до двухполосной — ​иногда и для полноценной одной полосы места не остается. Так вот, эвакуаторщики мониторят только участок Большевистской у Почты и «Рио». В это время под запрещающими знаками никто не стоит, поэтому едем на проспект Ленина, к Белому дому. Там частенько паркуются на местах для инвалидов. Но с утра все чисто.

Инспектору ГИБДД Юрию Мезенцеву на работе удается оставаться хладнокровным и неконфликтным, хотя нередко приходится общаться с агрессивными автомобилистами© Столица С | Денис Тюркин

Нет нарушителей ни у «Сити-парка», где ленивые посетители ТЦ бросают машины под знаками, мешая проезду авто жителей местных многоэтажек, ни на Проспекте 70 лет Октября у здания Октябрьского райсуда. Поэтому, завершая круг, отправляемся к «Мегастрою». На часах 10.00, будний день, но огромная стоянка почти на 600 мест не пустует. Еще говорят, что у населения нет денег! Имеются и идут они, похоже, на ремонт и строительство. Эвакуаторщики прибыли сюда за лже-инвалидами. Один таковой находится — ​на ВАЗ‑2114. Задержать авто не успевают, с дочерью-школьницей прибегает владелец. Удивительный человек. Живет, похоже, в 90-х годах. Предлагает «договориться» со мной, чтоб не писать об этом случае. Звонит якобы знакомому гаишнику, чтоб тот поговорил с инспектором-эвакуаторщиком и, само собой, уговорил не составлять материал. А штраф-то немалый — ​5 000 рублей. Инспектор посматривает на меня, но, похоже, сдерживающим фактором для него является не только собственная совесть, но и нагрудный видеорегистратор, который включается с началом рабочего дня. «Приз» отправляется гражданину из 90-х на черном ВАЗ‑2114. Общение у «Мегастроя» не заканчивается. К инспектору подходит представитель магазина и спрашивает, как долго страж порядка здесь пробудет. Оказывается, скоро сюда из Казани должен прибыть владелец сети. И «парламентер» переживает, вдруг владельцу не понравится это небольшое сборище у крыльца.

Задерживаться нам не резон, поэтому, как только инспектор дописывает материал в отношении нарушителя, мы ретируемся. Потом, как оказалось, казанский владелец действительно прибыл. Да так, что взбудоражил соцсети. Он припарковался у «Мегастроя» на вертолете. Не на месте для инвалидов, нет.


Водителям-инвалидам I и II групп, а также водителям, перевозящих инвалидов двух групп, напомним, что им разрешено «пренебрегать» знаками «Движение запрещено», «Движение механических транспортных средств запрещено», «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», «Стоянка запрещена по четным числам месяца». Действие указанных знаков не будет распространяться на вышеперечисленных водителей, но при одной важной оговорке: если на транспортном средстве будет установлен опознавательный знак «Инвалид». При этом в Правилах появился подпункт, обязывающий шоферов машин со знаками «Инвалид» иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать «документ, подтверждающий факт установления инвалидности». Из текста официального документа можно понять, что бумагу нужно возить с собой как водителю-инвалиду, так и тому, кто таковым не является, но инвалидов I и II групп перевозит. В ГИБДД напомнили, что за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с такой табличкой предусмотрен штраф 5000 рублей, а сам знак просто конфискуют.

В продолжение разговора об инвалидах. У многих магазинов, торговых центров и гос­учреждений их места пустуют. При этом мест довольно много, и другие граждане, видя это, ставят туда свои авто. Обыватель говорит следующее: «Что, у нас так много инвалидов? Зачем им выделять столько места?!» Обыватель не понимает, что инвалидов действительно достаточно. И они бы рады жить чуть шире пределов своей квартиры, но городская среда к ним негостеприимна. Редкие пандусы почти не приспособлены для них, общественный транспорт — ​частично, двери магазинов и госучреждений спроектированы таким образом, чтобы не пустить внутрь людей с колясками и на колясках. В последние годы инфраструктура потихонечку меняется. Организация парковочного пространства — ​часть этих изменений. И люди с ограниченными возможностями стали активнее. Инспектор-эвакуаторщик Юрий Мезенцев мне рассказал, как в его дежурство по каналу 02 поступил звонок от шофера-инвалида, который не смог припарковаться у центральной Почты, чтобы отправить письмо. Человеку с одной ногой физически непросто. Но его законное место оказалось занято нарушителем. Машину быстро эвакуировали, освободив место для нуждающегося.

Но иногда инспекторы делают бессмысленную работу. В том случае если сам инвалид поленится наклеить на заднее и лобовое стекло соответствующую наклейку, а его машину эвакуируют. Административное производство, конечно, прекратят, но время потрачено. И нервы у автовладельца. К сожалению, в ПДД говорится, что наклейка помещается «по желанию водителя», что, конечно, неправильно. Это должно быть обязательным условием. Зачем плодить все эти конфликты? Буквально в то самое время, когда я писал материал, в редакцию звонил и жаловался священник-инвалид, машину которого эвакуировали с площадки гипермаркета «Магнит». Ругался даже на гаишников, хотя те, по сути, защищают его права! При этом на его «Ладе» не было наклейки. Комичная и глупая ситуация.

Эвакуатор на базе «Исудзу» модели NP© Столица С | Денис Тюркин

Ближе к обеду движение пошло. Нарушители потихонечку стали занимать неположенные места. Эвакуировали машину у Почты (там знак с табличкой действия 60 м; чтобы выявить нарушение, инспектор применил лазерный дальномер), потом с тротуара у Дома быта, далее с тротуара на Демократической у минсельхоза. После обеденного перерыва, который у эвакуаторщиков тоже бывает, лже-инвалиды нашлись на проспекте Ленина у Белого дома и у гостиницы «Саранск».

Далее началось самое интересное. Сразу четыре эвакуатора расчистили перекресток Коммунистической и Ботевградской у МВД. Причина — ​остановка и стоянка на крайней правой полосе у сплошной. Сколько людей вынужденно нарушают из-за таких наглецов, пересекая сплошную или поворачивая из среднего ряда — не счесть. Причем таких мест в Саранске много, и инспекторы пояснили мне, что теперь обращают внимание на подобные нарушения и обязательно будут реагировать на них. Наконец-то!

На той же Ботевградской эвакуаторщикам пришлось повозиться чуть подольше из-за того, что пара машин стояла близко к бордюру, а у одной из них были вывернуты колеса. То ли их водители сделали это случайно, то ли сознательно, наслушавшись рассказов «бывалых». «Бывалые» говорят, что если припарковаться таким способом, то машину не смогут эвакуировать. Чушь! Просто сам процесс занимает на минуту больше. Эвакуаторщики сначала слегка приподнимают одну сторону у машины, а затем оттаскивают ее от бордюра уже на два других колеса надевют захваты.

Итог

За рабочую смену двум инспекторам удается оформить чуть более 20 машин. Плюс — ​составили четыре административных материала в тех случаях, когда владельцы успели вернуться. И знаете что? Результат очевиден. В ходе многих месяцев планомерной работы удалось разогнать стихийную парковку на тротуаре перед Домом быта на Хмельницкого. Там теперь паркуются единицы. Еще чуть-чуть — ​и приучат не занимать места для инвалидов возле Фонда социального страхования на проспекте Ленина. Мы всей редакцией каждый будний день наблюдаем за тем, как оттуда таскают машины. Делаем ставки, успеет владелец или нет. Другой разговор, что там вообще можно избавиться от необходимости эвакуации. Возле Дома быта ширина тротуара позволяет сделать парковку мест на 20. Только столбиками отгородить, иначе жадные водители все оттяпают у пешеходов. Ведь место популярное, клиентов много, а крытую парковку под площадью Тысячелетия городская администрация предпочла продаже трусов. И не нужно будет никого эвакуировать от Дома быта! Непонятно, почему до сих пор владельцы этого здания не договорились между собой и властями. Есть и еще участки, где инфраструктуру можно улучшить, тем самым исключив нарушения со стороны водителей. Сплошная полоса метров на 15 у «Шаурмэрии» на Толстого. Ну если водители идиоты и не понимают, что нельзя парковаться у сплошной, давайте лучше уберем там эту разметку. Ее присутствие ничего не решает. И стоящие машины никому там не мешают. Как не мешают потоку и те, кто встает напротив центральной Почты на Большевистской под знак «Остановка запрещена» с табличкой зоны действия в 60 м. Ну зачем на ровном месте создавать проблемы водителям? Кто согласовал этот знак? А участок проспекта Ленина от бывшего кафе «12 стульев» до Советской площади?! Там по центру идет двойная сплошная, при том что по бокам жмутся автомобили. Как они разворачиваются? Естественно, через сплошную. Но на это нарушение всем плевать. Хотя можно исправить ситуацию таким образом, чтобы люди не нарушали. Сделать это просто: убрать на участке двойную сплошную, а на въезде поставить знак «Парковка», разлиновав парковочные места. Все. Короче, таких мест в Саранске предостаточно. Но это не значит, что можно нарушать. Нужно исправлять.

Новшества в эвакуации

Почти год, с 1 сентября 2016, в России действуют измененные правила задержания транспортного средства (статья 27.13 КоАП РФ). Если ранее возврат собственности владельцу или другому пользователю был возможен только после уплаты стоимости услуг эвакуации и хранения на штрафстоянке, то после нововведений Закон обязывает возвращать т/с «незамедлительно после устранения причины задержания». При этом решить финансовый вопрос все равно придется. Также оговаривается, кто заплатит за услуги эвакуации в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено (распространенная ситуация, когда, например, выяснилось, что машину на место для инвалидов поставил инвалид) — ​это федеральный или региональный бюджет.

Новости партнеров